Применение информационных технологий в учебном процессе и в управлении образовательным учреждением

Создание проектов — как формы аттестации
учащихся.

Данную форму аттестации целесообразно
использовать для учащихся, прошедших курс
обучения длительностью более 68 часов на базе
кабинетов вычислительной техники,
укомплектованных высокопроизводительным
оборудованием, а также с использованием
медиаресурсов школы.

Проект рекомендуется разрабатывать в
индивидуальной или групповой форме под
руководством учителя информатики и учителей
предметников на протяжении одного — двух лет
обучения информатике. Проектная работа включает
в себя этапы моделирования, реализации и
практического применения.

Этап моделирования включает в себя сбор
информации, разработку информационной
структуры, наполнение структуры данными, выбор
способа обработки информации и разработку
модели представления результатов.

Следующий этап представлен реализацией модели
в электронной и материальных средах, презентации
результатов.

Практическое применение полученных
результатов проектирования может заключаться в
проведении урока-конференции, доклада на
школьной конференции, использовании результатов
проектирования на уроке, поддержка школьного
издательства, клубной деятельности, организации
школьных зрелищных мероприятий, проведении
конкурса научно-исследовательских работ и др.

Тема проекта и форма реализации Практическая значимость проекта
Компьютер и профессия (сайт,
презентация, буклет, плакат)
Оснащение кабинета профориентации
школы, проведение школьных конференций, создание
наглядных пособий в кабинете
Новые носители информации (электронный
документ, презентация, плакат)
Создание раздела электронного учебного
пособия для уроков информатики, развитие
школьного виртуального музея информатики
Правовые аспекты информационной
деятельности (документ, инструкция по
эксплуатации программного обеспечения, брошюра:
оформляется на компьютере)
Сохранность программного обеспечения
школы, защита от вирусов, обновление
программного обеспечения
Разработка модели процесса из
предметной области (презентация, продукт СУБД,
электронных таблиц, среды черчения, компьютерная
программа)
Конструкторская документация
школьного здания, оформление интерьера школы,
школьного участка, создание программы
обслуживания лабораторного эксперимента по
предмету, создание презентаций по проблеме для
уроков по различным предметам
Разработка алгоритма и программы по
теме научно-исследовательской работы
(компьютерная программа)
Развитие школьной
научно-исследовательской деятельности
Использование графических технологий в
научно-исследовательской работе (презентация,
видеофильм, компьютерные графические работы,
графическое оформление школьной страницы в
Интернете)
Школьное издательство, оснащение
кабинетов школы электронными наглядными
пособиями, поддержка уроков, секций,
факультативов, зрелищных мероприятий школы
визуальными продуктами
Использование средств настольных
издательских систем в оформительской
деятельности (документ, выпущенный в школьной
“мини-типографии” с использованием сканера,
цифровой камеры, CD-библиотек, принтера,
копировальной техники)
Регулярный выпуск предметного
альманаха, выпуск и обновление школьного
буклета, буклета “Выпускной класс”, выпуск
брошюры с докладами школьной конференции,
брошюры с отчетами работы секций факультативов,
брошюры по итогам предметных недель в школе,
награждение учащихся школы грамотами,
созданными в рамках проекта
Использование вычислительной среды в
научно-исследовательской работе (продукт
вычислительной среды)
Проведение компьютерного эксперимента
по физике, экономике и пр.
Разработка базы данных для школьного
архива — книг, личных дел, медицинских карточек
(продукт СУБД)
Информатизация школьного архива
Использование web-технологий и
дистанционной деятельности школы (web-сайт)
Организация дистанционного обучения
детей, обучающихся на дому, проведение
дистанционных олимпиад в регионе, презентация в
школе
Использование Интернета в музейном
деле школы (компакт-диск, сайт)
Создание компьютерной музейной
экспозиции, музейной медиатеки
Использование электронной почты в
школьном клубе (электронные письма,
Интернет-страница)
Организация школьного музея переписки
Компьютер и здоровье (презентация) Регулярный инструктаж по технике
безопасности учащихся школы
Использование ИКТ для проведения
школьной конференции (графические и текстовые
работы на компьютере, электронные письма,
обновление интернет — страницы школы)
Проведение школьной конференции

Использование новых информационных
технологий в преподавании общеобразовательных
предметов.

Новые информационные технологии приживаются в
нашей стране крайне неравномерно. Как эта
неравномерность соотносится с возможностями и
потребностями конкретного учителя? Могут ли
новые информационные технологии дать новый
импульс уже состоявшимся профессионалам?

Ответы на данные вопросы очевидны. В отсутствие
приемлемого (адекватного трудозатратам) уровня
заработной платы новые информационные
технологии — один из существенных факторов,
способных в силу своей новизны, объективной
интересности и современности, привлечь в школу
молодежь, и не дать уйти из школы опытным
преподавателям. Привлекает интересное и
современное, как по сути, так и по содержанию
дело. Вместе с тем, очень важно, чтобы новые
информационные технологии применялись не
вместо, а вместе с традиционными
образовательными технологиями.

Благодаря, в том числе, и государственной
программе информатизации современные
компьютеры появились практически во всех школах.
Для многих педагогов очевидно, что современный
мультимедийный компьютер — надежный помощник и
эффективное учебное средство в преподавании
различных предметов. Но сам по себе компьютер
бесполезен, если нет доступа к современным
электронным ресурсам в Интернете или на
компакт-дисках. А использование учителем
качественных образовательных электронных
ресурсов делает реальным для учащихся получение
адекватного современным запросам школьного
исторического образования вне зависимости от
месторасположения учебного заведения.

Представляется, что сейчас уже можно составить
некую градацию среди предметников, использующих
компьютер в своей работе. При этом четко можно
выделить пять уровней такого пользователя.

Уровень первый

— высокий старт. Использование
компьютера в качестве “пишущей машинки с
памятью”; более или менее регулярная подготовка
с его помощью простейших дидактических
материалов, планов уроков, планирования и т.д.;
создание списков и картотек; шаблонных форм,
спокойное отношение к создаваемым в
компьютерном виде работам учащихся;
элементарная систематизация документов в
домашнем компьютере.

Уровень второй

— открытие возможностей.
Достижение данного уровня неразрывно связано с
выходом в Интернет. Возможно выделение
промежуточного этапа — знакомство с
тематическими CD-ROMами. Несмотря на низкий
учебно-методический уровень последних, они
способны поразить соскучившегося по
качественным наглядным пособиям учителя
предметника, и, в первую очередь богатейшими
анимационными возможностями современных
технологий. Использование компьютера на уроках и
во внеурочной деятельности создает учителю
славу человека передового и прогрессивного.
Школьники начинают ставить его в пример другим
предметникам, и в глазах коллег по работе
авторитет такого учителя возрастает. Именно на
этом этапе учитель начинает привлекать своих
учеников к участию в дистанционных олимпиадах и
конкурсах.

Уровень третий

— на пути к творчеству. Учитель
начинает овладевать технологиями “созидания”:
ему становятся доступными основные элементы
программ MS Power Point, MS FrontPage, MS Publisher. В руки педагога
попадают инструменты, используя анимационные
возможности которых он существенно может
усилить эффективность своего занятия. До
применения этих программ на уроке дело еще не
дошло, но учитель уже начинает выступать
авторитетным консультантом во внутришкольных
проектах. Под руководством предметника ученики
создают свои тематические Web-страницы, а учитель
информатики или сетевой координатор помогает в
публикации этих материалов в сети “Интернет”.
Для третьего уровня характерны также попытки
создания электронной библиотеки учителя и
проекты по написанию несколькими педагогами
общего учебного пособия.

Уровень четвертый

— первые уроки. Постепенно
из внешкольной жизни новые информационные
технологии начинают проникать и на “его
величество урок”. Важно, что для такого учителя
уже вряд ли возможно движение в обратную сторону.
Наоборот, возникает проблема систематизации
создаваемого материала уже на качественно новом
уровне.

Уровень пятый

— поиски системы. Для учителя
становится профессионально необходимым
научиться совмещать собственный
преподавательский почерк с теми техническими
возможностями, которые предоставляют ему новые
информационные технологии.

Использование мультимедиа учебников и
Интернет — технологии в образовательном
процессе.

Одна из составляющих программы информатизации
- преподавание информатики как учебного
предмета. Необходимо во всем образовательном
процессе использовать мультимедиа учебники и
Интернет — технологии. Но на пути внедрения этих
технологий возникают проблемы:

  • отсутствие в школе организованных условий с
    максимально свободным доступом к компьютеру -
    из-за наличия компьютеров в школе только в
    кабинете информатики и предназначенных в
    основном для обучения учащихся;
  • участникам педагогического процесса, учащимся
    и учителям, не предоставлен свободный доступ к
    компьютеру для работы в глобальной сети и с
    мультимедиа учебниками;
  • нет заинтересованности учителей — предметников
    в проведении уроков, связанных с применением в
    учебном процессе электронных носителей
    информации, из-за отсутствия поддержки
    (материальной, организационной, методической и
    пр.);
  • преподаватели не умеют интегрировать проектную
    методику, использовать компьютерные технологии
    с достаточно жесткой классно-урочной системой.

Для решения этих проблем существует программа,
которая позволяет использовать информационные
технологии в образовательном процессе.



Цели программы:

  • создание единой информационной среды города,
    района и т.д., обеспечивающей повышение качества
    образования;
  • эффективное использование
    научно-педагогического потенциала;
  • поэтапный переход к новому уровню образования
    на основе новых технологий, с использованием
    электронных учебников.

Задачи программы:

  • формирование информационно-технологической
    инфраструктуры системы образования;
  • предоставление образовательным учреждениям,
    участникам образовательного процесса (ученикам,
    преподавателям) свободного доступа к
    компьютерной технике, к глобальным
    информационным ресурсам, программным средствам
    (электронным учебникам, библиотекам, фонотекам);
  • применение Интернет — технологий и
    мультимедийных учебников в учебном процессе;
  • подготовка педагогических, административных
    кадров образовательных учреждений, способных
    эффективно использовать в учебном процессе
    новейшие информационные технологии.

Ожидаемые конечные результаты:

  • создание в школах электронных библиотек;
  • свободный доступ учащихся и преподавателей к
    высококачественным и сетевым образовательным
    ресурсам, в том числе к системе современных
    учебных материалов по всем предметам
    общеобразовательной школы;
  • повышение качества образования в учебных
    учреждениях.

Научно-методическое обеспечение программы:

  • программа обеспечена существующей в настоящее
    время научно-методической базой и инструментами
    по созданию электронной информации, её записи,
    тиражированию;
  • программа обеспечена программными средствами
    для автоматического сопровождения информации и
    удобства её использования
    учителями-предметниками, учащимися;
  • программа реализуется в рамках федеральной и
    краевой программы “Компьютеризация сельских
    школ”.

Дистанционное образование учителя как
способ повышения профессиональной
компетентности педагога.

Одним из элементов профессиональной
компетенции педагога является владение
информационно- коммуникационными технологиями.
Один из способов повышения квалификации -
дистанционное образование на муниципальном
уровне. К средствам дистанционного образования
относятся:

  • кейсы предметных модулей;
  • Интернет-ресурсы;
  • мультимедиадиски.

Информационно-коммуникационные технологии
понимаются мною, как способы получения,
обработки, хранения и распространения
информации с помощью современных машин и
программных продуктов. Таким образом, перед
педагогом, пришедшим на курсы повышения
квалификации, ставится несколько задач:

  • освоение основ пользования персональным
    компьютером;
  • изучение работы базовых программных продуктов:
    текстового редактора Word, табличного редактора
    Excel, программы — презентации Power Point, программы
    почтовой связи, программы работы в Интернете
    Internet Explorer;
  • осознание целей, методов, способов, приемов
    включения ИКТ в учебно-воспитательный процесс,
    учитывая не только специфику преподавания
    предмета, но и личностные особенности учащихся,
    психолого-педагогические возможности педагога,
    материально-технические условия
    образовательного учреждения.

Программа — автоматизированное рабочее
место “Школа”.

В настоящее время многие школы имеют
компьютеры. Это дает возможность их применения в
различных направлениях, в том числе и для
повышения оперативности управления школой.
Применение компьютеров может резко ускорить
анализ учебно-воспитательной работы, облегчить
построение разнообразных отчетов, графиков,
диаграмм, а вместе с тем и сэкономить рабочее
время директоров и завучей школ, учителей
предметников, библиотекарей, а также учителей
информатики. Важной также представляется
открывающаяся возможность накопления и анализа,
данных работы школы за длительные промежутки
времени. Создание базы данных всех учащихся и
педагогических работников позволит быстро
отслеживать динамику происходящих в школе
процессов.

Мой проект предусматривает создание единой
школьной базы данных с информацией обо всех
учащихся и педагогических работниках и
построение локальной вычислительной сети для
обеспечения доступа к этим данным директора,
завуча, секретаря, педагогов, организаторов
внеклассной работы, библиотекарей.

В базе данных будут храниться личные дела всех
учащихся и выпускников школы, а также
дошкольников. Сюда входят, в том числе и
четвертные, годовые, экзаменационные, итоговые
оценки учащихся, сведения о родителях и их месте
работы, попечителях, категориях семей, домашние
адреса учащихся, домашние и рабочие телефоны
родителей, характеристики учащихся.
Предусмотрено хранение личных карточек
педагогических работников школы с подробными
сведениями о каждом из них: паспортными данными,
сведениями об образовании и повышении
квалификации, датах приема и увольнения с работы,
педагогической нагрузке и т.п.

При приеме учащегося в школу или учителя на
работу секретарь одновременно с оформлением
бумажной документации вносит соответствующие
сведения в базу данных. По результатам каждой
четверти вносятся отметки. Завуч сможет при
помощи разрабатываемой мною программы -
автоматизированное рабочее место — в
автоматическом режиме построить отчеты об
успеваемости и качестве знаний учащихся по
классам, параллелям, ступеням (начальная,
основная, средняя школа) и итого по школе,
сравнить их с результатами прошлых лет, построив
диаграмму, выяснить динамику изменения качества
знаний каждого класса или параллели классов по
заданному предмету. Можно проследить также
качество знаний и успеваемость учащихся у
каждого учителя и сравнить эти результаты с
результатами коллег. Отчеты могут быть
представлены как в текстовой, так и в графической
форме. Есть также возможность подведения итогов
участия в предметных олимпиадах, конкурсах,
мероприятиях (школьных и городских), построения
различных списков учащихся: по успеваемости, по
возрасту, по категориям семей, по месту работы
родителей, прибывших, выбывших, списков классов и
т.д. Также быстро можно найти и информацию о
требуемом учителе или построить отчет, обобщив
данные. Например, диаграмму качественного
состава педагогических работников (по
категориям), таблицу сведений об образовании и
повышении квалификации.

Для эффективного использования АРМ я предлагаю
поставить компьютеры в кабинеты директора и
завучей, в библиотеку и объединить их в локальную
вычислительную сеть между собой и с компьютерами
кабинетов информатики и вычислительной техники.
На стационарном компьютере или в любом кабинете
вычислительной техники смогли бы во внеурочное
время работать с базой данных учителя: вносить
отметки, исправлять изменившиеся сведения об
учащихся своих классов, распечатывать ведомости
успеваемости к родительскому собранию, вносить
корректировки в характеристики. Таким образом,
была бы обеспечена работа с живыми данными и
оперативность контроля при работе с постоянно
обновляемой информацией.

В настоящее время в нашей школе АРМ
используется без применения вычислительной
локальной сети. База данных хранится на
компьютере секретаря школы. По окончании каждой
четверти программа устанавливается на всех
машинах кабинета вычислительной техники с
копиями баз данных, после чего есть возможность
параллельной работы многих операторов по
пополнению отметок учащихся. Специально
встроенная сервисная возможность экспорта и
импорта оценок позволяет быстро собрать все
данные на одном компьютере и приступить к их
анализу.

Создание единого
информационно-образовательного пространства в
образовательном учреждении посредством
организации локальной сети.

Реферат на тему “Организация локальной сети
образовательного учреждения и в домашних
условиях” является первой ступенью развития
школы:

  • после появления данной локальной сети
    появляется стремление провести сеть в каждый
    класс (поставить компьютер в каждом классе), чтоб
    учитель мог свободно брать информацию к уроку,
    занесенную с головного компьютера или
    занесенного учениками из компьютерного класса,
    проектировать ее на доску;
  • в результате у ученика появится стремление к
    учебе, потому что данный метод обучения – новый и
    перспективный.

Объединив все компьютеры школы в единую
локальную сеть, возможен доступ в Internet со всех PC с
одного модема. Такой вариант подключения очень
дешевый, т.к. платят за один PC, а работают в Internet
все. В этом реферате собран весь материал
воедино, создан такой проект, который полностью
соответствует теме, а так же является пособием
неопытным пользователям в установке локальной
сети. Данный реферат оснащен приложением, что
гораздо ускоряет процесс обучения.




Следующий: