Повторительно-обобщающий урок Социальное развитие современного общества. Обществознание. 11-й класс

Курс «Обществознание» на профильном уровне
отличается насыщенностью теоретического
материала и предполагает использование
проблемно-поисковых форм приобретения знаний,
развитие практических умений учащихся.
Теоретический материал эффективно
рассматривать на значительном количестве
примеров, ситуаций из социальной жизни с
выполнением старшеклассниками заданий
практического характера, направленных на
обеспечение достаточной системности и глубины
понимания вопросов обществоведческого курса.
Наряду с освоением теоретических знаний
необходима организация деятельности учащихся по
решению разного типа задач, выполнения
практико-ориентированных заданий, требующих
применения интеллектуальных умений.

Как показывает практика, влияние ЕГЭ на процесс
преподавания обществознания в школе очень
велико. Это проявляется, в частности, во все
большем использовании при изучении предмета
заданий, требующих применения знаний:
обществоведческих познавательных задач, заданий
проблемного характера, в развитии умений
учащихся мысленно моделировать типичные
социальные ситуации, устанавливать связи между
теоретическими положениями курса,
иллюстрировать их конкретными примерами,
выражать и аргументировать собственные оценки и
суждения. Реализация требований, выдвигаемых
ЕГЭ, возможна лишь при систематических занятиях
и эффективной организации учебного процесса на
протяжении всего изучения курса обществознания.
При этом важно опираться на внутрикурсовые связи
и использовать различные формы и способы
проверки знаний и умений; необходимо обеспечить
систематическое повторение пройденного в целях
прочного овладения всеми выпускниками основными
элементами содержания курса.

Урок «Социальное развитие современного
общества» является заключительным при изучении
в 11 классе первой главы учебника, знакомящей
учеников с основами социологии. В основу урока
положено содержание учебника «Обществознание, 11
класс, профильный уровень» под редакцией
Л.Н.Боголюбова, дополненное материалом других
учебных пособий. Урок «Социальное развитие
современного общества» проводится в течение 2
часов.

Цели урока:

  • закрепить, обобщить и систематизировать знания
    учащихся по изученным темам раздела «Социальное
    развитие современного общества»;
  • продолжить формирование у учащихся навыков по
    применению теоретических знаний на практике;
  • развивать логическое мышление, монологическую
    речь, навыки работы с дополнительной
    литературой, умение отстаивать собственную
    точку зрения;
  • способствовать развитию информационной
    культуры учащихся, способности определять
    собственное отношение к дискуссионным вопросам
    современности;
  • развивать у учащихся умение работы в группе,
    выражать свои собственные взгляды,
    аргументированно вести дискуссию, точно и кратко
    излагать свои мысли;
  • воспитывать толерантное отношение к воззрениям
    других людей, культуру речи, формировать
    активную гражданскую позицию.

Тип урока:

повторительно-обобщающий.

Форма урока:

групповая работа. Работа в
группах позволяет без излишнего напряжения
решать познавательные задачи, стимулирует
творческую деятельность учащихся, способствует
повышению эффективности обучения, вызывает
положительные эмоции у учеников, содействует
формированию навыков совместной деятельности и
повышению коммуникативной культуры.

Подготовительная работа.

Недели за две до
урока ученики 11 класса разбиваются на пять групп,
каждая из которых получает задание написать эссе
по одной из предложенных тем. Темы эссе между
группами распределяются по жребию, при этом
предполагается, что во время проведения урока по
данным темам будут происходить устные
выступления, а ученики каждой группы будут
представлять собой одну команду. Учитель готовит
к повторительно-обобщающему уроку вопросы по
социологии, взяв за основу типовые задания по
обществознанию части С (С5-С9), использовав для
этого соответствующие учебные пособия. В
зависимости от уровня подготовленности учащихся
с частью заданий (например, с заданиями С6, С7)
учеников можно ознакомить заранее (учитель эти
задания может разместить на своем сайте).
Целесообразно заранее познакомить учащихся и с
правилами проведения предстоящего урока,
которые состоят в следующем:

повторение учебного материала по теме
«Социальное развитие современного общества»
будет происходить по заданиям, распределенным по
пяти блокам (С5-С9);

  • задания каждого блока между командами
    распределяются по жребию;
  • получив задания, группы в течение нескольких
    минут обсуждают ход его выполнения, а затем
    знакомят остальных учеников класса со своей
    версией ответа;
  • если у какой-то команды возникнут затруднения с
    ответом на «свой» вопрос, на помощь приходят
    учащиеся других групп;
  • оценки за урок выставляются по итогам всех
    выступлений ученика, а «молчуны» получают
    задание написать к следующему уроку эссе по теме,
    не разобранной во время проведения повторения.
  • Оборудование урока:

    карточки с заданиями.

    Ход урока

    Учитель объявляет тему урока, его цели,
    напоминает правила проведения занятия. Затем
    между группами по жребию распределяются вопросы
    первого блока — задания С5, выполнив которые,
    ученики переходят к рассмотрению заданий
    следующего блока и т.д. Предполагается, что в ходе
    повторительно-обобщающего урока будут разобраны
    все задания блоков №1-№3, что же касается заданий
    блока №4 (составление плана по определенной
    теме), то, думается, достаточно будет, если каждая
    из групп составит по одному плану.

    Блок №1. Задания С- 5:

    1) Укажите любые три фактора, влияющие на
    социальную мобильность.

    2) Назовите два признака отклоняющегося
    поведения.

    3) Какой смысл вкладывают обществоведы в
    понятие «социализация»? Привлекая знания
    обществоведческого курса, составьте два
    предложения, содержащих информацию о
    социализации.

    4) Назовите любые три черты человека,
    предопределяющие его негативное отклоняющееся
    поведение.

    5) Перечислите любые три фактора, определяющие
    развитие личности.

    6) Назовите любые три фактора социализации
    личности.

    7) Перечислите любые три общественных
    института, способствующих социализации
    личности.

    8) Какой смысл вкладывают обществоведы в
    понятие «социальная мобильность»? Привлекая
    знания обществоведческого курса, составьте два
    предложения, содержащих информацию о социальной
    мобильности.

    9) Какой смысл вкладывают обществоведы в
    понятие «социальный статус»? Привлекая знания
    обществоведческого курса, составьте два
    предложения, содержащих информацию о социальном
    статусе.

    10) Какой смысл вкладывают обществоведы в
    понятие «социальная роль»? Привлекая знания
    обществоведческого курса, составьте два
    предложения, содержащих информацию о социальных
    ролях личности.

    Блок №2. Задания С- 6:

    1) Раскройте на трех примерах многообразие
    критериев выделения социальных групп.

    2) С помощью трех примеров проиллюстрируйте
    процесс социализации индивида.

    3) Приведите три примера соответствия личности
    занимаемому социальному статусу.

    4) Раскройте на трех примерах роль социальных
    норм в жизни общества.

    5) Назовите две тенденции в развитии
    современных межнациональных отношений и
    проиллюстрируйте каждую из них примером

    6) Приведите любые три примера воздействия
    различных социальных институтов на процесс
    социализации личности.

    7) С опорой на обществоведческие знания и личный
    опыт смоделируйте конкретную ситуацию,
    иллюстрирующую позитивное отклоняющееся
    поведение. Приведите три примера формальных
    позитивных санкций, возможных в этом случае

    8) Раскройте на примерах реализацию семьёй трёх
    любых её функций (сначала укажите функцию, а
    затем — соответствующий пример).

    9) Назовите три любые характерные черты семьи
    традиционного (патриархального) типа и
    проиллюстрируйте каждую из них примером.

    10) Назовите три признака, определяющих
    этническую принадлежность индивида, и
    проиллюстрируйте каждый из них примером.

    Блок №3. Задания С-7:

    1) В конце 19 века в России многие крестьяне,
    разоряясь, переезжали в город и устраивались на
    неквалифицированные работы на заводы и фабрики.
    Жизнь в городе была для них неуютной, поскольку
    они, перестав быть крестьянами, по сути, так и не
    стали горожанами, пролетариями.

    К какому типу социальных групп можно отнести
    данных людей?

    Назовите два признака, которыми обладает эта
    социальная группа.

    2) В одном из первых сводов законов Киевской
    Руси — «Русской Правде»- предусмотрены
    различные наказания за убийство. Так, штраф за
    убийство тиуна (управителя) был огромен: он
    равнялся стоимости стада в 80 волов или в 400
    баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась во
    много раз дешевле.

    Сделайте три возможных вывода о социальных
    отношениях общества того времени и способах их
    регулирования.

    3) О каком социальном явлении идет речь в
    сказках о том, как трудолюбивая Золушка выходит
    замуж за принца, а находчивый бедняк становится
    богачом? Поясните свой ответ.

    4) Возникшая в глубокой древности семья
    первоначально сосредоточивала в себе все
    основные функции по обеспечению
    жизнедеятельности человека. Постепенно она
    стала разделять свои отдельные функции с другими
    институтами общества. Укажите три такие функции.
    Назовите социальные институты, которые стали их
    выполнять.

    5) После окончания технического колледжа
    молодой человек устроился консультантом в фирму
    по производству компьютеров. Спустя некоторое
    время он поступил на курсы повышения
    квалификации. Изменения произошли и в его личной
    жизни: он женился на дочери совладельца компании.
    Завершение учебы на курсах совпало с его
    назначением главным менеджером предприятия.

    Иллюстрацией какого социального процесса
    может служить данный сюжет?

    Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как
    они называются в социологии?

    6) В «Домострое» (XVI в.) содержится следующее
    предписание: «Жены мужей своих вопрошают о
    всяком благочинии… И что муж накажет, то с
    любовью принимати и со страхом внимати, и творити
    по его наказанию».

    О каком типе семьи идет речь в этом фрагменте?
    Укажите признак, по которому вы это определили.
    Назовите два любых других признака семьи данного
    типа.

    7) Докажите, что образование является
    социальным институтом.

    8) По итогам Всероссийской переписи населения
    значительно пополнился список малых народов. К
    какому типу социальной общности можно отнести
    общность «малый народ»?

    Сформулируйте три его признака.

    9) Является ли семья социальным институтом?
    Подтвердите свое мнение тремя аргументами.

    10) Является ли наука социальным институтом?
    Подтвердите свое мнение тремя аргументами

    Блок №4. Задания С — 8:

    1) Вам поручено подготовить развернутый ответ
    по теме «Межэтнические отношения и национальная
    политика». Составьте план, в соответствии с
    которым вы будете освещать эту тему. План должен
    содержать не менее трех пунктов, из которых два
    или более детализированы в подпунктах.



    2) Вам поручено подготовить развернутый ответ
    по теме «Молодежь как социальная группа».

    Составьте план, в соответствии с которым вы
    будете освещать эту тему. План должен содержать
    не менее трех пунктов, из которых два или более
    детализированы в подпунктах.

    3) Вам поручено подготовить развернутый ответ
    по теме «Социальный контроль». Составьте план, в
    соответствии с которым вы будете освещать эту
    тему. План должен содержать не менее трех
    пунктов, из которых два или более детализированы
    в подпунктах.

    4) Вам поручено подготовить развернутый ответ
    по теме «Социально-демографические проблемы
    современности». Составьте план, в соответствии с
    которым вы будете освещать эту тему. План должен
    содержать не менее трех пунктов, из которых два
    или более детализированы в подпунктах.

    5) Вам поручено подготовить развернутый ответ
    по теме «Социальная мобильность». Составьте
    план, в соответствии с которым вы будете освещать
    эту тему. План должен содержать не менее трех
    пунктов, из которых два или более детализированы
    в подпунктах.

    6) Вам поручено подготовить развернутый ответ
    по теме «Семья в современном обществе».

    Составьте план, в соответствии с которым вы
    будете освещать эту тему. План должен содержать
    не менее трех пунктов, из которых два или более
    детализированы в подпунктах.

    7) Вам поручено подготовить развернутый ответ
    по теме «Социальные ценности и нормы».

    Составьте план, в соответствии с которым вы
    будете освещать эту тему. План должен содержать
    не менее трех пунктов, из которых два или более
    детализированы в подпунктах.

    8) Вам поручено подготовить развернутый ответ
    по теме «Формы социального взаимодействия».

    Составьте план, в соответствии с которым вы
    будете освещать эту тему. План должен содержать
    не менее трех пунктов, из которых два или более
    детализированы в подпунктах.

    Блок №5. Задания С-9. Темы эссе.

    1) «Неравенство — такой же хороший закон
    природы, как и всякий другой» (И.Шерр).

    2) «Весь мир — театр. В нем женщины, мужчины -
    все актеры» (У.Шекспир).

    3) «Семья — это кристалл общества» (В.Гюго).

    4) «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они
    есть» (К.Гельвеций).

    5) «Каждая нация считает себя выше других наций.
    Это порождает патриотизм и : войны» (Д.Карнеги).

    6) «Борьба есть условие жизни: жизнь умирает,
    когда оканчивается борьба» (В.Г.Белинский).

    7) «Национализм — это не любовь к своей нации, а
    ненависть к чужой» (И.Н.Шевелев).

    8) «Человек определяется не только
    природными качествами, но и приобретенными»
    (И.Гете).

    К выполнению заданий С-9 блока №5 учащиеся
    готовились заранее. Все ученики должны были
    написать эссе по одной из предложенных тем, а во
    время проведения урока устно выступить со своей
    работой. При этом эссе пишется в соответствии с
    требованиями, предъявляемыми на ЕГЭ. Данное
    задание позволяет проверить качественное
    овладение содержанием курса обществознания и
    сложными интеллектуальными умениями: делать
    выводы, логично и последовательно излагать свои
    мысли, применять теоретические знания для
    обоснования социальных явлений и процессов. В
    качестве примера выполнения задания С-9 можно
    предложить работу одной из учениц по теме «Семья-это
    кристалл общества» (В.Гюго).

    «Я полностью разделяю мнение автора о том, что
    семья — это кристалл общества. На мой взгляд,
    Виктор Гюго хотел сказать, что семья является
    важнейшим социальным институтом, ведь она играет
    одну из самых значимых ролей не только в жизни
    одного конкретного человека, но и общества в
    целом. По мнению автора, семья — это основа
    общества, главная его ячейка, которая оказывает
    существенное воздействие на процесс
    социализации индивида, т.к. именно семья отвечает
    за первичную социализацию ребенка, под ее
    воздействием и происходит формирование
    личности.

    С автором нельзя не согласиться. Действительно,
    семья является важнейшим звеном, из которого
    состоит общество в целом. От этого звена во
    многом зависит, каким будет общество и как оно
    будет развиваться. Так что же такое семья? Семья
    - это прежде всего социальный институт, под
    которым подразумевается устойчивая
    совокупность людей, групп, учреждений,
    деятельность которых направлена на выполнение
    конкретных общественных функций и регулируется
    определенными правилами, нормами поведения
    .
    Безусловно, деятельность семьи направлена на
    выполнение важнейших функций в жизни общества.
    Одной из них является репродуктивная функция,
    т.е. семья воспроизводит население. Во- вторых,
    она выполняет функцию первичной социализации.
    При этом важно отметить, что социализация - это
    процесс, идущий на протяжении всей жизни
    человека, в ходе которого усваиваются социальные
    роли, социальные нормы и знания об окружающем
    мире
    . Функция семьи в первичной социализации
    проявляется в том, что родители, старшие передают
    детям и младшим свой жизненный опыт, знания,
    навыки. Тем самым взрослые члены семьи готовят
    младших к жизни в обществе, за пределами семьи.
    Например, в семье Ивановых мама рассказывает
    своей дочери как вкуснее приготовить суп, а в
    семье Петровых папа учит сына правильно забивать
    гвозди. В- третьих, семья выполняет регулятивную
    функцию, то есть члены семьи осуществляют
    взаимный контроль за поведением друг друга. Так,
    например, в семье Сидоровых мама проверяет,
    соблюдает ли ее дочь правила дорожного движения.
    Также семья выполняет досуговую функцию, которая
    заключается в том, что члены семьи совместно
    проводят свой отдых, организуют досуг,
    поддерживают здоровье. Например, семья
    Владимировых каждые выходные ездит на турбазу.
    Следующей и не менее значимой функцией семьи
    является эмоционально — психологическая. Эта
    функция проявляется в том, что в семье создается
    благоприятный психологический климат, в семье у
    человека формируется чувство безопасности.
    Также с помощью семьи люди удовлетворяют свои
    эмоциональные потребности, члены семьи
    эмоционально поддерживают друг друга. Например,
    в семье Антоновых Юля готовится к экзаменам, и
    все члены семьи поддерживают и подбадривают ее.
    Кроме того, семья выполняет
    хозяйственно-экономическую функцию, которая
    проявляется в том, что семья формирует и
    использует свой бюджет, организует потребление
    продуктов и услуг. Также в семье распределяются
    домашние обязанности. Например, в семье
    Александровых домашние обязанности
    распределены следующим образом: мама готовит
    еду, дети накрывают на стол, а папа моет посуду.
    Таким образом, семья действительно является
    социальным институтом, деятельность которого
    направлена на выполнение важнейших функций.

    Но наряду с тем, что семья является социальным
    институтом, она также является малой социальной
    группой. Подчеркнем, что социальная группа -
    это совокупность людей, имеющих какой-либо общий,
    социально значимый признак
    . В свою очередь для
    малой социальной группы характерны следующие
    особенности: небольшая численность,
    непосредственные личные контакты, близкие,
    эмоционально окрашенные, неформальные
    отношения; общая деятельность, интересы, цели.
    Очевидно, что семья обладает выше перечисленными
    признаками, а, значит, является малой социальной
    группой. Так что же значит семья, как малая
    социальная группа? Семья — это основанная на
    браке и кровном родстве малая социальная группа,
    члены которой связаны общностью быта, взаимной
    ответственностью и взаимопомощью
    . Принято
    выделять два типа семей. Это, во-первых, простая
    (нуклеарная) семья, то есть семья, состоящая из
    супругов и детей, не состоящих в браке, а,
    во-вторых, сложная (расширенная) семья, то есть
    семья, которая включает в себя три и более
    поколений или две и более нуклеарных семей,
    живущих вместе и связанных общим хозяйством. В
    настоящее время социологи различают две формы
    семей: патриархальную и демократическую. Для
    патриархальной или, как иначе говорят,
    традиционной семьи характерны специфические
    признаки. Одним из них является то, что под одной
    крышей проживает несколько поколений и лидером
    является старший мужчина, волю которого
    беспрекословно выполняю все члены семьи. Также
    существует четкое разделение и закрепление
    мужских и женских обязанностей. Кроме того в
    патриархальных семьях существует экономическая
    зависимость женщины от мужчины, и роль женщины
    состоит в том, что она воспитывает детей и ведет
    домашнее хозяйство. В свою очередь
    демократическая или, иначе говоря, партнерская
    семья обладает своими особыми чертами:
    справедливое разделение домашних обязанностей,
    совместное обсуждение проблем, принятие решений
    с участием всех членов семьи, также
    экономическая самостоятельность мужчины и
    женщины. Стоит отметить, что в современном
    обществе преобладают партнерские семьи.

    К сожалению, приходится признавать факт, что
    современная семья испытывает кризис. Это
    проявляется в том, что все чаще встречаются
    бездетные, неполные семьи, растет количество
    разводов, усиливается девиантное поведение в
    семье. Правда, социальное государство
    предпринимает специальные меры для решения этих
    проблем. Например, в России родителям
    выплачиваются денежные пособия при рождении
    ребенка, предоставляют финансовые льготы, вводят
    отпуска в связи с уходом за маленькими детьми,
    создают дошкольные детские учреждения.

    Таким образом, семья — это и малая социальная
    группа, и социальный институт. Семья по-прежнему
    остается основой общества, его фундаментом.
    Значит, великий французский писатель Виктор Гюго
    был абсолютно прав, утверждая, что семья — это
    кристалл общества и его слова, сказанные в 19 веке,
    сохраняют свою актуальность и в наши дни».
    (Калашникова Анна)

    Литература.

    1. Обществознание: учеб. для 11 кл. общеобразоват.
      учреждений: профильный уровень / Л.Н.Боголюбов,
      А.Ю. Лазебникова, А.Т.Кинкулькин и др.; под ред.
      Л.Н.Боголюбова. — М.: Просвещение, 2008.
    2. ЕГЭ 2011. Обществознание. Типовые тестовые
      задания / А.Ю. Лазебникова, Е.Л.Рутковская,
      Н.И.Городецкая, Е.С.Королькова. — М.: Издательство
      «Экзамен», 2011.
    3. ЕГЭ 2010. Обществознание. Типовые тестовые
      задания / А.Ю. Лазебникова, Е.Л.Рутковская,
      Н.И.Городецкая, Е.С.Королькова. — М.: Издательство
      «Экзамен», 2010.
    4. Единственные реальные варианты заданий для
      подготовки к единому государственному экзамену .
      ЕГЭ — 2006. Обществознание. — М.: Федеральный центр
      тестирования, 2006.
    5. Единый государственный экзамен :
      обществознание: контрольные измерительные
      материалы: 2005-2006 / под общ. ред. Е.Л.Рутковской. -
      М.: Просвещение, 2006.
    6. Обществознание. Контрольные измерительные
      материалы единого государственного экзамена в
      2004 г. — М.: Центр тестирования Минобразования
      России, 2004.



    Следующий: