Применение информационных технологий в учебном процессе и в управлении образовательного учреждения

“Если школа не идет в ногу с жизнью, учащиеся
“перестают ее уважать, перестают ей верить.
Когда учащиеся теряют доверие и уважение к школе,
то учитель утрачивает авторитет и школа
погрязает в проблемах плохой дисциплины и низкой
успеваемости”.

Симур Паперт.

Информационная деятельность в современной
школе может быть представлена как совокупность
различных процессов:

  • преподавание ИКТ и информатики;
  • интеграция ИКТ в преподавание
    общеобразовательных предметов;
  • информатизация внеклассной работы;
  • создание и наполнение информационного ресурса;
  • информационное управление школой.

Следовательно, должны решаться в ОУ следующие
задачи:

ИКТ в обучении школьным дисциплинам.

Информатизация образовательного процесса:
проведение уроков по различным предметам с
использованием мобильного компьютерного класса,
преподавание предметов в кабинетах, оснащенной
компьютерной техникой; использование уроков
информатики для закрепления знаний по другим
предметам; организация компьютерного
тестирования учащихся, проектная деятельность
учащихся.

ИКТ в управлении образованием.

Информатизация внеклассной работы: подготовка
материалов для школьного сайта; работа кружка
юных журналистов и студии компьютерного
творчества; проведение мультимедиаконференций;
выпуск школьной электронной газеты.

  • создание и наполнение школьного
    информационного ресурса: публикация в локальной
    сети и на сайте школы теоретических материалов и
    практических результатов деятельности учащихся
    и учителей; организация школьной медиатеки.
  • автоматизация управления школой:
  • переход от решения традиционных задач к задачам
    оптимизации управления школой; автоматизация
    обработки данных медико-психологической службы,
    информационное взаимодействие с управляющими
    структурами.

Формирование информационной культуры
педагога.

В XXI веке “цифровые среды суть естественные
среды для интеллектуальной работы в той же
степени, в какой письменность для веков
предыдущих”.

Представляется, что сейчас уже идет процесс
формирования информационной культуры педагога,
в котором можно выделить пять уровней:

Уровень первый — высокий старт. Использование
компьютера в качестве “пишущей машинки с
памятью”.

Уровень второй — открытие возможностей. Именно
на этом этапе учитель начинает привлекать своих
учеников к участию в дистанционных олимпиадах и
конкурсах.

Уровень третий — на пути к творчеству. Учитель
начинает овладевать технологиями “созидания”:
ему становятся доступными основные элементы

программ MS Power Point, MS FrontPage, MS Publisher.

Уровень четвертый — первые уроки. Постепенно из
внешкольной жизни новые информационные
технологии начинают проникать и на “его
величество урок”.

Уровень пятый — поиски системы. Для учителя
становится профессионально необходимым
научиться совмещать собственный
преподавательский почерк с теми техническими
возможностями, которые предоставляют ему новые
информационные технологии.

Дистанционные образовательные технологии:
проблемы и решения.

Для обучения учителей ИКТ целесообразно
использовать любые возможности: от
индивидуальных консультаций на базе кабинета
информатики до профессионально и качественно
организованной системы курсов Федерации
Интернет Образования и др., в том числе
дистанционную форму обучения.

Характерными чертами дистанционной технологии
являются: гибкость, модульность, параллельность,
экономичность и др.

Проблемы: на начальном этапе — полное отрицание
со стороны коллег, на середине — скептическая
заинтересованность и, наконец, профессиональное
освоение.

Решения: освоение начальных навыков ИКТ,
внедрение их в учебный процесс, профессиональный
рост.

Творческая исследовательская деятельность
педагогов и учащихся.

Хочется обозначить лишь основные моменты
творчества и сотрудничества учителя и ученика:

  • проектная работа учителя и ученика;
  • публикации учителей, администрации в прессе;
  • участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях;
  • создание Портфолио ученика и учителя;
  • участие в дистанционном обучении и применение
    его в образовательном процессе.

Творческая деятельность способствует
осознанию значимости работы каждого учителя и
ученика, а также оказывает положительное влияние
на весь коллектив.

На основании всего выше изложенного можно
сделать следующие выводы:

  • информационные коммуникационные технологии
    дают наибольший эффект лишь в сочетании с
    передовыми педагогическими технологиями;
  • при создании единого информационного
    пространства школы решающим остается
    педагогический аспект;
  • совместная деятельность педагогов и учеников
    на общем информационном поле позволяет
    реализовывать идеи педагогики сотрудничества;
  • главной проблемой является изменение места
    роли учителя в современном учебном процессе.

Приложение

Схема 1

Схема 2

Следующий: