Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по главе Как права человека и гражданина связаны с государством

Цель и задачи урока:

1. Закрепить полученные на уроках представления

  • о государстве и государственной власти
  • о демократическом государстве
  • о человеке и гражданине
  • о правовой связи человека и государства
  • об ответственности государства перед своими
    гражданами

2. Словарная работа: государство, демократия,
власть, гражданин, ответственность

3. Воспитание любви к Отечеству, чувства
ответственности и причастности к судьбе Родины

Ход урока

1.

Учитель зачитывает определение, а ученики в
рабочих тетрадях записывают слово-термин:

1. Способность влиять, воздействовать в нужном
направлении, подчинять своей воле — власть

2. Мнение, принимаемое на веру, без проверки и
рассуждения. Доверие к словам и примеру
родителей — авторитет

3. Страна, как географическое образование.
Организация власти правителей. Верховная власть
- государство

Учитель просит зачитать вслух свои записи в
тетради 2-3 учеников. Записывает эти слова на
доске: власть государство авторитет

Учитель задает вопросы:

  1. Что такое власть?
  2. Что общего между властью в семье и государстве?
  3. Из чего складывается авторитет государства?

Выслушав ответы детей, делает вывод о том, любое
государство держится на власти и подчинении, без
них существование государства было бы
невозможно.

2.

На доске схема (заранее подготовленная
учителем на трех отдельных листах формата А-3)

1-й лист: «на страхе и принуждении»

2-й лист: «на авторитете правителя»

3-й лист: «на подчинении людей по убеждению, на
добровольной поддержке действий властей ради
общезначимых целей»

Учитель задает вопросы:

1. Что действует лучше? Власть, основанная на:
(перечисляет элементы схемы)?

С помощью знаков (+) и (-) на доске фиксирует
ответы детей под элементами схемы.

В итоге должно получиться:

а) под первым листом стоит знак (-)

б) под вторым листом стоит один знак (+)

в) под третьим листом стоят два знака (+) (+)

2. От чего зависит добровольная поддержка
власти населением?

Выслушав ответы детей, учитель предлагает
вывод записать в тетрадь:

«Добровольная поддержка власти населением
зависит от того

  • соблюдает ли государственная власть права и
    свободы человека или игнорирует их
  • от того, какие принципы осуществляет власть в
    отношении народа: демократические или
    диктаторские; справедливости и равноправия или
    дискриминации»

3.



Учитель вывешивает на доску плакат

«У прав и свобод человека и гражданина в России
- большое будущее!»

Задает вопрос:

1. Согласны ли вы с данным утверждением?
Приведите свои доводы «за» и «против»

Организует работу в парах по плану:

  • высказывание позиций,
  • обсуждение их,
  • отбор и формулирование единого ответа,
  • выбор отвечающего.

Напоминает о необходимости уважать мнение
другого, умения выслушать и умения убедить.

Длительность — 2 мин.

Далее заслушать 2-3 ответа.

Выслушав ответы детей, делает вывод о том, что
быть гражданином России — значит обладать на ее
территории всеми и правами и свободами,
рассчитывать на защиту со стороны государства,
но одновременно нести обязанности перед
Отечеством.

4.

Учитель обращается к детям:

Изучая тему «Граждане Российской Федерации и
другие граждане» вы записывали в тетради
вопросы по темам:

  • иностранцы в России
  • беженцы
  • нелегалы

Откройте тетради. Прошу вас задавать
(зачитывать) свой вопрос и называть того, кто
будет отвечать.

Опрос по «цепочке» — спросить 3-5 человек.

Выслушав ответы детей, учитель подводит итог
высказываниям — рядом с гражданами России
временно и постоянно проживают также иностранцы,
беженцы, временные переселенцы. У них разный
объем прав и обязанностей, но каждый их них -
человек, и значит, нуждается в защите чести и
достоинства. Россия, в большей или меньшей
степени, обеспечивает эту защиту.

5.

Подведение итогов работы на уроке по данной
теме:

Зачитать вслух (с.74 учебника) — «108 слов в
заключении первой главы».

Учитель анализирует работу учащихся на уроке:

  • чем занимались на уроке?
  • что повторили?
  • что важного и интересного узнали?
  • чему научились?
  • что закрепили?
  • какие вопросы вызывали трудности?

Далее учитель называет тех, кто активно работал
на уроке, выставляет оценки учащимся за работу на
уроке.




Следующий: