Повторительно-обобщающий урок Россия в первой половине XIX века


Цели и задачи:



Образовательная:

  • систематизировать представление учащихся о социально-экономическом и
    политическом развитии России в 1 половине XIX века;
  • систематизировать знания учащихся и степень усвоения материала по
    истории России в начале XIX века;
  • обобщить знания об исторических личностях эпохи;
  • подвести учащихся к выводу о необходимости проведения реформ в России –
    отмене крепостного права;

Развивающая:

  • развитие творческого мышления, самостоятельности;
  • продолжить развитие умения использовать информационные технологии в
    процессе обучения;
  • развитие навыков общения, умение отстаивать свою точку зрения, уважения
    к окружающим;
  • развивать умение использовать раннее изученный материал;
  • давать оценку историческим событиям;
  • развивать умение работать с картами, схемами, диаграммами, хронологией;
  • развитие речи, памяти, логического мышления, умение сопоставлять и
    самостоятельно делать выводы;

Воспитательная:

  • создать условия для развития навыков совместной деятельности, для
    творческой самореализации личности;
  • воспитание уважения к историческому прошлому страны, формирование
    отрицательного отношения к крепостничеству;
  • снижение уровня тревожности у учащихся и работа в «ситуации успеха»;

Тип урока

– урок обобщения и систематизации знаний.

Используемые технологии:



  • Здоровьесберегающие
  • Информационные
  • Технологии коллективного взаимодействия

Приёмы коллективного взаимодействия:

  • Работа в группах и парах
  • Создание презентаций

I. Описание (реконструкция):

  • уметь рассказывать устно об исторических событиях, их участниках;
  • уметь составлять биографическую справку, давать характеристику
    деятельности исторической личности;
  • уметь объяснять термины;

II. Анализ, объяснение:

  • показать последовательность возникновения и развития исторических
    явлений;
  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий;
  • объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

III. Версии, оценки:

  • излагать оценки событий, личностей, приводимые в учебной литературе;
  • определять и объяснять (аргументировать) своё отношение и оценку
    значительных событий и личностей в истории;

IV. Организаторские:

  • выполнение намеченного плана урока;
  • эффективность и целесообразность использования наглядности;
  • реализация основных психологических и гигиенических требований;
  • наличие эффективной обратной связи со всеми учащимися;
  • знание учебного предмета, уровень педагогического методического
    мастерства;
  • уровень организации и оформления документации по уроку;
  • рациональное использование времени урока;
  • педагогическая культура, такт, внешний вид учителя, качество речи,
    дикция, эмоциональность.

Оснащение урока:

  • Компьютер, мультимедийный проектор, презентации учащихся, раздаточный
    материал.
  • Предварительная подготовка учащихся:
  • Создать презентацию об Александре I и Николае
    I.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Российская империя в
    первой половине XIX века».
  3. Формулировка проблемы.
  4. Презентация учащихся.
  5. Контроль и закрепление усвоенных знаний.
  6. Итоги урока.
  7. Домашнее задание – подготовить презентацию и устные сообщения по истории
    Самары в первой половине XIX века.

Ход урока

Организационный момент (1 мин.)

Приветствие, организовать и дисциплинировать учеников.

Мотивация (проблемы урока)

В течение урока ученики должны выяснить:

  • социально-экономическое и политическое развитие Российской империи в
    первой половине XIX века;
  • уметь давать характеристику исторической личности;
  • охарактеризовать основные направления внешней политики и ее результаты;
  • сравнить особенности общественного движения при императорах Александре
    I и Николае I;
  • необходимость проведения реформ в России.

Вопрос классу

: Сравните и сделайте выводы по экономическому положению
России в правление Александра I и Николая
I (Приложение 1)

Работа в тетрадях:

Вставьте пропущенные слова по теме «Экономика России» (Приложение
2
).

Презентация учащихся.

Дать характеристику исторической личности Александра I
и Николая I.

Вопрос классу

:

Назовите основные реформы «Негласного комитета»:

1801 г.– восстановление Жалованных грамот дворянству и городам;
Амнистия пострадавшим при Павле I;
1802 г.– создание министерств;
1803 г.– указ «О вольных хлебопашцах»;
Реформа народного образования.

Великие реформаторы:

Назовите реформы, проведённые в годы правления Александра 1:
Назовите реформы, проведённые в годы правления Николая 1.

(Приложение 3)

Какой из указов, принятых для совершенствования политического строя России Вы
считаете наиболее важным? Ответ аргументируйте.

Задание классу: «Общественное движение в России»

Назовите первые тайные общества в России и лидеров организаций?
Характеристика программ «Северного» и «Южного» общества: общие черты и различие.
Значение движения декабристов.

Общественная мысль России 1830–1850 годов:

Споры о путях развития России:

– Определите, кому принадлежат следующие высказывания:

(Приложение 4)



  • В чем было сходство позиций западников и славянофилов?
  • В чём заключались основные противоречия между западниками и
    славянофилами?
  • Как вы понимаете слова А. И. Герцена об отношениях западников и
    славянофилов: «Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у
    нас билось одно»? Согласны ли вы с высказыванием А.И.Герцена?

Фронтальный опрос:

  1. Внешняя политика России в первой половине XIX
    века:
  2. Назовите основные направления внешней политики времён Александра 1;
  3. Назовите основные мирные договоры, которые подписала Россия в годы
    правления Александра 1;

Значение:

  • Фридрихсгамского мира 1808 г.
  • Бухарестского мира 1812 г.
  • Гюлистанского мира 1813 г.
  • Тильзитского мира 1807 г.
  • Перечислите успехи и неудачи российского правительства во внешней
    политике 1801–1812 годов;
  • Какое событие является крупнейшей внешнеполитической победой России в
    первой половине XIX века?
  • Каково было значение Отечественной войны?
  • Характеристика полководцев.

Презентации учащихся

:

Задания по группам:

Игра «Паззлы»

– «Состояние российской армии накануне Крымской войны»

(Приложение 5)

Группе учащихся раздаются карточки, из которых они должны составить блоки,
исходя из наличия причинно-следственных связей между написанными на карточках
утверждениями.

Утверждения наклеиваются на лист бумаги.

Фронтальная беседа

:

  1. Назовите основные направления внешней политике при Николае 1;
  2. Назовите основные мирные договоры, которые подписала Россия при Николае
    1;

Значение:

  • Туркманчайского мира 1828 г.
  • Андрианопольского мира 1829 г.
  • Подавления венгерской революции 1849 г.
  • Результаты Кавказской войны 1817–1864 г.

Презентация учащихся:

«Великие полководцы Крымской войны».

Вопрос классу

:

  1. Какое событие является крупнейшим поражением России в
    XIX веке?
  2. Назовите причины поражения России в Крымской войне?

Итоги работы группы по игре «Пазлы»

Назовите причины поражения России в Крымской войне, используя данные игры.

Итоги урока

  • Назревание необходимости реформ в стране.
  • Выставление оценок и комментарий их.

Домашнее задание

Составить презентацию по истории Самары в I половине
XIX века.

Литература

  1. Агафонов С.В. История России в таблицах. М., 2001.
  2. Данилов А.А. История России XIX века. М.,
    2010.
  3. Колганова Е.В., Сумароков Н.В. Поурочные разработки по истории
    России. М., 2005.



Следующий: