Повторительно-обобщающий урок в 8-м классе по теме Ошибка тысячелетия – Отечественная война 1812 г.?! с использованием информационных технологий

Применение компьютеров и интерактивной доски
на уроках истории и обществознания вообще, и на
данном уроке в частности, на мой взгляд, дает
целый ряд преимуществ, как учителю, так и
учащимся.
Использование информационно-компьютерных
технологий позволяет разнообразить урок.
Значительно экономится время урока, а значит, за
40 минут можно успеть изучить большее количество
учебного материала, лучше повторить и закрепить
изучаемый материал, что в свою очередь повышает
успеваемость учащихся.
Использование оборудования SMART и программы SMART
Notebook помогает в работе с картами и схемами,
возможности увеличения, уменьшения масштаба
незаменимы на уроках истории.
В процессе урока нет необходимости стирать с
доски, вся информация сохраняется и в конце урока
можно быстро просмотреть решенные задания,
повторить основные моменты, сделать выводы.
Доска SMART помогает в организации групповой и
индивидуальной работы, это возможность
коллективного выполнения задания у доски,
привлечение большого числа учащихся к активным
формам работы.
Одной из задач учителя является пробуждение
интереса учащихся к предмету и поддержание этого
интереса на протяжении всего курса изучения.
История и обществознание – очень непростые
предметы. Применение ИКТ и интерактивной доски
развивает пространственное воображение ребенка,
умение «увидеть» невидимое, смоделировать
исторические, социальные, политические процессы.

Цели урока:

  • Обучающие:
    • повторить имеющиеся у школьников знания об
      Отечественной войне 1812 года, подвести к
      значимости этого события;
    • выделить положительные и отрицательные
      последствия Отечественной войны 1812 года.
  • Развивающие: способствовать развитию:
    • излагать грамотно свои мысли;
    • развивать монологическую речь;
    • прослеживать причинно-следственные связи,
      умения определять и объяснять понятия,
      сравнивать;
    • творчески подходить к выполнению заданий;
    • работать самостоятельно;
    • работать в нестандартной обстановке;
    • логического мышления и образного восприятия;
    • навыков анализа исторических источников;
    • креативных способностей;
    • изложения материала при помощи новых
      информационных технологий;
    • навыков работы с интерактивной доской SMART board.
  • Воспитательные: способствовать воспитанию
    и формированию:
    • чувства гордости и любви к Родине на примерах
      подвигов российского народа;
    • неприязни к войне, как способу решения проблем;
    • гражданской позиции;
    • активной личности.

Тип урока: комбинированный с
использованием презентации Microsoft Power Point,
заданиями в программе Notebook (для интерактивной
доски SMART board).

Форма организации деятельности учащихся:
индивидуальная работа и работа в группах.

Опережающее задания: подготовка
информационных материалов по данной теме,
информационных источников и дополнительной
литературы.

Основные единицы знаний: причины и
характер войны, основные исторические факты,
относящиеся к рассматриваемому периоду.

Методы:

  • словесный;
  • частично-поисковый;
  • практический;
  • информационный.

Оборудование урока:

  • учебник Данилов А.А. История России, XIX век:
    учебник для 8 класса;
  • дополнительный материал учащихся;
  • задания для повторения (в программе Notebook);
  • задания для работы в группах (исторические
    источники, иллюстрации, 4 страницы в программе
    Notebook);
  • информационное сопровождение урока (в
    программе PowerPoint);
  • мультимедийная установка (компьютер. 2
    проектора), интерактивная доска SMART, 4 ноутбука
    (для работы в группах).

План урока:

Этап урока

Приемы и методы

Время (мин.)
I этап: Вводно-мотивационный.
1. Вступительное слово учителя. 1 мин.
2. Организационный момент (формулирование
темы урока, постановка цели и задач урока).
Слайд – презентация (PowerPoint);
Составление кластера.
2 мин.
3. Повторение и закрепление знаний. Задания в программе Notebook (использование
интерактивной доски).
Работа в тетрадях.
10 мин.
II этап: Операционный
(организация познавательной деятельности по
решению учебной задачи
).
4. Углубление и обобщение знаний, умений,
навыков (работа в группах).
Задания в программе Notebook (использование
интерактивной доски, ноутбуков);
Работа с историческими источниками,
иллюстрациями.
12 мин.
III этап: Контроль и коррекция.
5. Практический выход (отчет групп о
проделанной работе).
Использование интерактивной доски,
ноутбука.
10 мин.
6. Подведение итогов. 5 мин.
7. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

Урок сопровождается мультимедийной
презентацией.

1. Вступительное слово учителя

Приветствие учащихся.

2. Организационный момент (формулирование
темы урока, постановка цели и задач урока.

– Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску,
прочитайте вопрос.

На интерактивной доске появляется слайд
1
.

– О чем идет речь? (Учащиеся высказывают
своё мнение по поставленному вопросу).

На интерактивной доске появляется слайд
2.

Учитель предлагает учащимся, используя вопрос,
сформулировать тему урока.

На интерактивной доске появляется слайд
3.

– Откройте тетради и запишите тему урока.

– Ребята, выделите суть темы. (Ученики
говорят, что это «ошибка тысячелетия». Учитель,
используя функцию интерактивной доски «Вставить
пустую страницу»,
пишет на доске «ошибка
тысячелетия»).

– Выражение «ошибка тысячелетия», какие
ассоциации у вас вызывает? (Составляется кластер
см. слайд 4
).

Учитель: наша задача на уроке
определить, почему Отечественная война 1812 года
признана «ошибкой тысячелетия». Одно из
ассоциаций это незнание чего-либо. А что знаете
Вы о событиях Отечественной войны 1812 года?

3. Повторение и закрепление знаний
(работа с интерактивной доской).

Задание 1. Определите понятия и
определения, связанные с событиями
Отечественной войны.

(Учащиеся называют понятия и определения,
учитель убирает на экране закрытые слова для
проверки правильности ответов учащихся).

Задание 2. Определите причины
Отечественной войны для Франции и России.

(Свои ответы учащиеся аргументируют фактами
и доказательствами. Учащиеся работают у доски по
очереди (соотносят причины войны с названными
государствами, объясняя причинно-следственные
связи). Действия учащихся, работающих у доски,
обсуждаются в классе. Таким образом, учащиеся
повторяют причины Отечественной войны 1812 г.,
развивают пространственное воображение.

Задание 3. Определите места
сосредоточения, численность, командующих
русской и французской армий в начале войны.

Учащиеся должны соотнести расположение,
численность и командующих армий. В выполнении
задания могут участвовать несколько учащихся. По
окончанию выполнения задания учитель задает
вопрос: Каковы были планы сторон накануне
войны?

Задание 4. Расположите в
хронологической последовательности события
Отечественной войны 1812 г. (Работа в тетрадях.
Время на выполнение задания – 1 минута).

После выполнения учитель выводит на экран
проверку задания с оценками самопроверки.
Учащиеся проверяют выполнению работу и
выставляют себе оценки в тетрадь.

Задание 5. Определите, кто занимал
высшие должности в русской армии в 1812 г.?

(Задание требует использования знаний из
дополнительной литературы и источников
информации).

4.Углубление и обобщение знаний, умений и
навыков
(работа в группах).

– Ребята, в результате повторения
мы выяснили, что вы знаете об Отечественной войне
1812 года. Но время идёт, и очень много фактов
остаются неизвестными. Вам предстоит
восстановить эти факты. Для этого мы создадим
Виртуальный архив (слайд 5),где
каждая группа будет заниматься неизвестными
страницами истории Отечественной войны 1812 г.,
используя пакеты с документами. Для выполнения
задания вам предложен алгоритм работы. Время на
работу 10 минут.
(Каждая группа получает пакет с алгоритмом
работы, документами, ноутбук (задание для групп
выполнено в программе Notebook). Если учащиеся
нуждаются в помощи, то учитель может её оказать.
Так как учитель освобождается от значительной
доли фронтальной работы с классом, то это
позволяет ему увеличить время для
индивидуальной помощи учащимся. Выполняя
задание, каждый учащийся может теперь получить
помощь от своего напарника (если в ней нуждается).
После того, как большинство учащихся справится с
заданием, решение каждой группы выводится на
доску и комментируется учащимися).

Минутка здоровьесбережения

5. Практический выход (отчет групп о
проделанной работе)

Группа, выполнившая работу, выходит к
интерактивной доске и восстанавливает свою
страницу, отчитывается о проделанной работе и
получении новой информации об Отечественной
войне 1812 года.

  • Группа 1. Восстановите воинские части русской
    армии, участвующие в военных действиях
    Отечественной войны 1812 г.
  • Группа 2. Используя исторические источники,
    документы, живопись русских художников,
    восстановите события Отечественной войны 1812 г.
  • Группа 3. Используя исторические источники,
    записки очевидцев, восстановите районы действия
    и лидеров партизанского движения в 1812 году.
  • Группа 4. Используя исторические источники,
    записки очевидцев и современников Отечественной
    войны, восстановите этапы Бородинского сражения.

Учащиеся 4 группы (для этой группы ноутбук
подключен к проектору)
представляют фрагмент
своего проекта «Отечественная война 1812 г. Слава
русского оружия» в виде слайд – презентации.

6. Подведение итогов

Ребята, вы успешно справились с поставленной
задачей, вы восстановили неизвестные страницы
истории Отечественной войны 1812 года. Это
позволит, по новому, взглянуть на события,
которые произошли 195 лет назад. Но вернёмся к
кластеру и к проблеме, поставленной в начале
урока «Ошибка тысячелетия» – Отечественная
война 1812 г.?!» и попытаемся ответить на
поставленные вопросы.

Вопросы:

1. Для кого Отечественная война 1812 г. Была
ошибкой?
2. В чем заключалась ошибка?
3. Какое значение имеет Отечественная война 1812
г. для будущих поколений?

Выводы по теме:

  • «Ошибка тысячелетия» для Наполеона и
    французской армии состояла в незнании
    национального характера, традиций, свободолюбия
    русского народа.
  • Захватническая война всегда была проигрышной
    для того государства, кто её ведёт.
  • Патриотизм русского народа, полководческий
    талант М.И. Кутузова и других русских
    генералов привели к гибели наполеоновской армии.

Выставление оценок. Домашнее задание (по
выбору):

1. §§ 4, 5.
2. Продолжить работу над проектами.
3. Написать мини-сочинение «Можно ли было
избежать Отечественной войны 1812 г.».
4. Какие памятники архитектуры посвящены
победе русского народа в войне 1812 года?

Следующий: