Применение электронных мультимедийных средств обучения в преподавании электротехники

Современные темпы НТП приводят к тому,
что научно-техническая информация быстро
устаревает. Ежегодно обновляется до 20%
прикладных знаний и 5% теоретических.
Использование на учебных занятиях таких
иллюстрирующих и демонстрационных материалов
как плакаты, макеты, модели не отвечает
современным требованиям. Необходима быстрая
замена этих материалов, актуализация информации.
Немаловажным является также развитие личности,
нивелирование процесса дегуманизации общества:
обращение к эмоциональной сфере, развитие
образного мышления наряду с рациональным. В
сфере профессионального образования
сформировалась необходимость в изменении
существующего, “знаниевого”, подхода к
компетентностному. В связи с этим необходимо
пополнение педагогического инструментария
новыми методами и средствами обучения.

Электротехника и электроника
принадлежат к той области естественных наук, в
которой процесс познания требует неразрывной
связи теоретического анализа и
экспериментальных исследований. Усилиями многих
специалистов персональный компьютер стал
незаменимым инструментом в процессе анализа и
экспериментального исследования процессов в
электротехнике и электронике. Система
схемотехнического моделирования Electronics Workbench (EWB)

предназначена для моделирования и анализа
электрических схем.

Программа EWB позволяет моделировать
аналоговые, цифровые и цифро-аналоговые схемы
большой степени сложности параметры компонентов
можно изменять в широком диапазоне значений
Простые компоненты описываются набором
параметров, значения которых можно изменять
непосредственно с клавиатуры.

Широкий набор приборов позволяет
производить измерения различных величин,
задавать входные воздействия, строить графики.
Все приборы изображаются в виде, максимально
приближенном к реальному, поэтому с одной
стороны работать с ними просто, а с другой –
создает сложности, т.к. отличается от изображения
на схемах. Эта программа имеет следующие
достоинства

– экономия времени;

–достоверность измерений;

– удобство проведения измерений;

–графические возможности.

Она позволяет

– повысить наглядность при изучении
законов электротехники и методов расчета
электрических цепей;

– экспериментально проверить данные
расчетов;

– производить расчет сложных
электрических цепей с последующей
экспериментальной проверкой;

– продемонстрировать протекание
некоторых физических процессов;

– проводить виртуальные лабораторные
работы,

– моделировать и экспериментально
проверять реальные производственные ситуации,

– определять неисправности в
электрических цепях.

Основываясь на вышеперечисленном,
можно предположить, что использование данной
программы в технологиях деятельностного и
проектного обучения будет способствовать
формированию общих и профессиональных
компетенций.

Пополнение
профессионально-педагогического арсенала может
быть значительно ускорено и улучшено
качественно за счет использования электронных и
мультимедийных средств обучения. Одним из таких
средств является электронный конспект лекций
(ЭКЛ) – новое средство осуществления
процесса обучения. Такой конспект представляет
собой материалы для сопровождения учебного
процесса, но ни в коем случае не является заменой
преподавателя, так как в отрыве от личности
педагога теряет ценность. ЭКЛ предполагает
обеспечение взаимодействия преподавателя со
студентами, организацию диалога, а не является
простой передачей информации. Этот
“инструмент” позволяет удерживать внимание,
разнообразить виды учебной деятельности,
повышает интерес к изучению данного материала и
мотивацию к обучению в целом. Использование
возможностей Power Point и средств мультимедийного
сопровождения дает возможность реализовать ряд
преимуществ: цветность, анимацию, компьютерное
моделирование, легкость обновления информации.



Подготовка электронного конспекта
лекций требует от преподавателя значительных
затрат времени и содержит ряд трудностей
связанных с необходимостью тщательного
продумывания каждого слайда, выполнения рада
требований и правил так как в противном случае
эффективность такой лекции снижается.

Для обеспечения взаимодействия
преподавателя со студентами, организации
диалога, необходимо тщательно отбирать
информацию представляемую на слайд не только по
содержанию, но и по объёму. Большой объём
информации на одном слайде трудно
воспринимается, действует “пугающе”, вызывает у
студентов желание переписывать, не
прислушиваясь к пояснениям преподавателя. Этого
можно избежать, разделив информацию на несколько
слайдов или представляя её постепенно,
небольшими блоками, используя эффекты анимации.
Большое значение имеет правильное, с точки
зрения психологического воздействия,
представление информации (размещение на слайде,
выделение цветом, шрифтом и размером).

Удерживать внимание студентов во
время объяснения можно, разнообразя способы
подачи информации, используя эффекты анимации,
фотографии, видеоклипы, неожиданные сравнения
или рисунки. (Приложение 1).

Разнообразить виды деятельности можно
путем введения элементов компьютерного
моделирования, виртуальных опытов, практических
заданий, контрольных вопросов.

Визуализация информации не только
улучшает восприятие, но и повышает мотивацию.
Представление информации в цвете, рисунках и
прочих визуальных эффектах создает ощущение
легкости понимания материала, повышает
самооценку студента, создает потребность более
глубокого проникновения в изучаемый материал.

Опыт проведения занятий показывает,
что электронные лекции воспринимаются
студентами значительно лучше, чем лекция с
использованием доски и мела. Но при этом
существует опасность уменьшения невербального
воздействия преподавателя на студентов (мимика,
жесты, передвижение по аудитории, пауза в речи,
выделение голосом важного, внешний вид
преподавателя) и может снизить степень
эмоционального взаимодействия. Поэтому
преподавателю следует планировать лекцию таким
образом, чтобы свести к минимуму указанный
отрицательный эффект.

Тщательно продуманная и грамотно
организованная лекция, позволяет реализовать
целый ряд задач: актуализация содержания,
гуманизация технического образования, повышение
ориентирующей роли наглядности, разнообразие
видов деятельности, повышение мотивации.

Из сказанного следует, что
использование ЭКЛ и программ схемотехнического
моделирования является актуальным, полезным и
отвечает современным требованиям к
педагогической деятельности.

Презентация




Следующий: