Пример использования метода квазипрофессиональной деятельности в педагогической практике преподавателя колледжа

Пояснительная записка.

Особую сложность для преподавателей при
подготовке студентов к будущей профессиональной
деятельности представляет развитие их
профессиональной мотивации. По словам
Н.А.Бакшаевой, “профессиональная мотивация не
формируется, если в учебном процессе не
представлены те или иные элементы будущей
профессиональной деятельности, ее контекст.”[1,
c.88]. Одной из форм контекстного обучения является
квазипрофессиональная деятельность, т.е.деловые
игры и другая подобная деятельность, в которой
студенты выходят за границы “вычерпывания”
информации в рамках узкой темы занятия, а путем
включения в моделируемые ситуации решает
профессиональные задачи и решает вопросы
социального взаимодействия. Субъективное
“проживание” квази- (псевдо-) профессионального
опыта способствует развитию у студентов не
только познавательной активности, но и
профессиональной мотивации, обеспечивает
включение профессии в качестве культурного
элемента личности студента.

Цели занятия:

  • Обучающая цель: Студенты должны овладеть
    знаниями по вопросам здоровья семьи и
    формирования здорового образа жизни.
  • Развивающая цель: Научить студентов
    самостоятельно пополнять свои знания,
    ориентироваться в мире информации,
    анализировать полученную информацию; развить
    познавательную активность, повысить учебную
    профессиональную мотивацию.
  • Воспитательная цель: Воспитывать у
    студентов ответственное отношение к своим
    обязанностям, к своему здоровью,
    доброжелательное и внимательное отношение к
    пациентам и их семьям.

Вид занятия: урок –
самообследование, деловая игра.

Метод: частично-поисковый,
квазипрофессиональная деятелньость.

Продолжительность занятия: - 2
занятия по 45 минут.

Место проведения: учебный
кабинет.

Хронокарта занятия:

1 и 2 части занятия:

  1. Организационный момент — 2 мин.
  2. Вводный инструктаж — 3 мин.
  3. Самостоятельная работа студентов — 30 мин.
  4. Обобщение и подведение итогов — 10 мин.

3 часть занятия:

  1. Вступительное слово, распределение ролей — 3 мин.
  2. Индивидуальная работа участников — 10 минут.
  3. Квазипрофессиональная ситуация — 20 мин.
  4. Обмен мнениями об игре — 10 мин.
  5. Заключительное слово — 2 мин.

Студент должен знать:

  • факторы риска возникновения заболеваний;
  • методы профилактики, связанные с оптимизацией
    образа жизни;
  • правила здорового образа жизни.

Студент должен уметь:

  • провести консультирование членов семьи по
    вопросам здорового образа жизни;
  • выявить проблемы пациента в связи с его
    индивидуальными особенностями и дать
    соответствующие рекомендации по оптимизации
    образа жизни.

Оснащение занятия: рабочая
тетрадь, опросники, тесты, иллюстрации, таблицы,
схемы, методическое пособие для студента.

Содержание занятия

Вступительное слово преподавателя.

Одной из задач современной медицины является
сохранение здоровья человека, данного природой,
а также восстановление утраченного здоровья. Кто
сможет лучше, чем медицинская сестра, помочь
человеку осознать необходимость здорового
образа жизни, поддержать его в стремлении вести
рациональную с позиции здоровья жизнь? Ведь
именно медицинская сестра постоянно находится в
контакте с пациентами и их семьями, и именно она,
как грамотный специалист, может вовремя дать
необходимые рекомендации, касающиеся здоровья.
И, конечно же, она сама должна демонстрировать и
пропагандировать здоровый образ жизни,
научно-обоснованные нормы жизни.

  1. Самостоятельная работа студентов.

Самостоятельная работа студентов состоит из
двух частей.

Вначале студенты получают рабочую тетрадь (Приложение 1). В рабочих тетрадях
необходимо письменно ответить на вопросы по
теоретическому материалу. При этом студент не
может пользоваться никакой информацией, он
должен полностью работать самостоятельно. Если
при ответах на вопросы все же возникли
затруднения, рекомендуется отложить на время
выполнение задания и вернуться к нму после
выполнения второй части самостоятельной работы.

Вторая часть самостоятельной работы
предусматривает проведение студентами
самообследования. Преподаватель раздает
студентам методическое пособие для студентов (Приложение 2). При проведении
самообследования студенты анализируют свой
образ жизни и выявляют факторы риска для
собственного здоровья. Студентам предлагаются
экспресс-методики по определению характера
двигательной активности, особенностей питания,
эмоционального состояния, характера табачной
зависимости у курящих [2]. В методическом пособии
представлена дополнительная информация по
каждому исследуемому фактору [3, 5, 6]. Учащиеся
должны индивидуально провести самообследование,
проанализировать свои результаты, составить и
записать рекомендации по оптимизации
собственного образа жизни. Данная работа
выполняется письменно в рабочих тетрадях.

После выполнения этой части работы, студенты
могут вернуться к тем заданиям, которые они не
смогла выполнить в первой части работы.

Преподаватель пользуется 3 частью
методической разработки, где даны эталоны
ответов к самостоятельной работе студентов (Приложение 3) и 4 частью методической
разработки, где приведен примерный сценарий
деловой игры (Приложение 4).

  1. Деловая игра

3 часть работы осуществляется в виде
квазипрофессиональной деятельности, в форме
ролевой игра “ЗОЖ”. Данный вид деятельности
имеет важнейшее значение для формирования
профессионального мышления и речи, навыков
профессионального взаимодействия с объектом
труда медицинской сестры. Современная
педагогика и психология доказала, что в
формировании определенного рода поведения
играют роль те или иные установки, имеющиеся у
людей. В то же время, существует и обратная
закономерность: поступки, совершенные человеком
и публичные высказывания своего мнения влияют на
установки человека, т.е. утверждения становится
убеждениями. Поэтому участие студентов в ролевых
играх, в которых разыгрываются ситуации,
приближенные к их будущей профессиональной
деятельности, способствуют не только выработке
профессиональных навыков, обогащению знаний
студентов, но и формированию установок, в
частности здорового образа жизни. Этому
способствуют публично высказанные утверждения и
рекомендации, которые предполагает данная игра.
Кроме того, подобная форма работы отвечает
требованиям здоровьесберегающих технологий.

Внимание преподавателей следует обратить на
важность и необходимость с психологической
точки зрения проведения обсуждения игры и всего
занятия в целом в заключение урока. Обязательно
следует выслушать мнение каждого студента о том,
что нового он узнал на занятии, чему научился,
каково его мнение об уроке. С этой целью можно
использовать импровизированный микрофон, чтобы
каждый участник занятия имел возможность
резюмировать итоги и поделиться своим мнением.

Список литературы:

  1. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология
    мотивации студентов.: Учебное пособие. – М.:
    Логос, 2006. – 184с.
  2. Барбараш Н.А., Шапошникова В.И.. Оцените свое
    здоровье сами. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.
  3. Кодекс здоровья и долголетия. Молодой возраст.
    – “ГЭОТАР-Медиа”, 2006.
  4. Лычев В.Г., Карманов В.К.. Сестринское дело в
    терапии с курсом первичной медицинской помощи. –
    М.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2007.
  5. http://med-ok.ru/
  6. http://www.ne-kyrim.ru/

Следующий: