Повторительно-обобщающий урок в 10-м классе Россия. XIX век. Краткий путеводитель

Подготовительный этап

: класс разбит на
группы (их было 4) по 4-5 человек, в каждой определен
координатор, руководящий работой группы.

Группы занимаются сбором и оформлением
материала, представляя определенный период
(1801-1825 гг.; 1825-1855 гг.; 1855-1881 гг.; 1881-1894 гг.) по
рубрикам: хронологический обзор, характеристика
императора, определяющее событие, выдающаяся
личность, главная идея, шедевр искусства,
музыкальное произведение.

Учитель составляет свободную таблицу, где
отражены периоды и рубрики – данная таблица
заполняется школьниками на уроке, а часть – при
подготовке к занятию (рубрики: научное открытие,
техническое изобретение, памятник архитектуры,
скульптуры). Такие таблицы-заготовки готовятся
на каждого ученика. Учитель консультирует
координаторов групп, помогает в отборе
материала.

Ход занятия

: В начале урока звучит запись
музыки П. И. Чайковского, на этом фоне учитель
дает краткую характеристику противоречивого XIX
века в истории России, определяет цели и задачи
урока: 1) обобщить занятия по теме, создать
целостный образ XIX века; 2) повысить мотивацию к
обучению; 3) формирование умения самостоятельно
определять задачи своей деятельности, искать и
отбирать нужный материал; 4) способствовать
развитию коммуникативных умений и навыков.

Каждая группа в течении 10-12 минут выступает с
сообщениями по рубрикам своего периода. При этом
остальные учащиеся заполняют таблицу, задают
выступающим вопросы. Учитель помогает обобщать
материал, активизирует работу класса.
Координаторы групп представляют литературу,
источники, которые использовались в процессе
подготовки к уроку. Все материалы отпечатаны,
оформлены по периодам в отдельные папки.

Следующий этап работы – мысли великих людей о
XIX веке в истории России. Ребятам учитель
зачитывает (оформлено на доске или мониторе
компьютера) высказывания Маркиза де Кюстина, А. И.
Герцена, А. С. Пушкина, А. Грибоедова, Ф. Сологуба и
предлагает высказать свою точку зрения, согласие
или несогласие с характеристиками века.

Затем учитель ставит проблемное задание:
определить, к какому периоду относится то или
иное графическое изображение (на карточках или
мониторе): 1) Реформы — К/реф Россия/промыш.
^
; 2) Россия реформы —>; 3) Свобода
< —> Самодержавие ; 4) Креп. Право
—> Россия —>.



Заключительный этап занятия – подведение
итогов, оценку работы координаторов дает
учитель, оценки членам группы ставят
координаторы. Сдаются оформленные материалы и
делается краткий путеводитель “Россия. XIX век”,
завершая проектную деятельность учащихся по
данной теме.

Оснащение урока: исторические карты
“Россия в XIX веке”, “Отечественная война 1812
года”; атласы, иллюстрации картин художников,
записи музыкальных произведений.

Урок может проводится как в кабинете истории,
так и в компьютерном классе.

Учитывая большой объем материала, занятие
рассчитано на 2 урока или модуль.

Проиллюстрирую в качестве примера работу одной
группы: период 1801-1825 гг. Был дан хронологический
обзор событий; главным событием была определена,
охарактеризована Отечественная война 1812 года
(использовалась настенная карта); дана
характеристика Александру I (материал взят из
исторической энциклопедии и Словаря Брокгауза и
Эфрона; использовались стихи А. С. Пушкина, и А.
Шаховской); выдающейся личностью был представлен
М. М. Сперанский; главная идея периода: России
нужны перемены, чтобы выйти на уровень
европейских держав; дана оценка историзма А. А.
Иванова в мировой живописи, проанализирована его
картина “Явление Христа народу”.

Вниманию ребят были предложены высказывания
великих людей о XIX веке:

1.

О Русь! В тоске изнемогая,
Тебе слагаю гимны я.
Милее нет на свете края,
О, Родина моя!

Ф. Сологуб.

2.

Ужасный век…
Прямой был век покорности и страха,
Всё под личиною усердия к царю…

А. Грибоедов.

3.

Что же это, наконец, за чудовище, называемое
Россией…

А. Герцен.

4.

Каждый, познакомившись с царской Россией, будет
рад жить в какой угодно другой стране…

Маркиз де Кюстин.

5.

Гордиться славою своих предков не только можно,
но и должно; не уважать оной есть постыдное
малодушие.

А. Пушкин.




Следующий: