Применение образовательных ресурсов в учебном процессе

Все чаще мы слышим о том, что в той системе обучения, которая у нас
сложилась, невозможно применение личностно-ориентированного подхода в полном
объеме, тем самым мы не можем воспитать личность как таковую. И эту проблему на
данном этапе призваны решить ЭОР, их применение на уроке и вне его.

Электронные образовательные ресурсы это учебные материалы, для
воспроизведения которых используются электронные устройства.

Существуют различные классификации ЭОР с технической точки зрения: простейшие
(использование звука и текста) и сложные (наличие звука и видео). Все это,
конечно, существенно выигрывает на фоне привычных нам учебников, в которых в
основном текст и малое количество графики, и поднимает ЭОР на более высокий
уровень.

Основными достоинствами ресурса должны быть: не агрессивность, быстрый запуск
и качественная работа, наличие интерактивности (это хорошо работает в
динамических процессах, что частично заменяет учителя и дает обратную связь),
удобство использования на уроке, дифференцированный способ контроля знаний.

Также необходимо всегда помнить, что применение ЭОР в больших количествах на
уроке тоже неблагоприятно сказывается на его предметной линии.

Какие же педагогические технологии возможно реализовать при использовании
образовательного ресурса? Это и мультимедийность, имитация действия как в
реальности (виртуальность), возможность моделирования позволяет расширить
представление о предмете, наличие быстрого доступа к любому виду информации,
также решается проблема выполнения ненужных повторных действий, что повышает
производительность на уроке.

И если с разделением по предметам, разделам и темам, все понятно, то как
решить проблему проверки знаний, организовать дифференцированный подход? В любом
виде контроля всегда должны проверяться и глубина знаний предмета, понимание
межпредметных связей, роль данного предмета в системе. Конечно, с введением ЕГЭ,
мы в основном перешли к такому виду контроля как тестирование. Но данный вид
проверки не всегда себя оправдывает, не может проверить всей глубины знаний, так
как это может сделать педагог. Надо также учитывать тот момент, что есть группа
учащихся, не поддающихся тестированию. И здесь, конечно, разработчикам ЭОР еще
придется нимало потрудиться.



И тем не менее, несмотря на все достоинства применения ЭОР на уроке,
присутствуют также и отрицательные черты. Это и отрыв от повседневной жизни
ученика, наличие неудобности для учителя при применении, поскольку для
построения определенной схемы урока приходиться варьировать и выбирать разные
виды ЭОР для повышения качества урока.

Конечно, приходиться составлять своего рода авторскую программу с применением
ресурсов, поскольку, используя вариативность, можно построить блоки урока таким
образом, чтобы и ученику при изучении, и учителю при объяснении, было комфортно.
Также можно выстроить свою дифференциальную линию, ориентированную на разные
категории учащихся: сильные, средние, слабые.

Опираться только на применение образовательных ресурсов нельзя, это ведь
всего лишь вспомогательный инструмент в помощь педагогу для лучшей подачи
материала, последующей проверки знаний, умений, навыков, которые приобрел
учащийся в результате работы с применением ЭОР и, конечно, ребенку, поскольку и
дома он также может работать с этими ресурсами. Их поиск развивает в ребенке
стремление найти необходимое и конкретное в большом количестве информации,
которая сейчас его окружает. Самостоятельное осуществление поиска и фильтрации
материала побуждает ребенка к развитию мыслительной активности, происходит
осознание и укрепление качеств личности, которые позволят ему в дальнейшем стать
полноценной ячейкой общества.

Только учитель может оценить ситуацию на уроке с изучением материала,
обратить и уделить внимание еще раз на какие-то фрагменты материала, не понятые
учащимся.

Педагог все равно остается той связующей нитью между предметом и обучающимся,
проводником в мир предмета и опорой в выборе средств для изучения.

При этом наша задача не только в применении разнообразных средств ИТ на
уроках и побуждении к деятельности, но и в грамотном направлении в этом
информационном потоке, в котором очень быстро запутаться. Мы должны стремиться
воспитывать думающего, умеющего находить и выделять главное человека.




Следующий: