Применение интерактивных технологий при обучении исследовательской деятельности учащихся в специальной школе для девиантных подростков


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,37 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • узнать новые факты о личности Ломоносова, его
    научной и практической деятельности;
  • проверить актуальность его трудов для
    современности;
  • приобщать учащихся к посильной учебной
    исследовательской деятельности посредством
    интерактивных технологий;
  • способствовать развитию внимания, мышления,
    памяти и других умственных способностей при
    работе над проектом;
  • развивать коммуникативные способности при
    работе в малых группах;
  • воспитывать взаимоуважение в процессе
    сотрудничества;
  • доказать возможность организации посильной
    учебной исследовательской деятельности в
    условиях спецшколы для детей и подростков с
    девиантным поведением.

Оборудование: проектор, экран,
компьютер, макет МГУ, костюмы для участников
инсценировки, физические приборы, химические
реактивы, книжная выставка, буклеты к
презентациям.

Участники: учителя-предметники,
учащиеся 6-10 классов, библиотекарь, мастера
производственного обучения по специальности
«Швея», «Оператор ЭВМ», «Столярное дело».

Мероприятие представляет собой
интегрированный практический исследовательский
проект с элементами театрализации.

Проект делится на 5 этапов:

  • подготовительный (осмысление проблемы
    педагогами- участниками проекта, постановка
    целей и задач, распределение обязанностей,
    разработка сценария мероприятия);
  • открытие декады (ознакомление учащихся с темой,
    целями и задачами проекта, создание рабочего
    настроя);
  • процесс учебной исследовательской
    деятельности учащихся под руководством
    преподавателей (сбор и осмысление информации о
    вкладе Ломоносова в определенной области знания,
    создание презентаций, наглядных пособий,
    костюмов, буклетов, планирование опытов);
  • закрытие декады (подведение итогов учебной
    исследовательской деятельности воспитанников,
    представление результатов работы, презентаций,
    буклетов);
  • рефлексия (анализ проделанной работы, выявление
    достоинств и недостатков, определение путей
    преодоления трудностей).

Проект был реализован на базе государственного
бюджетного образовательного учреждения
специальной школы № 11 «Шанс» для детей и
подростков с девиантным поведением закрытого
типа в ноябре- декабре 2011 года.

Анализ проделанной работы показал, что
организация учебной исследовательской
деятельности в условиях спецшколы для детей и
подростков с девиантным поведением с целью
развития их познавательных и коммуникативных
способностей и последующей адаптации в открытой
учебной среде возможна при условии:

  • общей заинтересованности всех участников
    проекта в его результатах;
  • разумного и обоснованного поэтапного
    планирования исследовательской деятельности;
  • посильного выбора научного материала в
    соответствии с возрастом и интеллектуальными
    возможностями учащихся;
  • организации психологически совместимых
    рабочих групп;
  • мудрого руководства преподавателями
    исследовательской деятельностью воспитанников,
    а не выполнение работы за них;
  • наличия соответствующей материальной базы
    учреждения;
  • адекватной материальной и моральной оценки
    проделанной работы как воспитанников, так и
    преподавателей.

Сценарий
Открытие Ломоносовской декады

Ведущий:

-19 ноября 2011 года отмечается трехсотлетие со
дня рождения видного деятеля эпохи Просвещения
Михаила Васильевича Ломоносова. Истинный ученый,
незаурядный талантливый исследователь и честный
человек преданно любивший свою Родину, он
искренне считал, вопреки общественному мнению,
что русский человек, пытливый и любознательный
по своей природе, способен овладеет науками и
совершить открытие досель неизведанного. Что и
доказал всей своей жизнью.

Чтец 1

Тонет страна в березках,
В снежной декабрьской замятии.
Еще времена Бирона
Живы в народной памяти.
Трупы еще мерещатся,
Страшные, обледенелые.
Свищут кнуты помещичьи,
Свищут метели белые.
Снежных полей узоры,
Ветхие избы серые:
А там, вдалеке, — просторы
Севера, гордого Севера!
Хмуры там моря волны
И молчаливы пространства.
Там еще жив он — вольный,
Пламенный дух славянства!
А рядом страна изуродована
Плетью, кнутом иссечена.
Родина, милая родина,
Правда ль, что это навечно?

Чтец-Ломоносов

Прости, что я тебя покинул, Север.
То страсть к познанью, но не я — виной.
Там за Двиною снег декабрьский сеет,
Ночная вьюга плачет над Двиной!
Там — море и любимый мой Куростров,
Резные ставни милых Холмогор:
Здесь — нужно не сдаваться и бороться
И недругам в глаза глядеть в упор!
Но не страшны ни горести, ни мука,
Ни эта неизвестность впереди,
Коль властно позвала тебя наука
И родина промолвила: иди!

Чтец 1

Пусть у врагов твоих несметна сила,
И там, и здесь, — везде твои враги,
Но за твоей спиной стоит Россия, -
Борись, Михайло! Сил не береги!

Ведущий

- И он не берег ни сил, ни здоровья в деле
российского просвещения и принес огромную
пользу своей стране и всемирной науке. А как это
было, мы с вами увидим, посмотрев фильм.

Опережающее задание

: В каких областях
науки проводил исследования Ломоносов, что
открыл?

Приложение 1

Блиц-опрос по опережающему заданию


(Ломоносов проводил исследования в области
химии, физики, минералогии, астрономии,
словесности(рус. научный и литературный язык,
система стихосложения), мозаика, механика, создал
первый российский университет).

Демонстрируется пустой макет МГУ

Ведущий

- Да, действительно М.В. Ломоносов был
замечательным исследователем, любознательным,
неравнодушным человеком и хотел, чтобы такими же
были его последователи, ученики. Попробуем и мы с
вами побыть исследователями, первооткрывателями
и открыть для себя этот новый мир под названием
«М.В.Ломоносов». Мы открываем познавательную
декаду «По стопам Михайлы Ломоносова».

Поисковые задания группам учащихся по
предметам:

- что побудило к открытию?

- какие открытия совершил? каким образом? Если
можно — продемонстрировать!

- значение этого вклада в науку для современной
жизни.

Результат исследовательской работы может быть
представлен в виде презентации, опыта, схемы,
реферата, театрализованного действия.
Руководители: инициативная группа
учителей-предметников.



Защита проекта будет проходить на
заключительном мероприятии. Требования

:

- краткость(5-7 мин)

- наглядность, образность

- научность

- умение заинтересовать слушателей

Закрытие «Ломоносовской декады»

Ведущий 1: М.В.Ломоносов — один из
выдающихся деятелей русской науки и культуры
вошел в историю как величайший ученый-новатор.
Жизнь его — вечный пример беззаветного служения
Родине. Человек энциклопедических знаний,
разносторонних интересов и способностей, он
прошел нелегкий и полный превратностей путь от
любознательного крестьянского паренька с
далекого Севера до корифея мировой научной
мысли.

Ведущий 2: Сегодня мы подводим итог
нашей исследовательской деятельности в рамках
познавательной декады «По стопам Михайлы
Ломоносова». Каждая исследовательская группа
расскажет об открытиях, сделанных Михаилом
Васильевичем Ломоносовым в той или иной области
наук. А начнем мы со знакомства с личностью
великого ученого.

Приложение 2

Ведущий 1:

- Да, Михаил Васильевич Ломоносов обладал
цельной натурой, широтой научных взглядов,
неиссякаемой жаждой к познанию и неискоренимой
верой в то, что мир можно и нужно познавать. И в
России это тоже возможно.

Чтец

Он был ученный и поэт.
Он размышлял про тьму и свет.
В чем сходство стужи и тепла?
Что можно сделать из стекла?
Как получается фарфор?
И что таится в недрах гор?
Он краски изучил и цвет.
Он создал университет.
Своей рискуя головой,
Заряд измерил грозовой.
Был в красноречии силен.
Историк он, географ он.
И как сказал о нем поэт:
«Он сам был — университет!»

Из-за кулис выходит Елизавета Петровна
(русская императрица):

- Так-так-так. Все это, конечно, хорошо. И рвение
Ваше, Михайло Васильич, похвально. А вот
представьте-ка нам, какие открытия в разных
науках Вам удалось совершить, чему собираетесь
учить в Университете, об открытии которого
просите у меня! Чем собираетесь прославить
Россию?

- Ломоносов:

Приветствую Ваше Величество и желаю
здравствовать и править много лет!

Взгляни на горы превысоки,
Взгляни в поля свои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течет;
Богатство, в них сокрытое,
Наукой будет открыто,
Что щедростью твоей цветет!
В земные недра ты, ХИМИЯ,
Проникни взора остротой
И что содержит в них Россия,
Свои сокровища открой.

Свои результаты представляет группа,
работавшая в области естествознания.

Результаты исследования оформляются в виде
буклета и прикрепляются на макет МГУ каждой
группой исследователей.

Елизавета Петровна:

- Это, конечно, интересно и важно. Но вот, Михайло
Васильич, скажите, что нам делать с такой бедой:
как засушливое лето — так грозы, а гроза, молния -
так жди пожара. Уж сколько раз Москва горела,
сколько отстраивалась заново. Что нам с этой
бедой делать, наука подскажет?

- Ломоносов:


Внезапно чудный слух по всем странам течет,
Что от громовых стрел опасности уж нет!
Что та же сила туч гремящих мрак наводит,
Какая от стекла движением исходит,
Что, зная правила, добытые стеклом,
Мы можем отвести от наших зданий гром.
Единство этих сил доказано стократно:
Мы безопасного ждем лета к нам обратно.
Наука ФИЗИКА порадуй нас приятно.

Свои результаты представляет группа,
работавшая в области физики, астрономии.

Елизавета Петровна:

- Браво- браво, Михайло Васильевич. Порадовали
твои ученики, и так все понятно и доходчиво
объяснили, наверное, русским языком владеют в
совершенстве. Я вот знаю, что римский император
Карл Пятый говорил, что испанским языком с Богом,
французским -с друзьями, немецким -с неприятелем,
итальянским- с женским полом говорить прилично.

- Ломоносов:

- Ну, Елизавета Петровна, если бы он русским
языком владел, то добавил бы, что на нем со всеми
ими говорить можно, потому что нашел бы в нем
великолепие испанского, живость французского,
крепость немецкого, нежность итальянского, и
сверх того богатство и краткость греческого и
латинского языка. Ученики мои, продемонстрируйте
это.

Свои результаты представляет группа,
работавшая в области языкознания.

Елизавета Петровна:

- Да, многим наукам собираешься обучать
студентов, Михайло Васильич. Молодец, прославляй
Россию, продвигай ее ученостью вровень с
западными державами. А, кстати, какова Россия по
размерам по сравнению с западными странами? Это
можно узнать?

- Ломоносов:


Российского пространства дали
Собрав на малы чертежи
И нанеся грады и селы,
географИя, покажи.

Свои результаты представляет группа,
работавшая в области географии.

Елизавета Петровна:

- И в самом деле, широка страна моя родная, много
в ней лесов, морей и рек. А вот еще интересно было
бы узнать, откуда «есть пошел русский человек»,
как ему испокон веков жилось на просторах
российских?

- Ломоносов:


Век России известен и древен,
Славен подвигом русский народ.
И ИСТОРИЮ всех поколений
Нам наука сия донесет.

Свои результаты представляет группа,
работавшая в области истории.

Елизавета Петровна:

- Во всех науках ты преуспел, Михайло Василич.
Неужто и в искусствах силен?

- Ломоносов:


Изящные искусства, как известно,
Пленяют взоры наши повсеместно.
Но всех пленительнее род один -
Искусство составления мозаичных картин.

Свои результаты представляет группа,
исследовавшая мозаику.

Ведущий: М.В.Ломоносов говорил:
«Наука есть ясное познание истины, просвещение
разума, непорочное увеселение жизни, похвала
юности, старости подпора, устроительница градов,
полков, залог успеха в несчастии, в счастии -
украшение, везде верный и безотлучный спутник».
С этими словами нельзя не согласиться.

Литература.

  1. Качурин М.Г. Русская литература. Учебное пособие
    для 9 класса школ с углубленным изучением
    литературы, гимназий и лицеев.-М.: Просвещение,1994.
  2. Грачева. В. А. Все испытал и все проник:/Патриот
    Отечества,№9,2011
  3. Вовнейко Е.В. Великий сын России./ Читаем,учимся,
    играем.№8,2011
  4. Ишлинский А.Ю.Костюм для сцены. Пособие по
    изготовлению театрального
    костюма-М.:Искусство,1984.-143 с.,ил.,рис.
  5. Николенко Л.Е. «Языка нашего небесна красота»/
    Читаем,учимся, играем.№8,2011
  6. Шацкий Е. Михайло Ломоносов. Книга-игра для
    детей среднего и старшего школьного возраста- М.:
    «Московские учебники и Картолитография», 2006.
  7. Харабаров И. Слово о Ломоносове,www.stihi.ru
  8. Хайретдинова, ЖаворонковаЮ.А. Видеофильм
    «М.В.Ломоносов»,lomonosov300.ru



Следующий: