Применение технологии интерактивного обучения на уроке развития речи по русскому языку

I. Рождение сказки

Это был урок-экспромт. Бывают ситуации, когда
стоит отложить “на потом” домашние заготовки с
заранее приготовленной темой для творческой
работы и использовать жизненное явление как
воспитательное средство, обратившись к
профессиональному воображению. Наверное,
каждому учителю знакома картина, когда, входя в
класс, он видит, что дежурные не подготовили к
уроку доску. Очевидно, в перерыве дети что-то
рисовали на доске, увлеклись, не услышали звонка,
не успели стереть к приходу учителя.

Конечно, можно пойти на конфликт, выяснить, кто
дежурный, попросить привести класс в порядок, но
урок пойдёт не в том русле, в каком хотелось бы, -
настроение у детей уже испорчено! Ведь уроки
развития речи должны проходить в особой
творческой атмосфере.

А можно снять психологическое напряжение,
например, начать урок с монолога от имени
неодушевлённого предмета: исписанной доски,
валяющейся на полу тряпки, бумажного самолётика
на подоконнике. Ученики, поняв, в чём дело,
критически оглядывают всё вокруг, просят
продолжить игру, предлагая вочеловечить другие
предметы. И тогда рождается идея коллективного
сочинительства. Осталось только придумать
название этому замыслу. Ребята предлагают
написать сказку, или, может быть, сценарий для
мультфильма…

Извини меня, парта!..

Действие происходит в школьном классе. Ночь.
Наконец-то здесь воцарилась тишина…

Вдруг послышались стоны. Со всех сторон класса
раздались голоса.

Кактус:

Апчхи! Апчхи! В природе я живу
в пустыне и не нуждаюсь в лишней влаге. Но дети
почему-то не знают этого и постоянно переливают
меня, у меня уже от этого загнивают корни, и я могу
погибнуть!

Роза: А

меня или совсем не поливают, или
переливают, мои лепестки опадают от этого!

Парта 1

: Апчхи! Нам всем нравится, когда нас
отчищают от клякс и пятен, но как давно нас не
мыли, не натирали до блеска! Вчера Вася Алексеев
прилепил жвачку под мою крышку!..

Голоса ученических парт

:

- Да! Да!

- И к нам тоже лепят жвачки!

Парта 2

: Каждый день из урока в урок за мной
сидят разные ученики и рисуют на моей крышке!

Голоса ученических парт

:

- О да, это ужасно!

- Мне это знакомо!

- И мне!

- И мне!

Парта 3

: Мне неприятно, когда на мне сидят, как
на стуле. Ещё мне не нравится, когда на ней
разбрасывают карандашные очистки!

Последняя парта:

Это ещё что! Очистки… Вчера
Петя Иванов перочинным ножиком провёл по моей
ножке черту, и на ней теперь глубокая царапина,
мне так больно!

Учительский стол

: А я горжусь тем, что я -
учительский стол! За мной всегда сидит учитель.
Он не разбрасывает на мне беспорядочно книги и
тетрадки, аккуратно складывает их в стопки. Но
мне неприятно, когда на мне лежат грязные и
разодранные тетради учеников!

Голоса стульев:

- Простите нас, парты, вам, наверное, неприятно
от того что нас ставят на вашу крышку, когда моют
пол? Но ведь мы в этом не виноваты!

- Нам тоже это не нравится и бывает очень больно,
когда нас потом с грохотом опускают на пол!

- Да! Да! Это очень больно!

Новый стул:

На прошлой неделе Дима Голубев
отвинтил шуруп с моей ножки, теперь я шатаюсь и
всегда страдаю и скриплю, когда кто-то сидит на
мне!

Стул 2:

Не огорчайся! Со мной такое бывает
часто.

Голоса стульев

:

- И со мной!

- И со мной!

- И со мной тоже!

Стул 3

: Придёт плотник дядя Вася и починит
тебя. Хуже, когда на тебе качаются, тогда поломки
очень трудно исправить: ты можешь остаться без
ножки, и тебя увезут на свалку!

Стул 4

: Да, сколько наших друзей уже находится
на свалке!..

Книжный шкаф:

Ребята любят хлопать моими
дверцами! Я не люблю, когда на моих полках лежат в
беспорядке книги…

Телевизор:

Мне становится плохо, когда дети
постоянно нажимают в моём пульте на одну и ту же
кнопку! Качество моего изображения ухудшается
из-за пыли на экране…

Пол:

Больше всех терпеть приходится мне: меня
недавно покрасили, но краска уже стёрлась.
Ученики ходят по мне в грязной обуви, потом плохо
моют пол, и вся грязь остаётся на мне! А ещё они
роняют жвачки и топчут их! От этого образуются
несмываемые пятна!

Портрет А.С.Пушкина:

Мне нравится, когда дети
выразительно читают стихи моего поэта, но они
совсем не замечают, что на моей раме паук сплел
паутину!

Классная доска:

Апчхи! Когда на мне пишут,
мне очень щекотно. Мне нравится, что меня часто
моют. Но и терпеть мне приходится многое: ошибки
учеников на уроке и разные каракули в переменку.
Вот и сейчас меня всю разрисовали и ничего не
стёрли!

Хор возмущённых голосов:

- Надо положить этому конец!

- Мы не хотим больше находиться в этом классе!

- Не хотим!

- Давайте уйдём отсюда!

- Уйдём! Уйдём!

Классная доска:

Стойте! Я очень умная, я все
знаю: на мне каждый день пишут дату и объяснение
темы урока. Я знаю, что надо делать! Нам нужно
написать обращение к ученикам! Мел напишет его на
мне: ведь он у нас грамотный!

Голоса:

- Согласны!

- Да, согласны!

Тряпка:

А я сначала отмою доску!

Голоса:

- Спасибо тебе, тряпка!

- Давайте все вместе сочиним текст обращения!

…На доске появляется надпись:

Дорогие ребята!

Пожалуйста, сохраняйте в классе порядок: не
ломайте стулья, не рисуйте на партах, не
разбрасывайте книги и тетрадки по всему классу,
вытирайте пыль, чаще делайте влажную уборку,
правильно ухаживайте за цветами, мебелью и тогда
мы прослужим вам долго!

Ваши друзья.

… Наутро ребята пришли в класс и увидели, что
кругом беспорядок. Тут кто-то заметил надпись на
доске:

- Ой, ребята, смотрите: здесь что-то написано!

Все сгрудились у доски и стали читать. Подошли
дежурные, они попытались стереть надпись, но она
не удалялась.

- Что же делать? Скоро придёт Марья Петровна, так
не хочется её огорчать!

Тогда ребята дружно взялись за дело, быстро
стали приводить класс в порядок. К приходу
учительницы все в классе сияло чистотой,… и
надпись на доске исчезла!

Марья Петровна приветствовала ребят, похвалила
их за порядок в классе и пошла в учительскую за
журналом. Ребята стали готовиться к уроку, Вася
Петров достал из ранца тетрадки, затем с грохотом
бросил на парту учебник. Гулкое эхо отозвалось в
классе. Ребята притихли. Воцарилась тишина. Тогда
Вася ласково провёл рукой по гладкой крышке
парты и сказал:

- Извини меня, парта!

Как видно из последней фразы сказки,
воспитательная цель урока достигнута.

Такую форму коллективного сочинительства
можно провести на уроке развития речи, на
занятиях по актёрскому мастерству, а также в
качестве сильного воспитательного средства – на
классном часе.

При проведении урока-экспромта учитель
воспользовался идеями, изложенными:

1. В книге Н.Е. Щурковой, В.Ю. Питюкова, А.П.
Савченко, Е.А. Осиповой “Новые технологии
воспитательного процесса” — Москва, 1993 г. и на
сайтах:

2. “Занимательная педагогика” -
http://www.zanimatika.ru/klassnyiy-chas-i-dosug/neobyichnyie-uroki.html

3. Образовательный портал «Мой
университет» — http://www.moi-universitet.ru/list/e-courses/lists/


II. Ключевые процессы на уроке развития
речи с применением технологии интерактивного
обучения

1. Эффективное взаимодействие (интеракция)
участников группового процесса.

Интеракция в процессе постановки целей урока,
выяснения ожиданий, выполнения практического
задания в малых группах, при подведении итогов
урока была обеспечена следующим образом: учитель
– класс, учитель – ученик, ученик- ученик,
учитель – малая группа, ученик – малая группа,
малая группа – класс.

2. Свободноый обмен информацией
(коммуникации).

В процессе урока между всеми участниками
образовательного процесса учитывались разные
каналы восприятия информации учащимися.
Произнося монологи от имени неодушевлённых
предметов, ребята представляли, рассказывали и
показывали, что они увидели бы, что услышали бы,
что почувствовали бы ночью в опустевшем классе,
что сказали бы, будь они классной доской, партой,
стулом, портретом, или иным предметом обстановки
класса. Кинестетикам была предоставлена
возможность выразить себя в конкурсе актёрского
мастерства. Для свободных коммуникаций детям
объясняется, что каждому необходимо внимательно
слушать окружающих, уважать чужое мнение,
ответственно относиться к собственным словам.

3. Обеспечение наглядности хода и результатов
образовательного процесса.

Визуализация целей урока, ожидаемых эффектов
урока, материалов интерактивной лекции,
практического задания и результатов его
выполнения учащимися, итог урока. обеспечивались
с помощью театрализации представления
результатов обсуждения на завершающем этапе
урока. Для ускорения процесса сочинительства
понадобился диктофон. Обращение к ученикам по
общему замыслу было написано мелом на доске.

4. Мотивация всех участников образовательного
процесса.

Для создания и поддержания высокого уровня
мотивации учащихся на всем протяжении урока
использованы такие мощные мотивирующие факторы
как признание равноправной роли ученика, работа
в команде. Сказочная история – продукт
коллективного творчества – должна рождаться в
атмосфере добродушия и сотрудничества, тогда
дети будут получать удовольствие от
сочинительства. Использование в каждой части
урока игровых методов обучения обеспечивает
сохранение и развитие мотивации на протяжении
всего урока, делают урок желанным, ожидаемым
детьми. Позитивный настрой учителя также играет
немаловажную роль в поддержании высокой
мотивации учащихся.

Для мотивированного выполнения домашнего
задания было предложено продолжить работу в
группах в группах (в условиях интерната):

1 группа: написать I часть истории — события,
произошедшие в этом кабинете накануне;

2 группа: II часть (оформить письменно то, что
понравилось на уроке)

3 группа: III действие – что произошло на
следующее утро в классе.

Чья часть истории будет интереснее? Элементы
соревнования вызывают искреннее желание
учащихся прийти на следующий урок русского
языка.

5. Мониторинг образовательного процесса.

Для определения достижения результатов
образовательного процесса, соответствия графика
урока, стадий групповой динамики использовались
песочные часы, а можно использовать условный
звуковой сигнал.

6. Рефлексия педагога и обучающихся.

Для запуска и эффективного протекания
рефлексии обучающихся на каждом этапе урока
давалась положительная оценка полученных
результатов. По итогам работы самым активным
участникам групп были выставлены оценки.


III. Технология интерактивного обучения

(Приложение)

Следующий: