Применение интернет-технологий во внеурочной образовательной деятельности учащихся

В настоящее время Интернет-технологии заняли
прочное место в большинстве областей
человеческой деятельности. Из узко
специализированного средства для передачи
компьютерных данных на большие расстояния
Интернет перерос в уникальное средство массовой
информации. Его уникальность заключается в
интерактивности, взаимодействии пользователя с
информационной средой Интернет.

Что же такое Интернет сегодня?

Интернет — самый массовый и оперативный
источник информации.

В Интернет расположены “электронные”
варианты многих тысяч газет и журналов, через
Сеть вещают сотни радиостанций и телекомпаний.
Другая популярная технология получения
информации — через “группы рассылки” новостей
по совершенно различным тематикам. Электронные
библиотеки, базы данных, электронные справочники
и словари. Правительственные и общественные
организации, маленькие частные фирмы или крупные
корпорации стремятся разместить сегодня свои
собственные сайты в сети Интернет, где
публикуются принятые законы, указы, распоряжения
и т.д., технические особенности и дизайн новинок
или обновления для ваших прикладных программ.

Интернет — крупнейший в мире источник
развлечений.

Игры и музыка, кино и театр, поэзия
и проза — все виды искусства и все детища
громадной индустрии развлечений представлены
сегодня в Интернет. Здесь можно стать
полководцем и вместе со своим союзником — с
партнером, находящимся на другом конце земли,
победить жестокого тирана, пройти полный курс
обучения в школе колдовства и ведьминских
искусств, создать для себя целый мир и
путешествовать в нем в одиночку или с друзьями;
узнать свежие сплетни о жизни любимых актеров
или певцов; прослушать последний диск любимой
рок-группы, посмотреть любимый фильм, используя
видео по заказу, разгадать кроссворд и получить
результаты последнего футбольного матча,
зачитаться обширной коллекцией анекдотов и
стать собирателем Новогодних открыток с
изображением часов, наконец, даже принять
участие в заседании “Общества защиты дождевого
червя”… Практически любой вид развлечения или
хобби представлен на сегодняшний день в
Интернет.

Интернет — самое прогрессивное средство
общения и коммуникации.

Для многих людей электронная почта заменила
почту обычную – дешево и быстро. Миллионы людей
ежедневно знакомятся и общаются друг с другом на
всевозможных “болтальных” каналах — чатах.
Интернет-телефония и видеоконференции, форумы по
всевозможным темам и Интернет-клубы по интересам
– все эти услуги служат для явного или
анонимного общения людей.

Интернет — самое благоприятное пространство
для бизнеса. С

овершить покупку практически
любого товара в любой точке планеты с помощью
Интернет-каталогов – это современная
реальность. По Интернет можно заказать и
получить новые программные продукты, послать
букет цветов любимой девушке и даже приобрести
автомобиль. Узнать последние результаты торгов
на биржах всего мира, осведомиться о курсе акций
той или иной компании и произвести с ними сделку.
Для крупных фирм и корпораций Сеть стала
идеальной средой для проведения всевозможных
операций и расчетов, а также торговли по схеме
business-to-business, совещаний в реальном времени.

Интернет — это идеальный инструмент для
рекламы.

Сеть дает любому человеку практически
бесплатную возможность оповестить
многомиллионную аудиторию о предлагаемых им
услугах или продукции. Интернет уравнивает
частных лиц, фирмы средней руки и крупные
корпорации: у всех есть одинаковые возможности
для привлечения покупателей. Не надо платить
тысячи и даже миллионы долларов за мгновения
рекламы на телевидении, не надо покупать полосы в
газетах — ваша страничка в Интернет будет
функционировать круглосуточно, без перерывов.

Интернет — это громадный простор для
творчества.

С помощью Сети можно заявить о себе
на весь мир, создав личную домашнюю страничку. [1]
На любую тему… А можно самому нарисовать
анимационную открытку-поздравление и послать
своим друзьям или написать приключенческий
роман в трех томах и получить кучу
благодарностей от поклонников,…если роман
действительно интересный.

И это далеко не весь спектр возможностей
Интернет.

Тем не менее необходимо учитывать то, что
какими бы возможностями или свойствами ни
обладало средство обучения или
информационно-предметная среда первичными
всегда являются особенности познавательной
деятельности учащихся, обусловленные
определенными целями образования, и
дидактические задачи. А Интернет – всего лишь
средство для реализации этих целей и задач.

По этому учителю необходимо очень четко себе
представлять, с какой целью и какие возможности
Интернет можно использовать, и как они повлияют
на эффективность обучения.

Какие же ресурсы и услуги Интернет могут быть
использованы в образовательном процессе?

Все услуги Интернет могут быть поделены на три
группы: вещательные, интерактивные, поисковые, –
и все три эти группы связаны с дидактическими
возможностями Сети.

В образовательном процессе можно использовать:

Вещательные услуги:

  • Интернет-радио и телевидение;
  • Интернет-рассылка газет и журналов;
  • доступ к файловым архивам (электронные
    библиотеки, отдельные книги и методическая
    литература в электронном виде, аудио- и
    видеоматериалы в виде архивных файлов);
  • информационные системы;
  • базы данных;
  • электронные учебники.

Интерактивные услуги

  • электронная почта;
  • телеконференции (форумы);
  • каналы IRС (чаты);
  • видеоконференции;
  • видео по заказу;
  • удаленное тестирование;
  • программы-тренажеры;
  • карты поверхности земли в реальном времени.

Поисковые услуги

  • каталоги;
  • поисковые системы;
  • метапоисковые системы;

Совершенно естественно, что чем выше уровень
технических характеристик Интернет-соединения,
тем более наглядными, современными и удобными
ресурсами Интернет возможно воспользоваться. В
обширнейшем спектре ресурсов Интернет следует
выделить:

  • Курсы дистанционного обучения и повышения
    квалификации. (На пример: itdrom.com, scholar.urc.ac.ru)
  • Курсы, программы и электронные учебники,
    предназначенные для самообразования. (На пример: intuit.ru,
    runetica.com)
  • Обучающие олимпиады, викторины, on-line и off-line
    тесты. (На пример: certifications.ru)
  • Методические объединения учителей. (На пример: festival.1september.ru)
  • Научные объединения (для школьников и учителей).
  • Телеконференции.
  • Виртуальные библиотеки (На пример: www.gpntb.ru)
  • Виртуальные консультационные центры (для
    школьников, учителей, родителей).

Эти ресурсы могут быть доступны даже при
минимальных технических характеристиках
Интернет-подключений.

Тот, кто пробовал использовать
Интернет-технологии, согласится со мной в том,
что работа в Сети – процесс творческий,
требующий больших временных затрат, именно по
этой причине желательно использовать
Интернет-технологии во внеурочной деятельности
учащихся.

Здесь можно выделить три направления:

Поиск и отбор теоретического материала (для
рефератов, докладов, классных часов и т.д.)

Такой вид образовательной деятельности
изначально направлен на сбор информации о
каком-либо объекте, ознакомление с этой
информацией, ее анализ и обобщение фактов,
предназначенных для широкой аудитории. В этом
виде деятельности нет ничего нового, за
исключением средств, которыми ученики могут
воспользоваться в современном мире. [2]

Поисковые услуги – это каталоги (с помощью
которых находят объект – художественное
произведение, песню, мелодию и т. д.), поисковые
и метапоисковые системы (с помощью которых
находят информацию об объекте). Наиболее
распространенные поисковые системы – это yandex.ru,
rambler.ru, google.ru.

Обычно поиск информации в Интернет
осуществляется не с помощью одной услуги, а
посредством нескольких услуг. На пример:
требуется найти мелодию песни. В этом случае
обычно используют поисковую систему для
нахождения сайта, содержащего каталог с
музыкальными произведениями, а за тем по
каталогу ищут требуемую мелодию.

Каждая из поисковых систем осуществляет поиск
только в какой-то определенной зоне Интернет, эти
зоны могут совпадать. То есть если
воспользоваться несколькими поисковыми
системами, то вероятность найти информацию выше,
но возможно появление одинаковых ссылок. Чтобы
избавиться от такого дублирования, можно
воспользоваться метапоисковой системой (на
пример: metabot.ru).

Что же такое метапоисковая система?

Метапоисковая
система — это поисковая система,
осуществляющая поиск с помощью нескольких
поисковых систем, каталогов
и, иногда, осуществляющая поиск в так называемой
невидимой (скрытой) зоне (собрание онлайновой
информации, не проиндексированной традиционными
поисковыми системами). Собрав результаты, метапоисковая система
удаляет дублированные ссылки и, в соответствии
со своим алгоритмом, объединяет результаты в
общем списке.

Важно, что в отличие от отдельных поисковых
систем и каталогов, метапоисковые системы:

Метапоисковые
системы бывают четырех видов:

- «Реальные» метапоисковые системы,
которые объединяют результаты на одной странице;

- «Псевдо» метапоисковые системы
первого типа, которые группируют результаты по
поисковым системам на одной длинной странице;

- «Псевдо» метапоисковые системы
второго типа, которые открывают для каждой
используемой поисковой системы новое окно;

- Поисковые утилиты — программные поисковые
средства. [3]

Не зависимо от вида, рационально использовать
метапоисковую систему, когда требуется найти
уникальную информацию или непонятный термин, или
провести тщательный анализ какого-либо вопроса.
Если же требуется поиск информации общего
характера, то эффективнее использовать
поисковые системы.

Файловый архив Интернет содержит в себе
огромную массу информации, однако, не только
полезной, но и вредной и не только для детей, но и
для взрослых. По этому перед учителем ставится
задача не только отслеживать отбираемый
материал, но и организовывать процесс его поиска
и отбора, если работа ведется в классе, а так же
проводить консультационно-совещательную работу
с родителями (если работа выполняется учащимся
дома) по воспитанию культуры работы в Интернет у
школьника. Зато, какие возможности открывает
Интернет! От простейших определений в поисковых
информационных системах до популярных статей в
электронных журналах, до полноценных
теоретических работ на разных языках – и все это
не выходя из дома или компьютерного класса.

У человека есть только один невосполнимый
ресурс – это ВРЕМЯ. Использование
Интернет-технологий для сбора информации
экономит время школьников для ее вдумчивого
анализа и обобщения, формирует навык работы с
поисковыми системами, школьники учатся
обращаться с новой информацией, отбирать важные
и актуальные моменты.

Это направление широко используется во
внеурочной проектной деятельности учащихся.

Дистанционное обучение.

Методика применения возможностей и ресурсов
Интернет во внеурочное время строиться исходя из
специфики предмета. В этом плане массу
возможностей предоставляет дистанционное
обучение.



Само по себе дистанционное обучение – вещь
тоже не новая, но благодаря интерактивности
Интернет, смысл понятия дистанционное обучение
изменился. В настоящее время под ним понимается
активный обмен информацией между учащимся и
преподавателем, а также между самими учащимися,
используя в максимальной степени все доступные
услуги новых информационных технологий.

Следует также отметить, что дистанционное
обучение не является заменой
общеобразовательной школы, а ее естественным
дополнением и продолжением.

Основными целями дистанционного обучения
являются:

  • совершенствование, пополнение знании учащихся
    в различных областях в рамках действующих
    образовательных программ;
  • получение качественного образования по
    различным направлениям школьных программ;
  • получение документа об образовании или
    повышении квалификации на основе результатов
    соответствующих итоговых работ (экзаменов,
    тестов и т.д.);

Существует достаточно большой спектр курсов
дистанционного обучения для использования их во
внеурочное время:

  • курсы дистанционного обучения для школьников
    по отдельным дисциплинам;
  • курсы, интегрированные с системой базового,
    углубленного, углубленно-профильного обучения;
  • курсы, интегрированные с кейс-технологиями (
    печатными учебными материалами, видеокассетами,
    дискетами, CD-дисками и т.д.)

В зависимости от выбора средств дистанционного
обучения и форм коммуникации сейчас можно
выделить три вида технологической организации
дистанционного обучения:

«Мономедиа»*

Данная модель предполагает использование
какого-либо средства обучения и канала передачи
информации. Например, обучение через переписку
по электронной почте, учебные радио- или
телепередачи. В этой модели доминирующим
средством обучения является, как правило,
печатный материал. Практически отсутствует
двусторонняя коммуникация и полностью
отсутствуют интерактивные личностные контакты
обучающихся с друг с другом и преподавателями,
что приближает эту модель дистанционного
обучения к традиционному заочному обучению.

«Мультимедиа»

При данной модели дистанционного обучения
используются средства обучения — учебные пособия
на печатной основе, компьютерные программы
учебного назначения на различных носителях,
аудио- и видеозаписи и т.п. Однако, доминирует при
этом передача информации в «одну сторону»
при ограниченной двусторонней коммуникации. При
необходимости используются элементы очного
обучения — личные контакты и встречи обучающихся
и преподавателей, проведение итоговых учебных
семинаров или консультаций, очный прием
экзаменов и т.п.

«Гипермедиа»

Это модель дистанционного обучения третьего
поколения, которая предусматривает
использование новых информационных технологий
при доминирующей роли компьютерных
телекоммуникаций. Простейшей формой при этом
является использование электронной почты,
электронных учебников, телеконференций и
каналов IRC, а также аудиообучение (сочетание
телефона, телефакса, Интернет-телефонии). Более
сложные формы этой модели дистанционного
обучения включают использование комплекса таких
средств как обучающие видеоролики, проведение
видеоконференций, интерактивного тестирования,
использования тренинговых on-line-программ при
одновременном широком использовании
видеодисков, различных систем знаний и возможно
искусственного интеллекта в будущем. Такой вид
технологии предполагает активный двухсторонний
обмен информацией обучающихся друг с другом и
преподавателем посредством Интернет-технологий.

Чаще всего, независимо от модели
дистанционного обучения, для более эффективной
работы выбирается курс дистанционного обучения,
предусматривающий наличие в системе обучения
учителя, группы учащихся и электронного
учебника. С началом реализации региональных
проектов модернизации образования и массовым
подключением школ к сети Интернет стала вполне
реальной гипермедийная модель дистанционного
обучения, которая в отличие от других моделей
успешно разрешает такие проблемы как:

  • интерактивность общения при взаимодействии
    преподавателя и учащихся, преподавателя и
    учебной группы, отдельного учащегося и учебной
    группы;
  • обеспечение постоянного контроля за скоростью
    и степенью усвоения учебного материала;
  • проблема обеспечения учащихся учебными
    материалами и учебной информацией, хранящимися
    на разнообразных информационных серверах и в
    базах данных глобальной сети;
  • развитие у учащихся навыков самостоятельного
    обучения, персональной «информационной
    навигации»;
  • обеспечение вариативного обучения учащихся с
    помощью смодулированного материала курсов;
  • обеспечение гибкого обучения с возможностью
    построения индивидуальных курсов;
  • эффективность использования имеющихся у школы
    (или у школьников дома) средств
    Интернет-технологий как составной части
    обучения;
  • интегрировать отечественную и зарубежную
    систему образования, предоставляя учащимся
    возможность получить образование не только в
    России, но и за ее пределами;
  • возможность учиться всем и всегда (независимо
    от возраста, квалификации, состояния здоровья,
    условий работы, удаленности от центра обучения и
    т.д.).

Несомненно, что востребованность такого
дистанционного обучения будет только
возрастать, а в ряде случаев оно может оказаться
просто незаменимым:

  • это обучение учащихся общеобразовательных школ
    со слабым библиотечным фондом, где не хватает
    современной учебной, специальной и
    художественной литературы, журналов и газет со
    статьями на актуальные темы;
  • это реализация углубленного изучения предметов
    в рамках общеобразовательной школы для
    одаренных и талантливых детей, обеспечение им
    доступа к специальному образованию,
    предоставление им возможности раскрытия своего
    интеллектуального потенциала, получения
    квалифицированных консультаций по
    самообразованию и дальнейшему изучению
    интересующей темы;
  • получение образования детьми, которые, являясь
    инвалидами, не могут или не в состоянии посещать
    общеобразовательные школы;
  • обучение школьников, вынужденных часто менять
    место жительства в связи со спецификой работы их
    родителей (геологи, военнослужащие, строители и
    т.п.), позволяя учиться по одной и той же программе
    и с постоянным контингентом преподавателей.

Во всех подобных случаях дистанционное
обучение приносит реальную пользу, предоставляя
детям возможность не только получить хорошее
среднее образование, но и наладить прямой
контакт с ведущими вузами страны. [2]

Дистанционное обучение может оказаться
полезным и для учителей, это:

  • способ повышения квалификации;
  • способ получения дополнительного или второго
    образования людям, уже имеющим среднее или
    высшее образование, независимо от их конкретной
    специальности;
  • обучение для людей, которые в силу различных
    обстоятельств вынуждены находиться длительное
    время дома и не имеют возможности получать очное
    образование;
  • обучение без отрыва от работы во время учебного
    года или от семьи во время отпуска.

Таким образом, дистанционное обучение может
решить массу проблем, связанных с необходимостью
получения образования или самообразования для
многих учащихся и учителей.

Интеллектуальный досуг.

Для реализации первых двух направлений
использования Интернет-технологий во внеурочной
деятельности школьников мало иметь
соответствующие технические средства
(подключение к Интернет), грамотно
спланированную и организованную работу с
Интернет-ресурсами, особенно важно
заинтересовать в этой работе школьников, создать
у них положительную мотивацию на познание и
обучение. И, пожалуй, это наиболее сложная часть в
процессе обучения. Не секрет, что многие учащиеся
имеют слабую мотивацию на получение образования,
и уровень этой мотивации снижается у большинства
учащихся по мере их взросления. Не будем
обсуждать причины этого явления, хотя возможно
устранение причин и исправит ситуацию, однако
отдельному педагогическому коллективу это не
под силу, это проблема всей страны, всего
общества в целом.

Чем же могут быть полезны Интернет-технологии в
разрешении этой проблемы?

Во-первых, сама возможность поработать с
Интернет привлечет ребят к внеурочной
деятельности и создаст положительную мотивацию
на выполнение запланированной работы.

Во-вторых, участие в научных объединениях и
творческих конкурсах, проходящих в среде
Интернет, может подтолкнуть школьников к
самостоятельному или коллективному поиску
информации по теме конкурса.

В-третьих, участие в предметных олимпиадах,
также может подтолкнуть школьника к более
углубленному изучению предмета, т.е. приведет его
к дистанционному обучению (и не важно победит он
в олимпиаде или нет, важно какой будет реакция на
это событие в семье и в школьном коллективе).

В-четвертых, использование интерактивных
обучающих программ и программ-тренажеров. Это
очень мощное средство в создании положительной
мотивации на учебу. Как правило, учащиеся до 7-го
класса воспринимают эти программы, как игры и
относятся к выполнению заданий со всей своей
детской серьезностью, ответственностью и
собранностью. “Мне компьютер поставил пятерку!”
- нет лучшей награды. С середины ноября до конца
декабря учащиеся со 2-х по 6-ой класс включительно
имели возможность поработать с
программой-тренажером по “Русскому языку”.
Остались довольны работой даже ребята, у которых
были не очень хорошие результаты, и, надо
отметить, таких были единицы.

И последнее, в старших классах при очень низком
уровне мотивации на учебу у учащихся наблюдается
очень высокий уровень амбиций, поэтому низкая
оценка за небрежно выполненное задание
воспринимается как предвзятое отношение.
Интернет-тестирование on-line или off-line позволит
школьникам реально увидеть уровень своих знаний
и оценить “степень предвзятости” учителя. Для
выпускных классов Интернет тестирование также
весьма полезно, т.к. принципы организации таких
тестов очень схожи с тестами ЕГЭ, и является
тренингом для сдачи единого экзамена.

Таким образом, реализация этого направления
внеурочной деятельности позволит создать
положительную мотивацию на познание и обучение,
т.е. позволит реализовать первые два направления.

Однако, при всей заманчивости использования
Интернет во внеурочной деятельности учащихся,
при всем его широком спектре возможностей и
громадном информационном ресурсе следует
помнить, что Интернет не панацея, не решение всех
проблем (в том числе и образования), а лишь
средство, инструмент для повышения
эффективности образовательного процесса и, что
наиболее важно, средство для повышения уровня
мотивации учащихся на образовательную и
творческую деятельность.

________________

В оригинальной статье использовался термин
“единичная медиа”, который выбивался из общего
ряда – “мультимедиа”, “гипермедиа”, поэтому он
был заменен на “мономедиа”.

Источники информации.

  1. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия
    персонального компьютера 2003.-М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003
  2. Статья
    “Дистанционное обучение на базе
    телекоммуникаций” http://scholar.urc.ac.ru
  3. Статья “Мета-поиск — лучший друг” http://www.iskati.com



Следующий: