Повторительно-обобщающий урок в 6-м классе Западная и Центральная Европа в период раннего средневековья и расцвета с VI по XV вв


Цели урока:

  1. обучающая: обобщить и систематизировать знания обучающихся по данному периоду; повторение исторических фактов, персоналий, терминов, хронологию;
  2. развивающая: развитие мыслительной деятельности, памяти, грамотной устной речи, умение доказывать собственное мнение и опровергать ошибочные, умение работать с таблицей, схемой, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;
  3. воспитательная: формирование чувства такта, доброжелательного отношения друг к другу, формирование нравственности и патриотических качеств, воспитание познавательного интереса к истории.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма проведения урока: урок-игра.

Оборудование: стенд с названиями заданий, которые по ходу урока раскрываются, стенд с исторической мозаикой, куда вставляются карточки, занимательные квадраты по хронологии, куб на сторонах которого от одного до трёх кружочков, компьютер, проектор.



Ход урока

Вступление. Слово учителя.

Ребята! Сегодня мы с вами в игровой форме повторим события, исторические личности и основные понятия этого большого периода.

Итак, в добрый путь!

Учитель открывает на стенде первое задание, чтобы перед учащимися было название задания.

Ι. КУБОМ ПОКАТИ

/Обучающиеся по желанию выходят к столу учителя и бросают куб, на сторонах которого отмечено от одного до трёх кружочков – сколько кружочков выпадет – столько вопросов задаёт учитель. При затруднении ученика отвечают дети в классе./ Вопросы высвечиваются на экране.

Вопросы:

  1. Кто осуждал продажу индульгенций, называл папу главным мошенником и призывал народ изгнать из страны чужеземцев. /Ян Гус/
  2. Вождь древних франков, основатель государства /Хлодвиг/
  3. Он возглавлял военные отряды таборитов, «страшным слепцом» называли его враги. /Ян Жижка/
  4. Земля с крестьянами, дававшаяся за военную службу в средние века. /Феод/
  5. Под чьим руководством была снята осада Орлеана во время Столетней войны? /Жанна д’Арк/
  6. Глава католической церкви. /Римский папа/
  7. Работа ремесленника, которую он должен был выполнить, чтобы получить звание мастера. /Шедевр/
  8. Собрание представителей сословий в Англии. /Парламент/
  9. Скандинавы, совершавшие набеги на Европу в IX-XΙ вв. /Норманны/
  10. Столица Восточной Римской империи. /Византия/
  11. Объединение мастеров одной специальности. /Цех/
  12. Церковный суд, созданный для борьбы с еретиками. /Инквизиция/
  13. Длительная война между Англией и Францией. /Столетняя война/
  14. Средневековое государство у арабов. /Арабский Халифат/
  15. Походы на восток, организованные католической церковью. /Крестовые походы/
  16. По какой лестнице никто никогда не ходил? /Феодальной/
  17. Войны чешского народа против католической церкви и засилья немцев. /Гуситские войны/
  18. Конный воин в средневековой Европе. /Рыцарь/
  19. Почему крестьянское восстание во Франции называется Жакерия? /Крестьян во Франции называли Жаками/
  20. Кто был предводителем восстания в Англии? /Уот Тайлер/

Учитель открывает на стенде второе задание

IΙ. ИСТОРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА

/Перед классом вывешивается стенд с кармашками, куда вставляются разноцветные карточки. Обучающиеся должны правильно расставить всю историческую мозаику, на которой написаны даты, события, участники, место события.Ученики могут выходить по желанию или по очереди, начиная с первой парты/

Дата Событие Участники Место события
800 г. Провозглашение империи франков Карл Великий Франкская империя
1096 г. Первый крестовый поход Беднота, феодалы Франция, Германия, Италия
1337-1453 гг. Столетняя война Англичане, Французы Франция
1358 г. Жакерия Гильом Каль, крестьяне, гор. бедняки Франция
1381 г. Восстание Уот Тайлер крестьяне, беднота Англия

При составлении мозаики получается красивый разноцветный стенд. Ребятам особенно нравится работать с этим заданием.

ΙΙΙ. ВЕРТОЛИНА

Приглашаются обучающиеся и берут разрезанные картинки. Задача их состоит в том, чтобы из разрезанных фрагментов составить целостную картину и рассказ по ней. Например «Средневековый город», «Мастерская ремесленника», «Борьба городов с сеньорами» и другие.

ΙV. СЛОВО ПО ВЕРТИКАЛИ

Пока несколько учеников составляют картинки и рассказ по ним, остальные работают с 4-м заданием.

Условие задания: даются слова, но там перемешаны буквы, а одна буква лишняя (из лишних букв мы должны получить новое слово).

Ребята должны составить и объяснить все слова.

V. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ КВАДРАТЫ ПО ХРОНОЛОГИИ

Ребятам учитель показывает хронологические квадраты, а они должны ответить – что произошло в этом году.

Дата читается по указанным стрелкам.


1381 г. – Восстание Уота Тайлера

1054 г. – Разделение христианской церкви на западную и восточную

1066г. – Завоевание Англии герцогом Нормандии

1096 г. – Первый крестовый поход

1099 г. – Взятие крестоносцами Иерусалима

1204 г. – Взятие крестоносцами Константинополя – столицы Византийской империи



1265 г. – Созыв первого парламента в Англии

1302 г. – Созыв Генеральных Штатов во Франции

1419 г. – Начало гуситских войн в Чехии

1429 г. – Освобождение Орлеана

1492 г. – Открытие Америки Колумбом

В каждом квадрате по 5 дат. Обучающиеся могут составлять квадраты сами.

VΙ. К КАКОЙ СТРАНЕ ЭТО ОТНОСИТСЯ

На экране высвечивается название государства, а на столе учителя карточки со словами. Ученик берёт карточку, переворачивает её, читает слово и вставляет в тот конверт, куда это относится.



  1. Франкское государство V-IX века
    • Хлодвиг
    • Карл Великий
  2. Византийская империя VΙ-XI века
    • Юстиниан
    • греческий огонь
  3. Арабский халифат
    • ислам
    • халиф
    • медресе
  4. Франция XΙ-XIV века
    • Жакерия
    • Генеральные Штаты
    • Жанна д’Арк
  5. Англия XΙ-XV века
    • Робин Гуд
    • Уот Тайлер
    • парламент
  6. Чехия XΙV-XV века
    • Ян Гус
    • Ян Жижка
    • гора Табор

VΙI. /по времени, если остаётся, то дети представляют свои кроссворды/

VIII. Итоги.

Учитель выставляет оценки и комментирует.

Домашнее задание:

  • Составление кроссвордов.
  • Сочинение от имени участника гуситских войн, участника Столетней войны.
  • Составление хронологических квадратов.



Следующий: