Принцип гуманизации как условие профессионального самоопределения школьников


“Задача в том, чтобы создать в
процессе
обучения такие условия, в которых человек
проявился бы наилучшим образом”.
Ф.У. Смит

Отличительной чертой стандартов нового
поколения является ориентация на достижение
планируемых результатов, и на первый план
выдвигаются результаты личностного развития
школьника, в основе которых лежит
духовно-нравственное начало, затем предметные и
метапредметные знания. Поэтому процессы
гуманизации образовательного процесса
становятся приоритетными в педагогической
деятельности. Реализация принципов гуманизации
образовательного процесса создаёт
благоприятные условия для развития обучающихся,
улучшает взаимопонимание, взаимоотношения,
взаимодействия между участниками
образовательного процесса, возрастает
творческая активность и инициатива педагогов и
руководителей.

Одними из важнейших результатов школьного
образования в соответствии с его новыми целями и
задачами являются: умение выпускника объективно
оценивать себя в развивающемся мире, навыки
самообразования и саморегуляции, готовность к
активному конструктивному взаимодействию с
людьми и принятию ответственных жизненно важных
решений. Содержание образования должно быть
ориентировано на обеспечение самоопределения
личности, создание условий для ее
самореализации. Гуманная педагогика определяет
образовательную среду как совокупность
социальных и педагогических процессов.

В школе разработана педагогическая концепция
“Школа самоопределения и самореализации”, в
которой определены основные направления работы
педагогического коллектива по формированию
различных видов самоопределения школьников:
интеллектуального, личностного, ситуативного,
социального, профессионального, нравственного,
творческого, самоопределения в культуре. Каждый
из видов самоопределения имеет сложную
структуру, в соответствии с которой должны быть
определены задачи и формы работы по его
формированию.



Профессиональное самоопределение
представляет собою длительный и сложный процесс
поиска личностью своего места в мире профессий,
формирования отношения к себе как к субъекту
определённой деятельности, сопоставления своих
физических и интеллектуальных сил и
способностей, интересов и склонностей,
ценностных ориентаций и установок с
требованиями профессиональной деятельности.
Подготовка учащихся к выбору профильного или
профессионального обучения должна
осуществляться поэтапно.

В нашей школе сложилась система работы по
формированию профессионального самоопределения
учащихся. Деятельность педагогического
коллектива осуществляется по нескольким
направлениям, каждое из которых решает
определенные задачи.


Информационно-ознакомительное
направление (1–11 классы)

Цели и задачи:

Формирование добросовестного
отношения к труду, понимания его роли в жизни
человека и общества. Развитие интереса к
профессиям родителей и ближайшего окружения.
Ознакомление учащихся с миром профессий,
содержанием профессиональной деятельности в
различных сферах.

Формы работы:



Конкурсы рисунков, сочинений,
творческих работ, конкурсы газет, предметные
недели, КВН, фестиваль профессий, деловые игры
профориентационной направленности, экскурсии,
встречи с представителями учебных заведений
представителями различных профессий, совместные
мероприятия с родителями “Профессия моих
родителей”, “Мир моих увлечений”, организация
элективных курсов, оформление информационных
стендов, презентация профильного образования на
III ступени обучения, встречи с представителями
центра занятости (о востребованности профессий
на рынке труда), включение учащихся в различные
виды деятельности, в том числе
общественно-полезный труд, работа отрядов ЮИД
(Юный инспектор движения), ДЮП (Дружина юных
пожарных).

Диагностическое направление (8-11
классы)

Цели и задачи:



Содействие самоопределению
учащихся, учету индивидуально-личностных
особенностей при их профессиональном
самоопределении.

Формы работы:

Изучение способностей, учебных
интересов, увлечений, профессиональных
склонностей и интересов учащихся, составление
папки портфолио.

Консультационное направление

(9, 11
классы)

Цели и задачи:

Помощь в профессиональном
самоопределении учащихся.

Формы работы:

Групповые и индивидуальные
консультации по выбору профессии.




Следующий: