Применение нетрадиционных методов при формировании информационной компетентности учащихся


Цель: показать нетрадиционные методы
обучения при формировании информационной
компетентности учащихся как метапредметного
результата.

«В современном мире образованный
человек должен адекватно ориентироваться в
информационном пространстве».
(Д.А. Медведев)

С этой аксиомой трудно не согласиться. А в чём
заключается смысл этого высказывания? Одной из
ключевых компетенций, которую мы формируем у
учащихся — это работа с информацией. В своём
мастер-классе я хотела бы показать, какими
методами можно формировать информационную
компетенцию учеников, а следовательно и
метапредметный результат. Под метапредметными
результатами понимаются универсальные
способности учащихся, проявляющиеся в активном
применении знаний и умений.

Этапы работы с информацией

  1. Получение, поиск и фиксация информации
    (алгоритм Цицерона)
  2. Понимание и преобразование информации
    (системный оператор)
  3. Применение и представление информации (метод
    фокальных объектов)

Информационными объектами для анализа и
актуализации знаний мы определим ключевые
понятия в высказывании Д.А. Медведева
(современный мир, образованный человек,
информационное пространство)

Алгоритм Цицерона



Древнеримский оратор Цицерон считал, что
правильно построенная речь содержит ответы на
семь вопросов:

Что? Как? Когда? Где? Чем? Зачем? Почему?



Так их теперь и называют — «алгоритм
Цицерона». Работу над новыми терминами,
понятиями или событиями можно построить на этом
принципе. Из предложенных понятий нужно
сформулировать ответы на все вопросы алгоритма:

- надо постараться ответить на большую часть
вопросов;

- при этом постараться, чтобы получился
относительно связный текст.

Задача: сформулировать понятие


Понятие Что? Где? Как? Когда?
(при каких условиях)
Чем? Почему? Зачем?
Современный мир
Образованный человек

(работа в группах)

Тем временем мы с вами рассмотрим понятие
информации как основного объекта
информационного пространства. Для этого будем
использовать метод системного оператора.

Этот метод помогает раскрыть структуру
элементов объекта, их внутренние и внешние связи,
сводящий все знания об объекте в единое целое, т.е
систематизирует зону актуального развития об
объекте


В какую систему входит?
Объект
Из чего состоит?

(работа с залом)

Метод фокальных объектов

Суть метода заключается в следующем: например,
перед нами как в фокусе объект, который надо
усовершенствовать. Произвольно выбираем
несколько других объектов и называем их.
Желательно, чтобы это были существительные.
Затем мы примеряем признаки этих слов к своему
объекту. Неожиданное сочетание объектов и
признаков, а так же ваше воображение дают
интересные результаты. Этот метод позволяет
найти идеи новых оригинальных объектов.


Случайный объект Его признаки Фокальный объект Идея

Попробуем с помощью этого метода
«усовершенствовать» современный мир и
образованного человека. (работа в группах)

Зрителям предлагается назвать несколько
предметов — случайных объектов.

Таким образом, мы рассмотрели нетрадиционные
методы формирования универсальных учебных
действий при работе с информацией. Подобных
методов множество, наша задача заключается в том,
что бы учащиеся данными методами могли
пользоваться как универсальным инструментом — в
этом основа метапредметных связей и ключ к
успешному обучению.



Презентация.




Следующий: