Повторительно-обобщающий урок в 8-м классе по теме Отечественная война 1812 года

Цели:

  • Систематизировать знания учащихся и создать
    целостную картину событий войны 1812 года, от
    знаний отдельных фактов перейти к их обобщению.
  • Развить у учащихся умение логически мыслить,
    аргументировать свой выбор, доказывать свои
    суждения, навык работы с исторической картой.
  • Воспитать чувство патриотизма и любви к своему
    Отечеству.

Оборудование: интерактивная доска,
схемы-опоры, карточки, эпиграф, картина “Совет в
Филях”, портреты, выставка литературы, карта
“Отечественная война 1812г.”.

Ход урока

На доске выведена тема урока и написан эпиграф
урока: слова героя войны 1812г. А.С.Кайсарова: “Чувство
сие (патриотизм) не есть преимущество какого-либо
сословия. Все сыны Отечества им одушевляются”.

Урок начинается со вступительного слова
учителя:
Те 6 месяцев 1812г., с июня по декабрь, в
которые наполеоновская армия вторглась в
пределы России, дошла до Москвы, вступила в
русскую столицу, а затем была изгнана с
территории страны, во многом определили характер
эпохи. Трагические и славные события пробудили
патриотические чувства во всех слоях общества
(обращение к эпиграфу урока). И в конце урока, мы с
вами попытаемся сказать, прав ли был автор этих
строк, говоря о войне 1812года.

Но прежде чем перейти непосредственно к войне
1812г., ответим на следующие вопросы.

Задание 1:

Фронтальный опрос. По ходу опроса
слабоуспевающие ученики работают по карточкам,
которые находятся на партах.

  1. Что значит Отечественная война?
  2. Что такое патриотизм?
  3. Сколько этапов можно выделить в ходе войны 1812г.?
    Почему? (Начинается работа по карточкам)
  4. Назовите главную причину начала Отечественной
    войны? Аргументируйте свой ответ.
  5. Была ли Россия заинтересована в войне с
    Францией?
  6. Назовите цели и характер войны для воюющих
    сторон?
  7. Как вы думаете, чем угрожало России
    осуществление агрессивных целей Францией?

Вывод: таким образом, готовясь к
войне с Россией, Наполеон думал не только о
разгроме русской армии и о подчинении России, но
и о стремлении отторгнуть от неё ряд территорий и
оттеснить от незамерзающих морей. “Поставить
Россию в то положение, в котором она находилась
до царствования Петра1, лишить того значения,
которое он имеет в Европе” – русский посол в
Париже, князь Б.Куракин.

Задание 2: Подготовка к войне. Планы
сторон и соотношение сил.

Представьте ситуацию, что вы попали в 1812 год и
перед вами секретное донесение.

Господа! Наступил 1812год. Уже ни для кого не
секрет, что военное столкновение между Россией и
Францией неизбежно. Главное подготовится к этой
войне, и добыть наиболее достоверные сведения о
подготовке и планах противника.

Что верно, а что нет в секретном донесении?

(Зачитывает
учитель)
. В это же время один ученик выходит к
доске и работает с опорной схемой №1 (на
слайде).

Секретное донесение

императору Наполеону 1
от тайного агента Жана Лайара. “По проверенным
данным, Россия, слабо подготовлена к войне, чем
кажется на первый взгляд. Об этом говорит
слабость, как экономического положения, так и
слабость армии в стране. Во-первых: нет единого
руководства целой армии и полководца, который бы
повёл за собой армию. Во-вторых: русская армия
уступает по численности французской и не имеет
возможности восполнить её в случае поражения.
В-третьих: В связи с тяжелым экономическим
положением в России, армия снабжена плохо
(нехватка вооружения и продовольствия)
,
процветает казнокрадство. Считаю, что именно
сейчас наиболее выгодный момент для начала
боевых действий против России. Январь 1812 года”.

- Было ли преимущество у русской армии перед
французской (указать)?
- Назовите 1-2 аргумента в пользу России и Франции
в ходе подготовке к войне. Прекращается работа по
карточкам, убрать на край стола.

Вывод: Таким образом,

Схема №1.

Сгруппируйте положения,
характеризующие русскую и французскую армии
накануне войны. А – русская армия, Б –
французская армия.

  1. Численность армии – 1 миллион 200 тысяч человек –
  2. Численность армии – около 600 тысяч человек –
  3. В стране создана массовая армия –
  4. Всеобщая воинская повинность –
  5. Рекрутская система набора в армию –
  6. Служба в армии – 25 лет –
  7. Не было в запасе людей обученных военному делу
  8. Армия оснащена новейшим вооружением –
  9. В армию были вовлечены военные силы побежденных
    стран –
  10. Армия разделена на три части к началу военных
    действий –

Какой вывод мы можем сделать?

Вывод:

Таким образом, в экономическом плане
Россия лучше подготовлена к войне, а по
численности армии уступает французской.
Преимущество русской армии определялось её
единым национальным составом. В войне
участвовала не только кадровая армия, но и почти
всё население европейской части России, поэтому
война и получила название – Отечественная, так
как решалась судьба национальной независимости
страны.

Задание 3:

работа с исторической картой.

- Покажите расположение русской армии к началу
войны. Почему русская армия была вынуждена
отступать в начале войны?

Как известно Наполеон и сам не знал направление
главного удара на Россию до начала войны? Почему?
Аргументируйте свой ответ.

- В чем заключался фланговый марш-маневр
Кутузова?

Задание 4: Отметьте причины
отступления русской армии в начале войны.

Схема №2 – на слайд

е.

  1. Бездарное вмешательство в военные дела
    император Александра 1;
  2. Война России с Турцией;
  3. Рекрутская система набора армии;
  4. Численное превосходство французов;
  5. Отсутствие единого командования;
  6. Патриотизм французов;
  7. Русские войска разделены на 3 части;
  8. Отсутствие точных сведений о направлении
    главного удара Наполеона;
  9. Плохое вооружение русской армии.

- Какая задача встаёт перед русским
командованием?



Вывод:

Необходимо соединить 1-ю и 2-ю армии
(под Смоленском).

Задание 5:

Расположите в хронологической
последовательности важнейшие события
Отечественной войны 1812 года. 1 ученик работает у
доски, класс выполняет задание на листах, затем
совместно проверяем.

Схема-опора №3

  1. Тарутинский марш-маневр –
  2. Переправа французских войск через Березину –
  3. Бородинское сражение –
  4. Битва за Смоленск –
  5. Назначение Кутузова главнокомандующим русской
    армией –
  6. Совет в Филях –
  7. Переход французских войск через Неман –
  8. Сражение под Малоярославцем –
  9. Уход французских войск из Москвы –
  10. Соединение 1-й и 2-й армий –

Свой ответ аргументируйте (знание дат).

Задание 6:

Перед вами схема Бородинского
сражения. В ней допущены неточности и ваша
задача, определить, в каких секторах схемы были
допущены ошибки? Ответ аргументируйте. На слайде схема
№ 4.
1 ученик работает у доски. Вопросы
классу:

- При каких обстоятельствах и когда М.И.Кутузов
был назначен главнокомандующим русской армией?
- В чем состоит историческое значение
Бородинского сражения? Проверяется схема.

Вывод:

Таким образом, историческое значение
Бородинского сражения заключается в том, чтоб
подготовить коренной перелом в ходе войны.

Задание 7:

Что объединяет этих людей? Кто они?

На слайде портреты – Давыдова, Сеславина,
Фигнера, Кожиной, Четвертакова, Курина, Дуровой. -
В каких слоях общества могла возникнуть
поговорка: “На француза и вилы — ружьё”? О каких
настроениях этих социальных слоёв она
свидетельствует?

Задание 8: Кому принадлежат
следующие слова? В чём их смысл?

“С потерей Москвы, не потеряна ещё Россия.
Доколе будет существовать армия и находиться, в
состоянии противиться неприятелю, до тех пор
имею сохранить надежду благополучно довершить
войну, но когда уничтожиться армия, то погибнут и
Москва, и Россия”.

Вывод:

Таким образом, спасение армии, это
выигрыш во времени, необходимый для подготовки
контрнаступления.

Задание 9: Определите, о каком
событии и сражении идёт речь.

“Опасаясь всегда, чтобы неприятель главными
своими силами не овладел, бы сею дорогою, которая
бы лишила армию всех её коммуникаций, с
хлебороднейшими провинциями, нашёл я за нужное
отрядить 6-й корпус с генералом Дохтуровым на
Калужскую дорогу. Сие побудило меня, не теряя
времени, со своею армиею выступить и сделать
фланговый марш. Неприятельские колоны входят в
город, который служит до вечера местом сражений.
После всех напряжений неприятель должен был
уступить мужеству и храбрости русских войск,
совершить своё отступление”.

Почему выбрана Калужская дорога? Свой ответ
аргументируйте.

Задание 10:

Объясните следующие понятия,
закончив предложения. Понятия выведены на слайд.

Флеши – это…; Редут – это; Партизанская война
– это; Патриотизм – это.

Задание 11:

Конкурс “Знатоков истории”.

Принцип игры следующий, учитель задаёт вопросы,
задача ребят ответить на них не только правильно,
но и быстро. На партах лежат жетоны, и если ученик,
отвечает правильно на вопрос, то берет жетон.
Знатоком является тот, кто быстрее и правильнее
ответит на поставленные вопросы и больше наберет
жетонов.

- Назовите литературные произведения,
посвященные Отечественной войне 1812 года.
- Кому принадлежат следующие слова: “Французы
показали себя достойными одержать победу, а
русские стяжали право быть непобедимыми”.
- О ком идет речь: “Участвовал в русско-турецкой
войне 1787-1791гг., в войнах против Франции в 1805-1807гг..
В Отечественную войну 1812 г. командовал 2-й
Западной армией. Смертельно ранен в Бородинском
бою”.
- Летом 1812 года, Александр1 сказал: “Общество
желало его назначения, и я его назначил, сам же я
умываю руки”. Речь шла о ….
- “Эта участница войны с Наполеоном,
кавалерист-девица, великолепно конём и оружием,
выдав себя за мужчину, она служила в качестве
офицера”. Это была……

Примеры:

- Он был поэтом и гусаром, служил в одном из
первых летучих кавалерийских отрядов, о его
подвигах слагали легенды. “Я был рожден для
рокового 1812года” — писал он. Это был….
- Кто из русских полководцев впервые в ходе
кампании 1812 г. стал придерживаться тактики
заманивания врага вглубь своей территории?
- Когда впервые Наполеон поднял вопрос о мирных
переговорах в ходекампани 1812 г.?

Спасибо, конкурс “Знатоков истории” закончен.

Задание 12:

Тесты – 2 варианта, выведены на
слайд (см. Приложение 1). Ученики
работают на листах. Проверяют и оценивают себя
самостоятельно. Ответы на слайде. В конце урока
тесты сдаются учителю (сделать акцент на
выставление оценки – “5”, если нет ошибок, “4”,
если допущена одна ошибка и т.д.).

Заключение

урока:

Так прав ли был автор строк, которые являлись
эпиграфом нашего урока?

Ученики высказывают
свое мнение.

Вывод:

Итак, сегодня на уроке мы с вами
обобщили знания по Отечественной войне 1812 года и
сделали главный вывод, что чувство патриотизма
подвластно всем слоям общества.

Истинные патриот русской земли вынесли на
своих плечах всю тяжесть войны и Отечественная
война, оставила глубокий след в истории и
общественном сознании народов России.

“12-й год – писал Белинский – был великою
эпохою в жизни России. Напряженная борьба
насмерть с Наполеоном пробудила дремавшие силы
России и заставила её увидеть в себе силы и
средства, которые она дотоле сама в себе не
подозревала”.

Лучшие представители русского дворянства
понимали, что такой народ, после такой войны
нельзя держать в цепях крепостничества. Но об
этом мы будем говорить на следующем уроке.

Подводятся итоги урока, выставляются оценки.

Слайды можно получить у автора статьи.




Следующий: