Применение личностно-ориентированных технологий на уроках математики


Применение личностно-ориентированных
технологий на уроках математики

Несмотря на то, что в своей педагогической
деятельности применяю принципы и методы
развивающего обучения и приемы проблемного
обучения, я, как учитель, вместе с учебником
являюсь основным наиболее компетентным
источником знания и к тому же контролирующим
субъектом познания. И мне хочется традиционную
парадигму образования “учитель-учебник-ученик”
заменить в своей деятельности на новую
“ученик-учебник-учитель”. Свою роль учителя
вижу как организатора самостоятельной, активной
познавательной деятельности учащихся,
консультанта и помощника. Достижение этой цели
возможно через личностно-ориентированные
технологии. Они предусматривают
дифференцированный подход к обучению с учетом
уровня интеллектуального развития школьника, а
так же его подготовки по данному предмету, его
способностей и задатков. Эти технологии
вписываются в традиционную систему обучения.
Свою работу я начала с планирования помещения на
данные уроки.

Наша традиционная трехрядная планировка парт
приспособлена для слушания. Дети должны
“внимать” учителю, не отвлекаться, не общаться
друг с другом. Поэтому для работы в группах по 4-5
человек, две парты ставлю буквой Т: и доска всем
видна при проверке и анализе работ, и общаться
можно тихо, без затруднений.

Из технологий личностно-ориентированного
обучения я выбрала “обучение в
сотрудничестве”
и “проектную технологию”. Основным
учебным пособием, которым я пользовалась в своей
работе, была книга “Новые педагогические и
информационные технологии в системе
образования” под ред. д-ра пед. наук, проф. Е.С.
Полат, М., изд. “Академия”, 2002.

Класс делю на группы по 4-5 человек
(разноуровневые или одноуровневые, это зависит
от характера предстоящей работы), так чтобы в
каждой группе был ученик-координатор, способный
помочь, поправить и направить работу.



Урок зачастую начинается с проверки дом
задания. Но если на традиционном уроке основная
задача проконтролировать, кто и как выполнил
домашнее задание, то при обучении в
сотрудничестве основная задача учителя –
добиться полного осмысления ранее пройденного
материала. Поэтому прежде чем проверить,
необходимо представить ученикам еще одну
возможность прояснить непонятные в ходе
выполнения домашнего задания детали. После этого
учитель по своему выбору может вызвать любого
ученика, но с учетом уровня обученности. При этом
каждому ученику разрешено дополнить
высказывание своего товарища по группе.

Аналогично организовывается подготовка
учащихся к контрольной работе или тестированию.

Для усвоения нового материала возможны два
варианта организации работы. После
вступительного объяснения учителя:

1 вариант. Каждой группе предлагается одна
(своя) проблема или одна серия вопросов, на
которые должна ответить эта группа. Учащиеся по
методу “пилы” разбираются каждый с конкретным
вопросом своей темы, затем идет общее обсуждение
каждого вопроса так, чтобы любой ученик группы
мог понять весь материал. Во время обсуждения
учителю можно задавать любые вопросы. Когда
команда готова, учитель по своему усмотрению
спрашивает любого ученика этой группы.

2 вариант. Учащимся предлагаются одинаковые
задания по изучаемому материалу для всех групп.
Работа в группах тоже организуется по методу
“пилы”, но в другой вариации. Каждый ученик в
группе выполняет свое задание, но кроме
консультации с учителем может осуществлять
консультации с “экспертами” по этому вопросу из
других команд. А затем общее обсуждение всех
вопросов в своей команде. Проверка по усмотрению
учителя.

После завершения работы всеми группами учитель
организует либо общее обсуждение работы (если
задание было одинаковым для всех), либо
рассмотрение заданий каждой группы, если задания
разные.

Когда учитель убеждается, что материал усвоен
всеми учащимися, дается проверочная работа или
тест. Такую работу ученики выполняют
индивидуально. При этом учитель дифференцирует
сложность заданий слабым и сильным. Оценки за
индивидуальную работу суммируются, и
объявляется общая для группы. Таким образом, и
сильный, и слабый могут принести группе
одинаковые оценки и баллы.

Урок по теме “Свойства степени с рациональным
показателем”

Цели: Проверка уровня усвоения ранее
изученного материала “Определение степени с
дробным показателем”. Применение навыков работы
со степенями с натуральным показателем для
решения новых задач, проблем.

Ход урока

Класс разделен на однородные группы по 4-5
человек, их количество может быть любым, в
зависимости от количества учеников в классе.
Например: 1 группа (сильная); 2, 3 группы (средние); 4
группа (слабая).


1. Повторение пройденного материала.

Группам розданы карточки, по которым они
работают, совещаясь, вспоминая изученные
правила. Проверка результатов работы каждой
группы через графопроектор.

Повторить определение степени с дробным
показателем;

Заменить арифметический корень степенью с
дробным показателем:

; ; .

Вычислить:

0,490,5; 216; 8 • 243; -2 • ( ).


2. Изучение нового материала.

На экране основные свойства степеней:

a>0, a • a p = a p+g;

(1)

a p : a g = a p-g;

(2)

(a p) g = a p•g;

(3)

a>0, b>0 (a • b) p = a p • b p;

(4)

p
=a p: b p;

(5)

a –p =

( )p . (6)

Устно повторяем все правила и командам даются
задания:

1 группа: Доказать свойство (1).

2 группа: Доказать свойство (3).

3 группа: Доказать свойство (4).

Доказательства разбираются по учебнику,
обсуждаются в группах. По окончании работы, один
ученик по усмотрению учителя проводит
доказательство у доски.

4 группа выполняет практическое задание: № 586

1) с
• с

x: x



(b)

2) b•
b

y: y

(а)

3) а•
а

(с)

4) d5 • d

3)



Проверка через графопроектор. Первый ученик
группы комментируют свои записи, подтверждая
решения формулировками правил, решения
остальных проверяют учащиеся других групп, так
же с комментариями.


3. Практическая работа.

Устно фронтально выполняем № 589.

0,4); а • (а-1,2); (x)• x1,6; (a 0,8)• (a)1,5
,

Затем письменная работа, своя у каждой группы.

№ 590 выполняют строчками три группы:

4 группа 3 группа 2 группа
с2 • с-1,5 • с0,3
(a0,8)0,5 • a0,6
x•
x•
x• x
(b)• b
y•
y1,7• y2,8• y-1,5
(m0,3)1,2 • (m-0,4)0,4
• .

По окончании работы, обсудив решение каждого
примера в своей группе, группы обмениваются
решениями по схеме:

Итоги взаимопроверки представляются через
графопроектор.

В это время № 596 выполняет первая группа,
распределив между собой примеры:

a•
b• (a• b)4;
(a•
x)• a 0,7
x 0,7;
(c•y
-0,4)3 •c• y0,2;
p-1 • g• (p• g)-3,5.

Обсудив решение в группе, четыре ученика, по
выбору учителя оформляют решения на доске.


4. Проверочная работа (индивидуальная), 5
вариантов.

I. 1. Замените арифметический корень степенью с
дробным показателем.

; ; ; ; ; .

2. Вычислите:

9; 36; 2 • 125; -4 • 0,01.

3. Упростите выражение:

a• ; ; c1,4
• c-0,8 •c2,9.

II. 1. Замените арифметический корень степенью с
дробным показателем.

; ; ; ; ; .

2. Вычислите:

16; 27; 5 • 81; -3 • 0,25.

3. Упростите выражение:

x•; ; p3,8
• p-1,7 •p0,9.

III. 1. Замените арифметический корень степенью с
дробным показателем.

; ; ; ; ; .

2. Вычислите:

125;
0,01; 7
• 625;
-21 • ().

3. Упростите выражение:

a• ; ; c • c•c.

IV. 1. Замените арифметический корень степенью с
дробным показателем.

; ; ; — ; .

2. Вычислите:

16 0,125 • 8 • 42,5 ; .

3. Упростите выражение:

(b)
0,8
• b- 0,2 ; .

V. 1. Замените арифметический корень степенью с
дробным показателем.

; ; ; -; .

2. Вычислите:

6 -1,25 • 4 • 9 ; .

3. Упростите выражение:

(a)
0,6
• a0,3 ; .


5. Домашнее задание.

№ 587, № 592, № 594 (1 стр.)




Следующий: