Приоритетный национальный проект Образование из опыта участия в конкурсе

Начиная с 2001 г. Правительством Российской
Федерации определена новая стратегия на
модернизацию образовательной системы в целом.
Основными задачами модернизации ставятся
возрождение и развитие лучших традиций
российского просвещения, упрочение позиций
России в ряду высокообразованных стран мира и ее
интеграция в мировое образовательное
сообщество. В декабре 2001 года была принята
“Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 года”. Приоритетный
национальный проект “Образование” призван
поддержать учителей в их работе.

Современная ситуация в обществе
характеризуется стремительными изменениями в
различных областях жизнедеятельности человека,
в том числе и в образовании. Этот процесс
сопровождается существенными инновационными
изменениями в теории и практике
учебно-воспитательного процесса. На смену
традиционным способам информации (устная и
письменная речь, телефонная и радиосвязь)
приходят компьютерные средства обучения с
использованием телекоммуникационных сетей, ядро
которых составляет Интернет. Изменения в
экономике влияют на формирование нового
социального заказа, предъявляемого обществом к
качеству подготовки специалистов. Происходит
смена образовательной парадигмы: иные подходы,
иные отношения, иное поведение.

Важнейшей составляющей педагогического
процесса становится личностно-ориентированное
взаимодействие педагога с учащимися. В основе
этого подхода лежит гуманистическая психология
и педагогика. Ш.А. Амонашвили наиболее точно
сформулировал специфику данного обучения: “Цель
личностно-ориентированного образования не
сформировать и даже не воспитать, а найти,
поддержать, развить человека в человеке и
механизмы самореализации, саморазвития,
адаптации, саморегуляции, самозащиты,
самовоспитания и другие, необходимые для
становления самобытного личностного образа и
диалогического и безопасного взаимодействия с
людьми, природой, культурой, цивилизацией”.

Обновление образования сегодня требует от
педагогов знания тенденций инновационных
изменений в системе современного образования,
отличий традиционной, развивающей и личностно
ориентированной систем обучения; понимания
сущности педагогической технологии; знания
интерактивных форм и методов обучения.

В повседневной педагогической практике мы
редко задумываемся, какие технологии стоит
применить в той или иной ситуации. Учителю важнее
результат его труда, а не методическое
обоснование форм и методов педагогической
деятельности. Поэтому распределить каждодневную
деятельность учителя в соответствии с
педагогической методикой можно с большим
приближением.

Для участия в приоритетном национальном
проекте “Образование” необходимо заполнить
информационную карту о результатах, достигнутых
учителем. Я предлагаю лишь часть своей работы,
которая при оформлении вызвала у меня наибольшую
трудность:

Использование современных образовательных
технологий, в т.ч.
информационно-коммуникационных, в процессе
обучения предмету и в воспитательной работе.

“Менять педагогические ориентиры – это самое
трудное и самое необходимое, что приходится
делать сегодня ” (В.А. Караковский). Чтобы идти
в ногу со временем, учителю необходимо быть в
курсе новых педагогических технологий (ПТ). В
своей работе Митрохина О.Н. применяет как
традиционные, так и новые педагогические
технологии.

4.1. Инновационные образовательные технологии,
используемые Митрохиной О.Н.


Название ПТ Формы и методы, используемые
педагогом
Где применяется % использования
1 Репродуктивные Классические уроки с учетом
индивидуальных особенностей личности
обучаемого.
Классические уроки

30%

2 Алгоритмические Управляемое, пошаговое освоение
учебного материала с помощью обучаемых
устройств.
Классические уроки и
консультации
3 Лекционно-семинарская система Проведение уроков – лекций в виде
изложения теоретического материала.
Курс лекций по темам: “Решение
уравнений высших степеней” (9 кл.), “Решение
иррациональных уравнений” (10 кл.) и другие.
15%
4 Диалоговые технологии диспут

дебаты

дискуссия

Урок – дискуссия, урок – диспут,
участие в дебатах с командой учащихся.
5%
5 Игровое моделирование Разнообразные уроки в виде вариаций
деловых игр: урок – соревнование, урок –
консультация, урок – концерт, урок – семинар,
театрализированный урок, урок – конкурс и т.д.
Урок – конференция “Методы
решения уравнений”, урок – суд “Суд над нулем”,
урок – КВН, урок – игра “Счастливый случай” и
т.д.
10%
6 Дифференцированное обучение Усвоение программного материала на
более высоком уровне сложности, создание
оптимальных условий для развития интересов и
способностей.
2002 – 2004г. преподавание в 9.10,11
классе (группа уровень “С”, самый высокий) по
технологии дифференцированного обучения.
20%
13 мая 2002 г. — научно-практическая
конференция
по теме: “Теория и практика
дифференцированного обучения в
общеобразовательных учреждениях”, с сообщением
“Разноуровневое обучение математики в
школе-гимназии”.
7 Личностно-ориентированные “Портфель ученика”

Обучение в
сотрудничестве

Проектные технологии

Эвристические технологии

Квантовое обучение

На уроках и во внеклассной работе 20%

В 2006 году с учащимися 6 “А” и 6 “Б” классов
Ольга Николаевна подготовила проекты по теме
“Историческая эпоха и ее содержание”.
Интегрированный проект по истории возникновения
числа ? объединил знания учащихся по математике,
истории и литературе. При выполнении работы
применялись ПТ: обучение в сотрудничестве и
метод
проектов. Задача каждого ученика
состояла не только в том, чтобы сделать что-то
вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе.
Каждый ученик команды овладел необходимыми
знаниями, сформировал нужные навыки и при этом,
вся команда знала, чего достиг каждый.



Другим примером применения ПТ служит создание
проекта по теме “Движение” (9 класс, геометрия).
При подготовке применялся один из вариантов обучения
в сотрудничестве – “Учимся вместе”.
Класс
разбивается на разнородные группы по 3-4 человека.
Каждая группа получает одно задание, являющееся
подзаданием всей темы, над которой работает весь
класс. В результате совместной работы отдельных
групп и всех групп в целом достигается усвоение
всего материала. Результат работы оформлен в
виде презентации по теме “Движение”.

Также в работе с учащимися, пропустившими
занятия по причине болезни, применяет ПТ
концентрированного
обучения (10 %
использования), т.е. изучение учебного материала
на небольшом отрезке времени.

На уроках систематизации и обобщения материала
использует ПТ “Крупноблочные опоры” (опоры Фреймонового
типа, блок – схемы, таблично – матричные опоры,
20
% использования) – особый вид графической
наглядности, представляющий собой схематическое
конспективное отражение единиц учебного
материала и связи между ними.

Обучение в АСОУ на курсах “Информационные
технологии в образовательной деятельности”

(руководители Г.А. Монахова и Н.В. Монахов) с 1.09.2006
по 11.06.2007 г., повысило компетентность Митрохиной
О.Н. как учителя математики и завуча по
воспитательной работе.

С 2003 по 2006 год Ольга Николаевна работала в 8 “В”
– 11 “В” классе с режимом удлиненного рабочего
дня. Она осуществляла дифференцированно-индивидуальный
подход
, который предполагает построение для
каждого ученика собственной траектории
продвижения
по материалу, отвечающему его
потребностям, возможностям и психологическим
особенностям.

Владение современными педагогическими
технологиями
позволяет Митрохиной О.Н.
повысить мотивацию обучения,
профессионально-практическую направленность
занятий, следовательно, добиться
запланированных результатов в своей
профессионально-педагогической деятельности.

4.2. Информационные технологии, используемые
педагогом.

“Кто владеет информацией, тот владеет всем”
(Ли Якокка).

Быть в курсе современных тенденций в
образовании – неотъемлемая часть успеха
педагога. В настоящее время компетентность и
профессионализм учителя невозможны без владения
информационными технологиями.

Учеба на курсах Intel “Обучение для будущего”
(Использование информационных и
коммуникационных технологий
в
профессиональной деятельности педагога)
в 2005
– 2006 году помогла Митрохиной О.Н. овладеть
компьютерной грамотностью на уровне
продвинутого пользователя. Благодаря полученным
знаниям, она вместе с учениками 6 “А” и 6 “Б”
классов подготовила проекты по теме
“Историческая эпоха и ее содержание”.

Результат работы был оформлен в виде
презентации. С учениками 9 “В” класса
подготовлена презентация проекта по теме
“Движение”.

Март 2007 г.- школьная научно практическая
конференция учителей; Митрохина О.Н выступила с презентацией
работы “ Информационные технологии на уроках
математики”.

2005-2006 учебного года (на сайте Фестиваля
педагогических идей “Открытый урок”, на
компакт-диске и в сборнике тезисов) опубликована
следующая статья: Митрохина О.Н., “Решение
уравнений и неравенств с использованием
входящих в них функций”;

2006-2007 учебного года (на сайте Фестиваля
педагогических идей “Открытый урок”, на
компакт-диске и в сборнике тезисов) опубликована
следующая статья: Митрохина О.Н., “Уравнение с
двумя переменными”. При подготовке этих работ
она работала. При подготовке этих работ она
работала в MS Power Point, MS Excel, MS Word,
математическом редакторе формул
.

Митрохина О.Н. использует Интернет для
самообразования, повышения квалификации,
расширения кругозора. Владение электронной
почтой
помогает общаться с родителями
учеников, а также поддерживать общение с нужными
пользователями и учреждениями.

Свободное владение компьютером, позволяет
Ольге Николаевне использовать обучающие
математические
программы на уроках, а
именно, получить основополагающие знания по
курсу, факультативные материалы, отработать
умения и навыки с помощью интерактивных
тренажеров, проверить знания по отдельным темам,
отследить динамику успеваемости.

Обучение в АСОУ на курсах “Информационные
технологии в образовательной деятельности”
с
1.09.2006 по 11.06.2007 г., повысило компетентность
Митрохиной О.Н. как учителя математики и завуча
по воспитательной работе.

Она научилась работать в различных поисковых
системах
, находить нужную информацию на сайтах
для подбора задач, пользоваться конструктором
тестов
и применять полученные знания в
педагогической работе.

Информационные технологии, используемые
Митрохиной О.Н.


название % использования
1 При подготовке и проведении уроков и
внеклассной работе
60%
2 В научной работе 100%
3 В проектной деятельности 100%
4 Обучение в сотрудничестве 100%
5 При дифференцированном обучении 40%
6 В игровом моделировании 50%
7 Использование Интернета 65%
8 Использование электронной почты 30%

В заключение я хочу сказать, что участие в
конкурсе отнимает много времени, физических и
моральных сил. Порой приходится заставлять себя
делать то, что кажется не первостепенным. Но
когда работа закончена, ты понимаешь, что все
усилия были не напрасны: удалось подвести итог
своему труду, увидеть его результаты и
почувствовать удовлетворение. Это осознание
многого стоит. Оно вдохновляет и помогает
работать дальше.




Следующий: