Применение мотивационной технологии обучения в процессе формирования профессиональной компетенции

Поиск
путей подготовки конкурентно-способных специалистов позволяет сделать вывод,
что в настоящее время важно не только дать сумму, систему знаний, но и уметь
раскрыть способности и возможности учащихся в овладении специальностью, научить
гибкому подходу к решению проблемы.

Что
побуждает учащихся учиться? Какие факторы мотивируют его к учению?

Для
того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу нужно, чтобы задачи,
которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны,
но и внутренне приняты им – чтобы они приобрели значимость для учащегося и
нашли отклик и опорную точку в его переживании.

Мотив
учебной деятельности – направленность ученика на достижение целей собственного
развития, в том числе на приобретение знаний, умений и навыков, продиктованных
его интересами, внутренними потребностями, а также внешней средой.

Мотивация 
учения есть комплекс факторов, определяющих мотивационную тенденцию ученика,
которая в зависимости от его образовательных намерений и внешних причин может
либо активизировать, либо тормозить его учебную деятельность.

Фактор
мотивации учения – это причина, существенное обстоятельство, движущая сила,
способствующая активизации мотивов, ситуативных стимулов, побуждений,
интересов, склонностей, которые, в свою очередь, могут оказать существенное
влияние на целенаправленную учебную деятельность.

В
своей работе над созданием устойчивой мотивационной базы я выделяю три этапа.
Каждый этап определяет задачи и содержание работы, прогнозирование результата.

Первый
этап

Задачи

Содержание
работы

1. Выявить
исходный индивидуальный уровень, степень сформированности учебных умений и
навыков

Анкетирование,
наблюдение в ходе обучения, средний школьный балл

2.
Выявить мотивацию учащихся на обучение

Работа
с психологом, разработка заданий

3. Определить
для учащихся основные направления работы по активизации интереса и развитию
творческих способностей

Подготовительная
работа по созданию творческой группы

Результативность
1-го этапа

  • Создание
    стойкой, положительной мотивации на обучение
  • Повышение
    самооценки учащихся
  • Условное разделение учащихся на группы

Второй
этап

Задачи

Содержание
работы

1. Применение
дифференцированного подхода на всех этапах урока

Создать
условия для осознания и осмысления учебной информации

2.
Работа с учащимися по развитию профессиональных навыков, возможность
самостоятельного решения поставленных задач

Создать
условия для применения знаний и умений

3.Переход
к этапу сотрудничества преподавателя и учащегося

Вовлечение
учащихся в творческую работу по следующим направлениям: сбор материала,
социальные опросы, помощь в подготовке и проведении урока

Результативность
2-го этапа

  • Изменение
    мотивации в сторону повышения компетенции
  • Переход
    учащихся от ученического до обучаемого уровня
  • Повышение
    сложности заданий и увеличение результативности их решения
  • Активизация
    работы творческих групп

Третий
этап

Задачи

Содержание
работы

Выполнение
выпускной квалификационной работы

Оказать
помощь в самостоятельной работе учащихся

Участие
в ученических конференциях

Способствовать
осознанию потребности в изучении и применении новых знаний

Участие
в проектной деятельности

Способствовать
формированию творческого подхода к выполнению поставленных задач

Результативность
3-го этапа

  • Сотрудничество
    преподавателя и учащихся в учебной деятельности.
  • Самостоятельность,
    профессиональная грамотность, компетентность будущих специалистов.

Работая
в тесной связи с психологом, мы выделили  основные факторы мотивации учения.
Особый интерес вызывает формирование
профессиональной компетентности как фактора успешной самореализации будущего
специалиста. 
 Актуальность темы  достаточно четко обозначилась в проблеме
исследования, которая заключается в разрешении
организационно-педагогическими средствами противоречий между потребностями
общества в конкурентоспособных кадрах и недостаточным качеством подготовкиучащихся
к нынешним условиям жизни и труда.

Учащиеся
поступают к нам в училище по разным причинам: не поступили в высшие и средние
учебные заведения, нет средств к обучению и т.д. Удельный вес поступивших
детей, связанный с желанием получить именно данную специальность, достаточно
невысок:  до 45%. Поэтому в первые дни обучения проводятся адаптационные
мероприятия, которые направлены и на осознание правильности  профессионального
выбора.

Таблица
1. Востребованность
профессии на рынке труда г.Благовещенска (данные ГЦ занятости)

Профессия

Обратилось
граждан 

Заявлено
вакансий

Продавец 
непродовольственных товаров

106

236

Продавец
продовольственных товаров

166

332

Продавец
широкого профиля

22

8

Повар

78

267

Кондитер

16

38

Официант

18

136

Бармен

19

48

Пекарь

39

55

Анализ
представленных в таблице данных указывает на значительное превышение вакансий
рабочих мест в сравнении с числом граждан, желающих работать по предложенной
профессии. Таким образом, наши выпускники при наличии профессиональной компетенции
и желании работать без рабочих мест не останутся. Данный фактор является
хорошим стимулом для получения профессии.

Учитывая
специфику профессионального лицея, ведущим условием подготовки учащихся к
трудовой жизни является профессиональная компетентность.

Под
профессионализмом  понимается особое свойство людей систематически, эффективно
и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В
понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком
психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует
существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Понятие
профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного
труда, это и особое мировоззрение человека. Конкурентоспособность личности
следует рассматривать в двух аспектах: первый – это наличие у специалиста
высокого уровня профессионализма и компетентности, включающий определенный
уровень знаний, умений, навыков, позволяющих состояться на профессиональном
поприще высококлассным специалистом, интеллектуально и творчески развитым. И
второй, немало важный на наш взгляд, — личностная готовность работать в
условиях рынка, в условиях конкуренции.

Фактор
профессиональной направленности играет ведущую роль в мотивации учения.

Исследования
на предмет выявления положительного отношения обучающихся к учебным предметам
показали, что отношения учащихся к общеобразовательным предметам во многих
случаях проблематично и в значительной мере  их личностным отношением к
преподавателям и степенью обучаемости по тому или иному предмету, то отношение
к спецдисциплинам( как правило, очень положительное) в первую очередь зависит
от того, насколько тот или иной предмет важен для будущей профессии.



Я
преподаю предметы, которые являются профильными при подготовке будущего
специалиста, это «Торговые вычисления», «Основы бухгалтерского учета»,
«Технология розничной торговли». Естественно, нет необходимости доказывать
значимость изучения этих предметов.

Вместе
с тем возникает потребность учащихся в получении тех знаний, которые
потребуются при приеме на работу в условиях современной организации торговли. В
связи с коренным перевооружением торговли: обязательное применение
контрольно-кассовых машин нового поколения, основанных на применении штрихового
кодирования, считывающих устройств, программного обеспечения, портативных
терминалов, автоматизации учета,  кардинально изменился труд работников.

Таким
образом, при преподавании предмета «Основы бухгалтерского учета» были внесены
коррективы в рабочую программу, которые утверждены методической комиссией
торгового профиля. Эти изменения касаются применения программы «1С:
Предприятие. Торговля + Склад» при изучении ряда тем: «Поступление и
оприходование товаров», «Реализация товаров», «Отчетность
материально-ответственных лиц о движении товара» и др. Умение достаточно хорошо
ориентироваться и работать в  данной программе позволяет нашим выпускникам
более уверенно заявлять о себе на рынке труда.

В
2007 году осуществлен набор по специальности «Коммерсант в торговле», «Оператор
ЭВМ». Актуальность открытия новой интегрированной профессии продиктована
временем, а именно тем, насколько кардинально изменился труд работников
торговли в связи с коренным перевооружением данной отрасли: внедрением в
предприятия компьютерной техники, современных технологий обслуживания,
преобразования магазинов в супермаркеты. По этим причинам третья ступень
квалификации по профессии «Продавец, контролер-кассир» не отвечает современным
требованиям к обслуживающему персоналу. Первый выпуск по данной профессии
состоялся в июне 2010 года.

Педагогами
лицея совместно с психологом было проведено социологическое исследование с
целью определения перечня  компетенций, повышающих конкурентоспособность нашего
выпускника  на рынке труда и характеризующих потенциал или
профессионально-значимые качества претендентов. Мы произвели опрос
работодателей на тему: Принимают ли они к себе на работу выпускников нашего
лицея.

Согласно
результатам анкетирования, большинство руководителей (примерно 69%) явно видят
смысл в том, чтобы брать на работу молодых выпускников.

В
ходе данного исследования сделан вывод, что для работодателей принципиальными
моментами в вопросе, принимать или не принимать молодого выпускника на работу,
являются, помимо специальных знаний, личностные качества потенциального
работника (восприимчивость, динамичность, готовность учиться, готовность
начинать с малого).

Таким
образом, работодатели рассматривают в целом  выпускника профессионального лицея
как источник активности, динамичности и современных знаний для предприятия, с
одной стороны, а с другой стороны, как тревожное сочетание пониженной
ответственности с повышенными амбициями.

Итак,
в результате анализа проведенного опроса среди работодателей, принимавших
участие в «Ярмарке выпускников», которая ежегодно проводится на базе
профессионального лицея №6, получены выводы, что работодатели, решая
вопрос, принять или не принять молодого выпускника на работу, исходят в
принципе из наличия у выпускника одного из двух рыночных преимуществ:

  • Специальные
    знания, рыночный спрос на которые высок и которые не могут быть компенсированы
    личностными качествами (например, знание программы «1С: Предприятие. Торговля +
    склад», умение работать в различных компьютерных программах, профессиональная
    работа по активизации продвижения товара на потребительском рынке). Специальные
    знания делают выпускников конкурентоспособными.
  • Особые
    личностные качества, которые требуются в рыночной экономике и которые выделяют
    одного выпускника на фоне целого ряда его же однокурсников (активная жизненная
    позиция, серьезность мотивации к профессии, склонность к саморазвитию,
    трудолюбие и желание работать, навыки коммуникации, нацеленность на результат,
    здоровье).

Таблица
2. Результаты
трудоустройства выпускников по профессии «Коммерсант
в торговле» 2010год

Направления
деятельности

Группа
62

Группа
63

Работают
в торговле по специальности

  • продавец
  • коммерсант

6
-

6
1

Продолжают
обучение

  • в высших
    учебных заведениях
  • в
    средних учебных заведения
  • в
    учреждениях НПО

3
3
1

1

Служба
в Российской армии

3

-

Декретный
отпуск

3

3

Работают
не по специальности

3

Не
трудоустроились

1

7

Итого

20

21

Анализируя
результаты трудоустройства выпускников следует отметить, что при одинаковой
базовой подготовке трудоустройство учащихся группы 62 значительно выше за счет
личностных качеств (активность, самостоятельность,  серьезность мотивации к
профессии, склонность к саморазвитию, коммуникабельность, нацеленность на
результат).

Что
же выпускники могут предложить работодателям? Соответствует ли предложение
спросу? Для ответа на эти вопросы, мы провели опрос студентов четвертого курса
специальности «Коммерсант в торговле» на тему: «Чем я могу заинтересовать
работодателя?». В опросе принимало участие 84 учащихся. Им предлагалось выбрать
те компетенции, которыми, по их мнению, они должны обладать.

Анализируя
ответы обучающихся следует отметить, что на первое место выдвигаются такие
качества, как огромное желание работать и проявить себя (от 85 до 100%),
коммуникабельность (от83 до 90%), хорошие, уверенные знания по специальности
(от 71 до 95%). Достаточно высоко (до 100%) оценили учащиеся такие качества,
как наличие дополнительного образования (изучение программы 1-С «Торговля +
склад», навыки оформления рекламных буклетов, работа в различных компьютерных
программах). Также увеличивается интерес к изучению иностранного языка, как
фактора профессиональной грамотности, преимущественно английского и китайского.

Отсутствие
опыта работы по специальности (от 27% на 2 курсе и до 7% на 4 курсе) абсолютно
не смущает наших выпускников, так как они уверены в тех практических умениях и
навыках, которые были получены в процессе теоретического и практического
обучения. Вместе с тем учащиеся считают, что занятия научной деятельностью,
стремление к карьерному росту не являются весомым аргументом при
трудоустройстве.

Современные
исследования показывают, что целеустремленное положительное отношение к учению
благоприятно влияет на формирование умственных способностей, а уровень
когнитивного развития, в свою очередь, положительно влияет на результативность
учебной деятельности.  Особенно значимыми могут быть успехи, когда целью
обучения является освоение профессии.




Следующий: