Применение модульных технологий на уроках производственного обучения


Введение

Основная цель современного производственного
обучения состоит в том, чтобы создать систему,
которая бы удовлетворяла общеобразовательные
потребности каждого учащегося в соответствии с
его способностями, интересами и возможностями.
Для достижения этой цели необходимо кардинально
изменить отношения учащегося и мастера
профессионального обучения в учебном процессе.



Обучение эффективно только при такой его
организации, когда учащийся усваивает учебное
содержание в деятельности. Только в этом случае
обучение ведет к сознательному и прочному
усвоению знаний и развитию интеллекта ученика.
Учащийся должен учиться сам, а учитель
осуществлять мотивационное управление его
учением, т.е. мотивировать, организовывать,
координировать, консультировать, контролировать
его деятельность. Модульное обучение позволяет
практически решить эту задачу.

Сущность модульного обучения состоит в том, что
учащийся может самостоятельно работать с
предложенной ему индивидуальной учебной
программой, содержащей в себе целевую программу
действий, банк информации и методическое
руководство по достижению поставленных
дидактических целей. При этом функции мастер
производственного обучения могут варьироваться
от информационно-контролирующей до просто
координирующей.

В чем же заключается система действий мастера
производственного обучения по подготовке к
переходу на модульное обучение?

Прежде всего, надо разработать модульную
программу, которая состоит из комплексной
дидактической цели и совокупностей модулей,
обеспечивающих достижение этой цели.

Надо выделить основные научные идеи курса,
структурировать учебное содержание вокруг этой
идеи в определенные блоки. После этого
формулируется комплексное дидактическая цель.
Она имеет два уровня: усвоение учебного
содержания и его использование в практике.

Важное значение имеет принцип обратной связи,
т.е. контроль, анализ и коррекция. Входной
контроль, текущий, промежуточный. После
завершения работы с модулем осуществляется
выходной контроль. Текущий и промежуточный
контроль выявляет проблемы в знаниях учащихся,
которые немедленно устраняются. Выходной
контроль должен показать уровень усвоения
своего модуля.

Модульный курс включает совокупность модулей,
которые в свою очередь состоят из блоков; при
этом каждый модуль может иметь свое
самостоятельное значение, т.е. быть автономным.

Ученик имеет возможность самореализоваться, и
это способствует мотивации ученика. Данная
система обучения гарантирует каждому ученику
освоение стандарта образования и продвижение на
более высокий уровень обучения.



Задача мастера производственного обучения -
мотивировать процесс обучения, осуществлять
управление учебно-познавательной деятельностью
учащихся через модуль и непосредственно их
консультировать. Учитель готовится не к тому, как
лучше объяснить материал, а к тому, как лучше
управлять деятельностью учащихся. Надо грамотно
выделять интегрирующие цели, так как управление
осуществляется через модули. Процесс овладения
теорией и практикой модульного обучения – это
путь профессионального самосовершенствования
мастера производственного обучения, возможность
для его самореализации.

Модуль может быть представлен как учебный
элемент, состоящий из следующих компонентов:

  1. Точно сформированная учебная цель.
  2. Список необходимого оборудования, материалов и
    инструментов.
  3. Список смежных учебных элементов из
    теоретического оборудования.
  4. Собственно учебный материал в виде краткого
    конкретного элемента, сопровождаемого
    подробными инструктажами.
  5. Практические занятия для обработки необходимых
    умений и навыков, относящихся к данному учебному
    элементу.
  6. Контрольная (проверочная) работа, которая
    строго соответствует целям, поставленным в
    данном учебном элементе.
  7. Компоненты учебного элемента не являются
    жестко фиксированными и могут варьироваться в
    зависимости от конкретной темы
    производственного обучения.

Инвариантными компонентами в структуре модуле
могут выступать:

  1. Учебный план.
  2. Руководство к обучению.
  3. Консультация мастера производственного
    обучения.

Консультация начинается со вступительной
беседы мастера производственного обучения, в
которой он ориентирует учащихся на рассмотрение
вопросов данной темы и состоит из трех этапов:

1. На первом этапе учащиеся знакомятся с модулем
темы. Мастер производственного обучения
отвечает на вопросы, которые им неясны или
нуждаются в уточнении. Далее учащимся даются
рекомендации, как работать с книгой, как
составлять план и конспект изучаемого материала.



2. На втором этапе производится консультация
групп. После формирования подгрупп каждый
учащийся по очереди обращается к нескольким
членам своей подгруппы с непонятными вопросами
до тех пор, пока не получит на них ответ. И таким
образом производится консультация по всем
вопросам темы. Если какие-то вопросы остались без
ответа, то они переносятся на третий этап.

3. Третий этап консультации проводится по
принципу дискуссии: учащимся поочередно
предоставляется слово для изложения вопросов, на
которые сразу отвечает кто-нибудь из других
подгрупп. При необходимости задающий вопрос
может потребовать дополнительных пояснений и
уточнений, а отвечающий возразить тому, кому его
ответ покажется не точным. Если никто из учащихся
не смог дать правильного ответа, то его дает
мастер производственного обучения.

Мастер производственного обучения выступает в
роли ведущего, он организует консультацию и
вмешивается в ее ход только тогда, когда ответ
учащихся является не верным или ни кто не может
на него ответить.

Консультация заканчивается заключительно
беседой мастера производственного обучения и
объявляет о форме зачета по изученной теме.

Рассмотрим модульный курс производственного
обучения учащихся по специальности
“Электромонтер устройств СЦБ”.

Далее рассмотрим структуру модуля №3 по
производственному обучению учащихся второго
курса по специальности “Электромонтер
устройств СЦБ”, получающих начальное
профессиональное образование.

Модульная система обучения имеет следующее
преимущество:

а) возможность многоуровневой подготовки (что
определено структурой модуля);

б) создание условий для развития
коммуникативных навыков и навыков общения
учащихся, нужного контакта с мастером
производственного обучения через
индивидуальный подход;

в) создание условий более
осознанно-мотивационного изучения
профессионально-значимых дисциплин;

г) уменьшение стрессовых ситуаций в период
сдачи экзамена или зачетов.




Следующий: