Причины школьной неуспеваемости

Успеваемость учащихся официально определяется
как степень усвоения знаний, овладения умениями
и навыками, установленных учебной программой, с
точки зрения их полноты, глубины, сознательности
и прочности. Для установления успеваемости
имеется определенная нормативная шкала. Тогда
неуспеваемость есть такая степень усвоения
знаний, умений и навыков, которая ниже некоторой
нормы.

Неуспеваемость подразделяют на текущую,
четвертную и годовую, которая влечет за собой
второгодничество. Неуспеваемость еще
подразделяется на предметную (по одному
предмету) и общую (по многим предметам).

Отставание ученика в усвоении данного учебного
предмета можно обнаружить по следующим
признакам:

1. Низкий уровень умственного развития.

Причины:

  • Педагогическая запущенность.
  • Частые заболевания.
  • Пропуски занятий.
  • Органические нарушения центральной нервной
    системы и головного мозга.

Проявляется:

  • Не умеет устанавливать причинно-следственные
    связи.
  • Учитывать все признаки предмета или явления.
  • Видеть общее и. д.

2. Несформированность учебных навыков.

Ребенок не умеет учиться:

  • работать с текстом;
  • выделять главное, существенное;
  • не может организовать свое время и распределить
    усилия и т. д.

3. Дефицит внимания с гиперактивностью.

Характеризуется:

  • отвлекаемостью;
  • подвижностью;
  • неусидчивостью и т. д.

4. Отсутствие познавательного интереса.

Обусловлено:

  • с ребенком никто не занимался, не развивал его
    познавательные способности;
  • ему мало что интересно, он не посещает кружки и
    секции, не читает книг, а предпочитает пустое
    время препровождение.

5. Несформированность произвольной сферы.

Проявляется в том, что ученик делает то, что ему
нравится и не способен прилагать волевые усилия
для выполнения учебных задач.

6. Конфликтные отношения

  • со сверстниками;
  • учителями;
  • отказ от усилий в учебной деятельности.

7. Низкий познавательный интерес

Не срабатывают карательные меры (двойки,
наказания и т. д.)

Нуждается:

  • в поддержке
  • показа того, что он состоятелен в других видах
    деятельности

Полезно включить занимательные задачи и
головоломки, интересные рассказы, обеспечить
“эффект новизны” при решении учебных задач.

8. Низкий уровень развития словесно-логического
мышления

Необходимо делать большой упор на наглядность
в решении и изложении учебного материала,
обеспечивая реализацию принципа доступности
учебного материала.

9. Низкая работоспособность

  • В утомляемости
  • Истощаемости
  • Медленном темпе работы

Из этого краткого обзора можно сделать
следующие выводы:

Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо
своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в
знаниях, умениях и навыках учащихся и
организовать своевременную ликвидацию этих
пробелов.

Нужно установить правильность и разумность
способов учебной работы, применяемых учащимися,
и при необходимости корректировать эти способы.
Нужно систематически обучать учащихся
общеучебным умениям и навыкам.

Нужно так организовать учебный процесс, жизнь
учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и
развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной
деятельности, стойкий познавательный интерес к
учению.

Давайте посмотрим, как можно помочь
слабоуспевающему ученику:

- Для закрепления необходимо более длительное
время и больший объем решаемых задач.

- Учитель для себя и для ученика должен
сформулировать минимум знаний и навыков, который
должен усвоить ученик.

Как повысить работоспособность:

  • Разнообразить виды деятельности.
  • Проветривать кабинет.
  • Проводить физминутки.
  • Всегда надо помнить о соблюдении принципа
    необходимости и достаточности.

Виды работ со слабоуспевающими учениками

  • Карточки для индивидуальной работы.
  • Задания с выбором ответа.
  • Деформированные задания.
  • “Разрезные” теоремы.
  • Перфокарты.
  • Карточки — тренажеры.
  • Творческие задания.

Смотри приложение.

Домашнее задание

Взяты на примере уроков математики учителя
Ларионовой Тамары Ефимовны, высшей
квалификационной категории, стаж работы 40 лет.

Следующий: