Применение траектории индивидуального обучения в старших классах вечерней школы

Одним из направлений модернизации образования
является обеспечение индивидуальной
траектории обучения
школьников. Формой
реализации такой траектории выступает индивидуальная
образовательная программа,
в которой ученик
вместе с педагогом планирует свою деятельность и
ее результаты.

Продукт реализации ученических программ –
это их творческие, исследовательские работы,
выполненные в рамках предметов истории,
обществознания, правоведения и
регионоведческого компонента урока истории –
краеведения.

Индивидуальная траектория развития – это
целенаправленная дифференциальная программа,
обеспечивающая учащемуся выбор в развитии и
реализации личностных качеств (самоопределение,
самореализацию) при педагогической поддержке.

Ценность индивидуальной траектории
развития состоит в том, что она позволяет
каждому, на основе реализуемой самооценки,
мотивации, формировать и развивать ценностные
ориентации, творческую индивидуальность.
Индивидуализация образования и воспитания
обеспечивает разностороннее развитие личности
школьника, позволяет формировать навыки
самообразования и самореализации личности.

Создание условий для реализации
индивидуальной траектории развития учащегося
дает возможность учителю использовать различные
механизмы, адекватные современным условиям,
формы и подходы, обеспечивающие развитие
личности учащихся и их социализации, учитывающие
готовность учащихся к обучению,
индивидуально-психологические особенности,
состояние здоровья, социальное положение
школьников. Создание системы дополнительного
образования и внеурочной деятельности позволяет
сформировать воспитательную среду, которая
будет обеспечивать школьникам творческое
развитие и предоставит им свободу для
самореализации.

Научная новизна проекта заключается в
решении воспитательных задач через обеспечение
индивидуальной траектории развития школьника,
что делает учащегося субъектом образовательного
процесса.

Структура индивидуальной траектории
развития включает следующие компоненты:

1) целевой (постановка целей);
2) содержательный (обоснование структуры и отбор
содержания вариативных учебных программ,
программ внеурочной деятельности);
3) технологический (определение используемых
педагогических технологий, методов, методик,
систем обучения и воспитания);
4) диагностический (определение системы
диагностического сопровождения);
5) организационно-педагогический (условия и пути
достижения педагогических целей);
6) результативный (формулируются ожидаемые
результаты).

Целью педагогического проектирования индивидуальной
траектории развития личности является создание
и изменение организационных процессов
воспитания и обучения.

Проектирование индивидуальной траектории
развития личности опирается на известные
классические педагогические принципы
целостности, системности, природо-, социо- и
культуросообразности.

Таким образом, этапы проектирования
индивидуальной траектории
развития могут быть
представлены следующим образом:

1) определение потребностей и мотивов;
2) постановка цели;
3) разработка содержания индивидуальной
траектории развития;
4) определение технологического инструментария;
5) определение направлений диагностического
сопровождения учащегося;
6) определение условий, обеспечивающих
достижение цели;
7) обсуждение результатов и корректировка.

Индивидуальная траектория и
исследовательские работы школьников

Одна из основных задач обучения одаренных
школьников – это создание такого образовательного
пространства
, которое бы им позволяло,
во-первых, овладеть методами исследовательской
работы
, необходимыми им в будущем, а, во-вторых,
дало бы им возможность научиться учиться
самостоятельно
(искать литературу по нужной
теме, ставить проблему, планировать свою работу
по этапам и т.д.). Необходимость решения этих
задач тесно связывает индивидуальный учебный
план с исследовательской работой школьников.
Связь эта двустороння. С одной стороны, работа
над исследовательскими проектами,
индивидуальные консультации у
учителя-предметника резко повышают интерес
ученика к предмету, создают тот интеллектуальный
и эмоциональный фон, из которого естественно
вырастает выбор учеником углубления по данному
предмету, активная и результативная работа в
данной области знаний. С другой стороны,
обсуждаемые проблемы и задачи на уроке в
углубленной группе часто дают толчок и учителю и
ученику для формулирования темы
исследовательской работы. Отсюда следует, что
методика проведения занятий в добровольно
выбранных углубленных группах должна во многом
отличаться от обучения в базовых группах.
Элементы исследования и поискового самообучения
становятся в таких группах наиболее важными.

Для учителя работа в углубленной группе – это
не просто работа с мотивированными детьми, при
которой можно содержательно дальше углубиться в
данную предметную область, практически не меняя
ролей. Работа в углубленной группе прежде всего
требует не дополнительного содержательного
материала (который, разумеется, используется), а
особой роли ученика на уроке. Ученик должен
научиться не только и не столько овладевать
знаниями,
то есть результатами некоторых
научных методов , но и овладеть самими методами
научного исследования
, постановки проблем,
выдвижения гипотез, проверки их и т.д. Все это
делает индивидуальную исследовательскую работу
ученика непосредственно связанной с его работой
на уроке в углубленной группе. Только
индивидуальный учебный план позволяет сделать
эту связь прочной и нормально функционирующей.
Ученик, должен иметь реальную возможность
попробовать свои силы в разных предметных
областях. Этому способствует, как кружковая и
индивидуальная исследовательская работа, так и возможность
гибких изменений своего индивидуального
учебного плана
.

Использование индивидуальных учебных планов
при работе с одаренными детьми позволяет решить
несколько важнейших задач:

  • удовлетворить повышенные образовательные
    запросы;
  • дать возможность попробовать различные
    углубленные курсы и сознательно выбрать профиль
    в старшем классе;
  • сохранить при этом возможности универсального
    образования – углубленного изучения
    непрофильных предметов по выбору ученика;
  • сформировать научное мышление “на стыке наук”,
    совмещая углубления в разных профилях;
  • повысить мотивацию к исследовательской
    деятельности
  • поднять интерес к дополнительному образованию;
  • создают возможность успешного выступления на
    внешних мероприятиях, что является важнейшим
    стимулом к учебе.

Вместе с тем именно работа с одаренными детьми
рождает и проблемы. Главнейшая из которых – как
спасти детей от перегрузки. Индивидуальные
учебные планы важнейшим элементом саморегуляции
и позволяют в значительной степени решить и эту
проблему.

П Р О Е К Т
“Индивидуальные образовательные траектории
развития школьников
в вечерней школе № 5 Ленинского р-на г.
Ростова-на-Дону

Следующий: