Повторительно-обобщающий урок в 6-м классе по теме Киевская Русь

Цели и задачи урока:

  1. Повторить, обобщить и структурировать знания
    учащихся по теме “Киевская Русь”, сформировать
    целостное представление о Киевской Руси, о
    процессах, которые происходили в Древней Руси.
    Дать характе6ристику деятельности первых
    русских князей в образовании и укреплении
    единого государства.
  2. Развивать умения анализа и синтеза, логическое
    мышление, память. Находить причинно –
    следственные связи, умение соотносить дату,
    событие, следствие. Способствовать развитию
    навыка работать с дополнительными источниками.
    Формировать умение работать с исторической и
    контурной картами.
  3. Воспитание любви к Родине, уважение к богатому
    наследию русской культуры и истории, воспитание
    чувства дружбы, взаимопомощи, уважения друг к
    другу, к окружающему миру.

Оборудование:

  • костюмы,
  • игровое поле с заданием,
  • карта “Киевская Русь IX –XII вв.”,
  • аудиозапись русских народных песен,
  • атрибуты быта Древней Руси (прялка, сундук,
    половик, бересто, колесо с лентами),
  • карточки с заданием,
  • оформленные кошели,
  • гривны.
  • все участники в русских народных костюмах

Оргмомент: Дорогие ребята, вот и настал наш
праздник. Праздник Киевской Руси, т.к. сегодня мы
должны с вами как можно больше, интереснее,
занятнее рассказать о ней, чтобы нашим гостям
тоже захотелось там побывать. А для этого мы
должны сегодня показать свои знания, умения и
навыки по данной теме. Доказать, что мы любим
карту и умеем с ней работать, умеем доказывать
свою точку зрения и уважать чужую. Итак, начинаем.

Перед вами игровое поле с заданиями, в течение
игры поле становится чистым, за правильные
ответы команды получают гривны, каждая в свой
кошель, чтобы хорошо погулять на празднике,
придется потрудиться. В игре участвуют 2 команды:
Добры Молодцы и Красны Девицы. Каждая команда
сидит за своим столом, украшенным в русском
стиле.

(Звучит русская народная музыка) Входит
учитель, одетый в русский народный костюм.

Вот и приветствует вас

Далекая, загадочная Киевская Русь.

Колесо с цветными ленточками – 9 штук. Лента не
простая, а с заданием. “Объяснить значение слова
или дать определение понятию”. По цвету выбирают
задание.


1. Нестор 4. Феодализм 7. Рюрик
2. Язычество 5. Вотчина 8. Натуральное хозяйство
3. Полюдье 6. Варяги 9. Вече

Задания нанесены на игровое поле, с обратной
стороы которого написаны задания. Учащиеся
выбирают поле.

1 задание. “Вспомним предков”

Назвать племена славян и их территорию, столицу
( ребята выходят к доске, работают с картой)

(Киев, Искорнь, Овручь, Чернобыль, Любеч,
Смоленск, Заруб, Дорогобуж, Чернигов, Вышгород –
Киев)

2 задание “Занятия славян”

Границы полюдья. Назовите становища и погосты.
Начертите путь из Варяг в греки.

1 человек по карте цветным мелом или указкой, а
команды работают с контурными картами.

3 задание “Восстанови изображение”

Команды собирают по заранее разрезанным
фрагментам картины: “Крещение”, “Родовая
община”

4 задание “Кто вы?”

Отгадай героя по фразе. (У каждой команды
карточки с фразами и героями. Одна команда задает
фразу, другая показывает героя)

  1. “Иду на вы” – Святослав.
  2. Крестил Русь – Владимир.
  3. Отомстила за смерть мужа – Ольга.
  4. Написал первый русский закон – Ярослав Мудрый.

5 задание “Как это было?”

Расставьте в хронологической
последовательности события с комментарием.

Месть Ольги (по легенде). Подсечно-огневая смстема.

У каждой команды набор рисунков по одному
событию, их надо расположить в нужной
последовательности с комментарием. Участвуют
все члены команды.

  1. Ладья.
  2. Баня.
  3. Пир.
  4. Птицы.

6 задание “Весна”

Раскрыть значение своего символа.

Каждая команда заранее приготовила что-то из
символов весны на Руси. (Символ солнца – блины.
Соломенное чучело.)

Испеченные жаворонки учитель вручает в начале
задания, тоже требуя пояснения по этому поводу.
Заканчивается задание хороводом под песню “Во
кузнице”.

Обобщение по игре.

Подсчет гривен в кошелях команд. Выявление
победителей. Награждение команд.

Творческое домашнее задание: Нарисовать
рисунок или написать стихотворение о Древней
Руси.


Вспомним предков Занятия славян
Восстанови изображение Кто вы?
Как это было? Весна

Следующий: