Приобщение младших школьников к проектной деятельности


На основе авторской программы А.В.Камкина,
И.А.Кузьмина «Истоки» творчески работающими
учителями школы была составлена программа
интегрированного курса «Ступени восхождения»
на 4 года обучения, которая включает в себя три
направления работы: духовно-нравственное,
художественно-эстетическое и обрядово-календарный фольклор.

Через систему знаний и восприятие родной
мелодии, языка, танца, орнамента, образов
традиционной культуры и на основе развития
комплекса различных навыков и умений
воссоздания этого творчества формируются важные
качества личности школьника, связанные с
национальным самосознанием — чувство своей
причастности к народу, к его истории и культуре.

В нашей программе эти линии интеграции
прослеживаются в связях изобразительно-пластического народного творчества с музыкально-поэтическим, обрядово-календарным
фольклором.

В процессе совместной творческой деятельности
учащихся и педагогов возникла идея создания
проекта.

Проект «Зимние праздники на Русской земле»
направлен на вовлечение учащихся в активную
проблемно-поисковую деятельность, предполагает
активное сотрудничество и сотворчество детей и
родителей.

Цели проекта:

  • Воспитание любви к Родине, интереса к русским
    народным традициям.
  • Гармоничное развитие личности ребёнка.
  • Формирование нравственной культуры детей и
    родителей.
  • Задачи проекта:

  • Развивать у учащихся умения самостоятельно
    добывать знания, обобщать и анализировать
    собранный материал.
  • Развивать интерес к историческому прошлому и
    традициям русского народа.
  • Развивать основы исследовательской
    деятельности, творческое воображение, образное и
    логическое мышление, внимание, речь.
  • Формировать умение работать с электронными
    носителями информации, с Интернет-ресурсами.
  • Воспитывать положительную мотивацию в
    обучении.
  • В процессе исследовательской работы дети
    знакомились с историей и традициями
    празднования христианского и католического
    рождества. Ребята узнали о происхождении Деда
    Мороза и Санта Клауса, друзей Деда Мороза
    Снегурочки и снеговика. Познакомились и
    попробовали обрядовые блюда, приготовленные
    совместно с родителями по старинным рецептам. На
    внеклассных мероприятиях были использованы
    материалы, найденные в Интернете, периодической
    и научной литературе о святочных гаданиях,
    рождественских играх и колядках. Изучение
    атрибутов Рождества помогло в оформлении
    внеклассного мероприятия «Зимние праздники на
    русской земле»: пригласительные билеты,
    рождественские открытки, подсвечники, украшение
    зала. Были проведены внеклассные мероприятия:
    «Рождественские игры», «Весёлые колядки»,
    «Стихи и песни русских поэтов и композиторов о
    Новом годе и Рождестве». Изучение
    рождественских обрядов кольских поморов явилось
    составляющим звеном в национально-региональном
    компоненте учебного процесса.



    В представленной нами работе показаны
    составляющие данного проекта: рефераты детей,
    сценарий праздника, электронная презентация,
    которая может быть использована на уроках и
    внеклассных мероприятиях, выставка работ
    учащихся, фотографии, кроссворд.

    Работа над проектом позволила показать
    учащимся как увлекателен, разнообразен,
    неисчерпаем мир традиций, обычаев и обрядов
    русского народа, что имело большое значение для
    формирования подлинных познавательных
    интересов как основы учебной и воспитательной
    деятельности. Исследование и понимание культуры
    своего народа способствуют духовному обогащению
    младших школьников.

    Паспорт проекта

    «Зимние праздники на Русской Земле»

    (Приложение 1)

    Учебный предмет в рамках которого
    проводится работа:
    в системе авторского
    интегрированного курса «Ступени восхождения».

    Учебные дисциплины, близкие к теме
    проекта:
    окружающий мир, история, чтение,
    изобразительное искусство, художественный труд,
    музыка.

    Тип проекта: межпредметный.

    Статус проекта: проект
    практически-деятельностный, направленный на
    вовлечение учащихся в активную
    проблемно-поисковую деятельность, предполагает
    активное участие родителей, создание атмосферы
    всеобщей заинтересованности, сотрудничества и
    сотворчества детей и родителей.




    Следующий: