Повторительно-обобщающий урок Страна большого Хапи


Цель урока:

  • Систематизировать и контролировать качества
    знаний учащихся по теме “ Древний Египет”;
  • Развивать творческое воображение, логическое
    мышление, умения работать с исторической картой,
    анализировать исторические факты;
  • Воспитывать в детях чувство прекрасного на
    примере истории культуры Древнего Египта, в ходе
    игры – чувство товарищества, уважения к своим
    друзьям.

Учебное оборудование:

карта “Древний Восток.
Египет и Передняя Азия”, рисунки с изображениями
египетских богов, карточки с написанными именами
богов.

Ход урока



1. Организационный момент.

Сообщение детям условий игры: проверяется
правильность выполнения заданий, обращается
внимание на дисциплину во время урока и скорость
выполнения всех этапов каждым учеником.

Два ряда – это две команды. Отвечать на вопрос
имеет право игрок любой команды. Все правильные
ответы буду оценивать красными жетонами,
неполные – желтыми, неправильные – коричневыми.
Квадратик – жетон будет вручаться персонально
тому, кто ответит на любой вопрос этапа.
Побеждает та команда, у которой в сумме больше
красных жетонов.

2. Проведение игры “ Исторические эстафеты”.

1-й тур. “ Знаешь ли ты где находится…” (
Работа с картой)

- Египет.
- 1-й нильский порог, дельта Нила.
- Первая столица Древнего Египта.
- Территории, куда совершали свои походы фараоны
Египта.

(Все указанное нужно отметить на контурной
карте).

2-й тур. “ Египетские боги”.

На магнитной доске вывешены рисунки с
изображениями египетских богов и отдельно
карточки с написанными их именами. Задача
учащихся соотнести карточки с написанными
именами богов с изображениями богов.


Карточка № 1

Бог Тот, Священный писец богов.


Карточка № 2

Богиня правды Маат.


Карточка № 3

Покровительница женщин и их красоты богиня
Бастет.


Карточка № 4

Богиня Нут.


Карточка № 5

Лунный бог Ях.


Карточка № 6

Бог Солнца Амон Ра.

3-й тур. “Реши задачу”.

Фигура – прямоугольный треугольник. Высота 12,
основание 5. Узнай его площадь.

- О развитии, каких научных знаний
свидетельствует эта задача?

Можно ли по этой задачи судить об уровне
развития образования в Египте?



4-й тур.

Самостоятельная работа в рабочих
тетрадях на печатной основе.

Г.И. Годер. Выпуск1, с.38.

Задание № 45. Найдите исторические ошибки.



Один враль и хвастун утверждал, что с помощью “
машинного времени” побывал в Древнем Египте.

- Когда я попал в эту страну, — рассказывал он
друзьям, — то узнал, что у египтян большое горе.
Нил не разливался уже несколько лет и изрядно
обмелел. Все же остальные реки Египта можно было
перейти вброд… Корабельщики довезли меня по
Нилу до первого порога. Я щедро расплатился с
ними, взял сдачу – горсть мелких монет и сошел на
правый берег. В этом месте была возведена самая
большая из пирамид, в которой, как все это
известно, похоронен фараон Тутанхамон. Едва я
направился к пирамиде, как хлынул ливень, и мне
пришлось спрятаться от него в дубовой роще.
Переждав дождь, я стал искать вход в пирамиду.
Однако египтяне сказали мне, что гробница
Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь не
сохранилась…

- Перестань выдумывать, – прервали рассказчика
слушатели, – ты никогда не был в Древнем Египте! В
твоем рассказе с десяток исторических ошибок.

Перечислите эти исторические ошибки.

1. Каждый год в июле, когда начинается летнее
солнцестояние, начинает разливаться река Нил.
2. В Египте только одна река Нил, других нет.
3. Он не мог расплатиться с корабельщиками
монетами, так как денег тогда еще не было,
расплачиваться можно было товаром.
4.Указывает неправильное место расположения
самой большой пирамиды.
5. В самой большой пирамиде Хеопса был похоронен
фараон Хеопс.
6. Фараон Тутанхамон был похоронен в подземелье, а
не в пирамиде.
7. Дождей в Египте почти не бывает, только в начале
лета идут проливные дожди.
8. В Египте нет дубовых рощ.
9. Гробница Тутанхамона не была разграблена, ее
нашли археологи нетронутой.

Проверка учителем самостоятельной работы. За
это задание каждый ученик получает жетон. (Проверить
успеваю работу каждого ученика, так как в моем
пятом классе семь учеников).

5-й тур. “ Дай определение…”

- Саркофаг – … (гроб на котором писали
заклинания и изображали богов
)
- Фараон –… (всесильный владыка Египта)
- Амулеты –… (мелкие предметы, которые, по
мнению египтян, защищают от злых духов и
несчастий)

- Жрецы –… (служители богов)

6-й тур.

“ Соотнеси даты…”

  1. Пирамида Хеопса была построена… А. Около 1500
    года до н.э.
  2. Крупные завоевания фараона Тутмоса… Б. Около
    3 000 лет до н.э.
  3. Образование единого государства В. Около 2600
    года до н.э. в Древнем Египте…

(Ответ: 1 –В, 2 – А, 3 – Б).

7-й тур. “ Составь рассказ…” и “ Нарисуй
древнеегипетского воина …”

№ 1. Учащимся предлагается составить рассказ от
лица земледельца о том, как проходят его дни,
какой работой ему приходится заниматься по
рисункам нашего времени в учебнике с.36-37.

(Задание № 1 выполняют несколько учеников с
каждой команды, а остальные ребята выполняют
задание под № 2).

№ 2.“ Нарисуй древнеегипетского воина”.

На компьютере учащимся дается задание
нарисовать древнеегипетского воина.

3. Подведение итогов урока.

Оценку выставляю персонально каждому ребенку
по наличию жетонов.

Если ученик набрал больше красных жетонов –
получает оценку “5”, больше желтых жетонов –
получает оценку “4”.

Учащийся, набравший коричневые, желтые и
красные жетоны, получает оценку в результате
подсчета суммы этих жетонов.

Домашнее задание:

Рабочая тетрадь №1 Г.И. Годер, задание №42.Решить
чайнворд “На берегах Нила”.




Следующий: