Применение новых образовательных и информационных технологий на уроках адыгейского языка и литературы

Мы и наши дети — вот главная тема, которая
определяет нашу жизнь и труд. Мы, взрослые,
подарили детям удивительный мир, который им
предстоит освоить, возвысить, защитить.

Задача всех работников образования, родителей
состоит в том, чтобы помочь детям постичь законы
и взаимосвязи окружающего мира, научить
сопрягать своё личное существование со всем
многообразием жизни. Путь к педагогическому
мастерству лежит через творческую работу самого
учителя: проблема методов обучения родному языку
в плане активизации самостоятельной работы
учащихся, проблема современного урока с
применением активных методов, технических
средств обучения, проблема единства и
воспитания. Урок — это основная организационная
форма обучения в школе. Он является не только
важной организационной, но и прежде всего
педагогической единицей процесса обучения и
воспитания, его нравственность, а также основные
принципы, методы и средства обучения получают
реальную конкретизацию и находят свое
правильное решение и воплощаются в жизнь только
в ходе урока и через него. Каждый урок вносит свой
специфический, свойственный лишь ему вклад в
решение задач. Урок выполняет конкретную
функцию, в которой находит выражение
определенная часть более крупных блоков
учебного материала. В настоящее время большое
внимание уделяется новым технологиям. В своей
работе я использую:

Большое внимание уделяю нетрадиционным формам
обучения: урок-лекция, урок-семинар, урок-диспут,
урок-суд, урок-конференция, круглый стол. Такие
уроки повышают интерес к предмету, к данной теме,
повышают творческую активность, развивают
мыслительную деятельность, позволяют вовлечь в
учебный процесс большое количество учащихся.
Такие формы обучения способствуют развитию речи,
памяти, воображения школьников, приносят чувство
радости и удовлетворения. Они дают эмоциональный
настрой, обостряют их мыслительную деятельность.
В результате материал усваивается прочно.

Проектная технология

Считаю, что проектная деятельность — один
из лучших способов для совмещения современных
информационных технологий,
личностно-ориентированного обучения
и самостоятельной работы учащихся. Обращение
к методу проектов возможно на уроке при
проверке домашнего задания (сообщение, доклад),
при изучении новой темы (защита реферата,
выполнение творческой работы и т. д.), при
закреплении изученного (сочинение, создание
сборников, презентаций).
Опираясь на собственный опыт, могу заметить, что
метод проекта лучше реализуется с опережающей
подготовкой консультантов групп. Задачи,
решаемые в ходе выполнения проекта, можно
разделить на 4 группы: коммуникативные,
образовательные, воспитательные и развивающие.
Решение правильно поставленных
исследовательских задач существенным образом
может изменить весь процесс обучения и резко
повысить интерес учащихся к предмету,

В своей практике эту технологию я применяю в
основном на уроках литературы.

Например: ученики 9 класса в прошлом году
составили проект по теме: «Хэти ащыгъупшагъэп,
сыди ащыгъупшагъэп». («Никто не забыт, ничто не
забыто»)

Учащиеся разделились на 3 группы. Каждая группа
получила задание.

  • 1 группа — собрать материал, подготовить
    сообщения и составить презентацию о Х.Б.
    Андрухаеве.
  • 2 группа — написать сочинения по теме:
    «Сигупсэмэ ащыщэу тишъхьафитныгъэ
    къэзыухъумагъэр». Лучшие работы были напечатаны
    в газете, был оформлен стенд «Къэлэм лъэуж».
  • 3 группа — собрать материал, подготовить
    сообщения и составить презентацию о Золотых
    звездах Адыгеи. Итогом этого проекта стал
    урок-мужества, который был проведен в музее им.
    Х.Б. Андрухаева.

В процессе подготовки, участники групп
занимались исследовательской деятельностью:
работали с дополнительным материалом, используя
информационную сеть — Интернет; учащиеся
выбирали наиболее важный материал.

Тестовая технология.

Тесты провожу в качестве текущего и
промежуточного контроля преимущественно на
уроках адыгейского языка. На основе полученных
данных выстраиваю коррекционную работу для
более успешного овладения материалом. В текущем
контроле использую в основном корректирующую
функцию, а в промежуточном или итоговом контроле
знаний — контролирующую функцию, которая дает
четкое представление о знаниях, навыках и
умениях учеников и позволяет оценить степень их
подготовленности. Тестирование провожу по
разработанным мной специальным тест-картам. По
адыгейскому языку составлены тесты по следующим
темам: лексикэр 5 кл., фонетикэмрэ графикэмрэ 5кл,
гущыIэгъэпсыныр 5кл., кIэджыкIыжьыныр 5кл.,
пкъыгъуацIэр 6кл., плъышъуацIэр 6кл., цIэпапкIэр 6кл.,
пчъэгъацIэр 6кл., кIэджыкIыжьын 6кл., глаголыр 7кл.,
наречиер 7 кл., бзэ IэпыIэгъу гущыIэхэр 7кл.,
кIэджыкIыжьын 7кл., гущыIэухыгъэзэхэлъхэр 9кл.,
зэпх зыхэмыт гущыIэухыгъэзэхэлъхэр 9кл.,
кIэджыкIыжьын 9 кл., кIэджыкIыжьын 10кл.,
кIэджыкIыжьын 11 кл. По литературе: литературнэ
пшысэхэр 5кл., кIэджыкIыжьын 5кл., кIэджыкIыжьын 6кл.,
кIэджыкIыжьын 7кл., кIэджыкIыжьын 9 кл., 10кл., 11 кл.
Тестирование служит средством проверки и
самопроверки знаний учащихся

Информационные технологии.

Познавательная деятельность для учащихся -
это огромный труд. Труд внимания, памяти,
мышления, труд противоречий между «хочу» и
«надо». Усилия, старания учащиеся вырабатывают
на протяжении многих лет учёбы в школе.

В меру возможностей, я применяю на уроках
адыгейского языка и литературы современные
технические средства обучения: компьютер,
различные историко-документальные фильмы,
аудиокассеты, видеозаписи. В этом мне помогают
телепередачи «Тарихъым инэкIубгъохэр»,
(«Страницы истории»), «Къэлэм лъэуж» («Проба
пера»)

Компьютер применяю на уроках, во-первых, для
формирования прочных знаний умений и навыков,
обогащения словарного запаса, овладения нормами
литературного языка.

Во-вторых, при организации самостоятельной
работы учащихся по формированию
основополагающих знаний школьного курса, по
коррекции и учету знаний учащихся используется
обучение и тестирование с помощью компьютера.

В-третьих, позволяет повысить интерес учащихся
к предмету, успеваемость и качество знаний
учащихся, сэкономить время на опрос.

С помощью программы Power Point заранее создаю
слайды для объяснения новой темы (т.е.
иллюстрированный материал), что помогает
воздействовать на сознание учащихся не только
через слух, но и зрительно. Мною подготовлены
презентации к урокам по адыгейскому языку и
литературе по следующим темам 5класс: Хьаткъо А.
усэу «Гъатхэ», Бэрэтэрэ Хь. Усэу
«Синыдэлъфыбз», сказка «Акъылыр зыщэфыгъэ
лIыр». 6 класс: Жэнэ Къ. итворчеств, Жэнэ Къ. Усэу
«Ц1ыфыр зык1ыщы1эр» По адыгейскому языку:
фонетикэр 5кл., пкъыгъуацIэр 6кл., плъышъуацIэр 6
кл., ц1эпапкIэр 6кл., пчъэгъацIэр 6кл., наречиер 7 кл.,
глаголыр 7 кл., Причастиер 7 кл., деепричастиер 7 кл.

Методы и приёмы использования информационных
технологий на уроке — разные, но при их внедрении
мы выполняем единственную задачу: сделать урок
интересным а чтение увлекательным.

Компьютер использую на всех этапах урока: при
объяснении нового материала, закреплении,
повторении, контроле знаний умений и навыков. При
этом он выполняет различные функции: учителя,
рабочего инструмента, объекта обучения,
сотрудничащего коллектива, игровой среды. В
функции учителя он представляет источник
учебной информации (частично или полностью
заменяющий учителя и книгу), наглядное пособие,
средство диагностики и контроля.

На сегодняшний день в моей педагогической
копилке накопилось очень много исторических
фильмов из телепередач «Тарихъым
инэкIубгъохэр»: «Фэрзэпэ зау» «Бжъэдыгъумэ
япщыхэр» (Бзыикъо зау), «Лъэгэ шъхьартIупщ
зэIукI» (Урыс-Кавказ зау), «Хъырцыжъ Алэ ик1одык1″
(Урыс-Кавказ зау), «Абдзахэмэ ян» (Урыс-Кавказ
зау), «Къанжьал зау» и др.

Старинных песен (гъыбзэхэр): «Къоджэбэрдыкъо
Мыхьамэт игъыбз», «ОщнэIу зау», «Хьатх Мыхьамэт
гъуазэ игъыбз» и др.

Из телепередач «Къэлэм лъэуж» Теуцожь Цыгъу,
Къуекъо Налбый, Нэхэе Руслъан, Хъурмэ Хъусен,
Емыж МулиIат, Къуикъо Шыхьамбый, и др. которые
включены в школьную программу.

Здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии — это система
мер по охране и укреплению здоровья учащихся,
учитывающая важнейшие характеристики
образовательной среды и условия жизни ребенка,
воздействующие на здоровье. Считаю, что здоровье
подрастающего человека — это главная проблема
современной школы и не только социальная, но и
нравственная. Основной формой организации
учебной работы был и остаётся урок, на котором
должно использоваться всё умение учителя и
другие резервы по решению данной проблемы.
Каждый новый урок — это ступенька в знаниях и
развитии ученика, новый вклад в формирование его
умственной и моральной культуры. Для повышения
умственной работоспособности детей,
предупреждения преждевременного наступления
утомления и снятия у них мышечного статического
напряжения, я провожу физкультминутки. Кроме
того, определяю и фиксирую психологический
климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку,
строго слежу за соблюдением учащихся правильной
осанки, позы. Обязательное условие эффективного
проведения физкультминуток — положительный
эмоциональный фон. На уроках применяю разные
физминутки: упражнения, способствующие для
улучшения мозгового кровообращения, для снятия
утомления с плечевого пояса и рук, для снятия
напряжения с мышц и туловища, для профилактики
зрительного утомления

Технология дебаты

На уроках литературы, я использую технологию
дебаты.

Технология «Дебаты», представляет
собой не просто увлекательную игру, но и
эффективное средство развития учащихся,
формирования у них качеств, способствующих
эффективной деятельности в условиях
современного общества. Дебаты способствуют
формированию критического мышления, навыков
системного анализа, формированию собственной
позиции, искусства аргументации. Данную
технологию, как показал мой опыт, эффективно
использовать в 10-11-х классах. Дебаты могут
принимать различные формы, их можно проводить
как на обычном, так и на сдвоенном уроке. Дебаты
способствуют расширению кругозора, развитию
интеллектуальных способностей,
исследовательских и организационных навыков,
творческих качеств, коммуникативных умений,
ораторских способностей, формированию
гражданской позиции и навыков жизнедеятельности
в демократическом обществе. В качестве примеров
приведу некоторые темы, предложенные учащимся
для проведения дебатов.

Литература 10-й класс: «Хэты уфэд, сыдым уфэд,
джырэ адыгэ пшъашъ?» Адыгэ бзылъфыгъэм иобраз
ХьадэгъэлIэ Аскэр итворчествэ
къызэрэщигъэлъагъорэр. (поэмэхэу «Адыгэм
ыпхъу», «Батмэтыкъохэр», «Лащын») джырэ адыгэ
пшъашъэмрэ. (Зэрагъапшэ)

11 класс: «Урыс-Кавказ зор лъэпкъым игууз».

В целом, следует отметить, что использование
технологии «Дебаты» в преподавании ведёт к
повышению эффективности преподавания, создаёт
необходимые условия для формирования
познавательной и коммуникативной культуры
учащихся в соответствии с их индивидуальными
особенностями и потребностями. «Дебаты»
вырабатывают умение полноценно воспринимать
художественные произведения; работать с
критической, научно-популярной,
публицистической и справочной литературой;
владеть монологической и диалогической речью;
умение вести полемику по обсуждаемой проблеме.

Игровые технологии

В.А.Сухомлинский писал

: «Без игры не может
быть полноценного умственного развития. Игра -
это огромное светлое окно, через которое в
духовный мир ребёнка вливается живительный
поток представлений, понятий. Игра — это искра,
зажигающая огонёк пытливости и
любознательности».
Формирование и развитие познавательных
интересов — часть широкой проблемы воспитания
всесторонне развитой личности. Принцип
активности ребёнка в процессе обучения был и
остаётся одним из основных в дидактике. Под этим
понятием подразумевается такое качество,
которое характеризуется высоким уровнем
мотивации в усвоении знаний и умений. Одной из
таких технологий является игровая. Игровая
технология обеспечивает единство
эмоционального и рационального в обучении. Игра
- это вид деятельности в условиях ситуаций,
направленных на воссоздание и усвоение
общественного опыта, в котором складывается и
совершенствуется самоуправление поведением.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается
её добровольностью, возможностями выбора и
элементами соревнования, удовлетворения
потребности в самоутверждении, самореализации.

Уроки-игры в основном я провожу на обобщающих
уроках. Для таких уроков применяю игры: «Лото»,
«Домино», «Поле чудес», «Умники и умницы» и др.
В основном в своей работе применяю игру
«Домино». Заранее к уроку готовлю карточки. Они
разделены на две части (как домино) в одной
половинке содержится вопрос, а в другой — ответ.
Учащиеся делятся на две или три команды. Я раздаю
карточки. Ученик читает вопрос. Другой, у кого
есть, ответ на этот вопрос отвечает, кладет
карточку и читает свой вопрос. Третий ученик
отвечает на этот вопрос и читает вопрос в своей
карточке и т. д. Карточки, которые применяю на
таких уроках:

С помощью игр можно снять утомление, её можно
использовать для мобилизации умственных усилий
учащихся, для развития у них организаторских
способностей, привития навыков самодисциплины,
создания обстановки радости на занятиях.

В играх активизируется внимание детей,
творческая фантазия, формируются вычислительные
навыки, нравственные качества личности,
развивается чувство ответственности,
коллективизма, дисциплина, воля, характер.

Дифференцированное обучение.

Свои уроки я строю с учетом индивидуальных
возможностей и способностей учащегося. И у меня
появляется возможность дифференцированно
помогать слабому ученику и уделять внимание
сильному, более эффективно работать с трудными
детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё
стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь,
слабые — меньше. В своей работе использую
различные формы работы:

  • коллективная

- все учащиеся выполняют одно
задание.

  • групповая
  • - каждая группа получает задание.

  • индивидуальная
  • - отдельные учащиеся получают
    персональный вариант задания.

  • парная
  • - учащиеся парами получают задание и
    выполняют.

    Цель состоит в том, чтобы привести требования к
    учащимся в соответствие с их возможностями,
    создать оптимальные условия для обучения и
    способствовать систематическому росту
    школьника, переходу его из одной группы в другую.
    На уроках адыгейского языка веду
    дифференцированную работу по ликвидации
    пробелов в знаниях и учёту знаний учащихся с
    помощью зачётных карточек. После каждой
    изученной темы предлагаю детям разноуровневые
    карточки. Это помогает адаптироваться к
    индивидуальным особенностям учащихся во время
    урока, такой подход позволяет абсолютному
    большинству школьников добиваться без ущерба
    здоровью, не подавляя других интересов и
    склонностей.

    Самостоятельная работа.

    Под самостоятельной работой учащихся мы
    понимаем такую работу, которая выполняется
    учащимися по заданию и под контролем учителя, но
    без непосредственного его участия в ней, в
    специально предоставленное для этого время. При
    этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть
    поставленной цели, употребляя свои умственные
    усилия и выражая в той или иной форме (устный
    ответ, графическое построение, описание опытов,
    расчеты и т.д.) результат умственных и физических
    действий.

    Самостоятельная работа предполагает активные
    умственные действия учащихся, связанные с
    поисками наиболее рациональных способов
    выполнения предложенных учителем заданий, с
    анализом результатов работы.

    Одна из основных задач моей работы -
    использование передового опыта
    учителей-новаторов. На уроках адыгейского языка
    я использую «Комплексный анализ текста» — опыт
    учителя адыгейского языка и литературы
    Адыгейской Республиканской гимназии Блягоз М. А.
    На уроке раздаю каждому ученику карточки с
    текстами, и дети работают самостоятельно.

    В заключении хочу отметить, что использование
    современных технологий на каждом уроке, конечно,
    не реально, да и не нужно. Компьютер не может
    заменить учителя и учебник, поэтому эти
    технологии необходимо использовать в комплексе
    с имеющимися в распоряжении учителя другими
    методическими средствами. Необходимо научиться
    использовать компьютерную поддержку
    продуктивно, уместно и интересно.
    Современный педагог обязательно должен
    научиться работать с новыми средствами обучения
    хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из
    главнейших прав ученика — право на качественное
    образование.

    Девизом каждого учителя сегодня пусть станут
    слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей
    жизни: «Единственное счастье в жизни — это
    постоянное стремление вперёд…»

    Презентация

    Литература

    1. Гребнева М.И. (Муниципальная гимназия № 10 г.
    Новосибирск.) Актуализация исторических знаний
    путем использования новых информационных
    технологий // Материалы IX Международной
    конференции-выставки «Информационные
    технологии в образовании». М., 3-6 ноября 1999.

    2. Селевко, Г.К. Современные образовательные
    технологии: Учебное пособие. — М., 1198.

    3. Козырева Е.А. Дидактические основы
    личностно-ориетированных технологий обучения и
    их реализация. М.: Прометей 2002г.

    4. Полат Е.С. Как рождается проект.- М., 1995.

    Следующий: