Повторительно-обобщающий урок Расцвет Средневековья

Цели урока:

а) образовательные: закрепить и дополнить
знания понятий и исторических фактов по разделу:
«Расцвет средневековья».

б) развивать умения и навыки: умения
самостоятельно мыслить, анализировать и
обобщать исторические факты, а также навык
сценического творчества;

в) воспитывать уважение к труду
ремесленника, крестьянина, стремление к
получению знаний, благородные порывы на примере
правил рыцарской чести.

Ход урока

I. Объяснение цели и формы урока.

Разминка. Путь к лаврам магистра исторических
наук. (Выбираются 2 помощника — секретаря,
которые фиксируют плюсами и минусами участие в
разминке, затем подсчитывают результаты и
определяют победителя — магистра)Задания для
разминки:

А)Что такое: феод, натуральное хозяйство,
оброк, барщина, город, ярмарка, крестовые походы,
сословия, сеньор, вассал (понятия базовые, часто
повторялись);

б) рыцарь, замок, турнир, коммуна, ратуша
(исторические термины, которые встречались реже);

в) глашатаи, ваганты, риторика, диалектика,
диспут (исторические термины, которые
встречались ещё реже);

г) донжон (термин, который встречался один раз).

д) Соотнеси:


крестьяне цех
купцы гильдия
феодалы церковь
духовенство лестница
мастера-ремесленники община

е) соотнеси:


Брюгге Франция
Генуя Германия
Шампань Италия

ж) Выбери: Взятие Иерусалима крестоносцами

1096, 1099, 2014.

з) Зачеркни лишнее слово: арифметика,
грамматика, музыка, астрономия, геометрия,
биология.

и) Определи, по какому принципу образован ряд
-
оброк, барщина, церковная десятина

Филипп II, Ричард Львиное Сердце, Фридрих I
Барбаросса.

к) Что это такое, как ты думаешь:

«Впредь от настоящего часа, я, Раймонд. Не
обману Бернара ни в том, что касается его тела, и
не лишу его жизни, не захвачу в плен. И не отниму у
тебя ни городов твоих, ни замков, ни феодов, какие
имеешь и впредь с моей помощью приобрести
можешь». (Клятва вассала сеньору).

л) О ком идёт речь?

Знаменитый разбойник и непревзойдённый
стрелок из лука скрывался со своими молодцами,
одетыми в зелёные плащи с капюшонами в
королевском лесу не подалёку от города
Неттингема (Робин Гуд).

м) О ком идёт речь?

И вот король явился, как было приказано, и
остался внутри второго кольца стен. Там, сняв
королевские одеяния, без злаков королевского
достоинства, без всякого великолепия, стоял он,
не сходя с места с босыми ногами, не принимая пищи
с утра до вечера в ожидании приговора римского
папы (Генриха IV).

Какое выражение возникло в связи с этим? -
«пойти в Каноссу».

н) Объясни название ордена «Тамплиеры».

Итак, подводим итоги.

(Секретари подсчитывают результаты, называют
победителя, которому вручается почётная красная
ленточка магистра исторических наук).

II часть урока. Теперь у меня появился помощник
- магистр.

С его помощью мы отправляемся в путешествие
по средневековью
.

а) Что это такое? Я думаю магистр поможет
определить это средневековое явление.
(Инценировка рыцарского турнира).

Теперь сошлись они друг с другом,
Колотят копья по кольчугам,
И древки яростно трещат,
И щепки на землю летят.
Ах, в беспощадной этой рыбке
Ждать не приходится уступки
И неужель во цвете лет,
Погибнуть должен Гамурет
Ведь Хетюгер одолевает,
Но в жизни всякое бывает,
И не во сне, а наяву
С коня ударом сброшен
Противник валится в траву
Анжуец сильно огорошен:
Нельзя лежачего добить
Но растолкуйте, как с ним быть?
Коль Хютюгер не хочет сдаться
С сырой земли и прямо в грудь.
Копьё противнику воткнуть.

Хютигер:

«Э, не пройдёт сия уловка!…
И Гамурет пронзает ловко
Своим копьём плечо врага.
«Сдавайтесь, если дорога
Вам жизнь! Ведь глупо жить в могиле»
Тот говорит: «Вы победитель! Но объясните мой
герой
Кем я пленён, кто вы такой?»
И отвечает победитель:
«Король Ажуйский мой родитель
Я сын Гандина -Гамурет!
И Хютигер сказал в ответ:
«Принять извольте от меня
Мой щит и моего коня.»
Согласно благородных правил,
Со мной сдаётся мой отряд
Анжуец рыцаря отправил
Как пленника в престольный град.
Какое благородство!

Скажите, какие благородные правила соблюдены в
этом поединке?

Тише! Кто-то плачет! Послушаем, о чём говорит эта
женщина и кто она такая?

«Теперь мы должны только работать. Нам не
осталось ничего другого. Я не могу больше жить,
собирая колосья после жатвы, но ещё горше, когда
приходится просить милостыню, ибо каждый
четвёртый пенни должен идти к королю. У нас много
нахлебников, ожидающих нашего добра. Так они
грабят бедняка, который для них ничего не значит
и должен гибнуть в поту и труде. У него нет даже
шапки, чтобы прикрыть голову: Вся рыцарская
спесь спирается на труд бедняка. Они преследуют
нас, как собаки преследуют зайцев на холле. Чтобы
уплатить налог королю, я продала зерно,
предназначенное для посева. С тех пор, как они
увели из хлева лучший скот».

Я готова плакать, думая о своей судьбе:

- так рождаются нищие.

По свету бродят отчаяние и :, на сколько лучше
сразу погибнуть, чем так трудиться.



Ну и кто же перед вами (Крестьянка). Кого она
винит в своих бедах? Видит ли она выход из своего
положения? Какой? Может, вы подскажете крестьянке
какой-то другой выход?

Чей совет больше всего понравился нашему
уважаемому магистру?

Продолжаем наше путешествие. Думаю, мы подошли
к городу. Что же это за вывеска, магистр? (обувная
мастерская).

Сценка: «Ремесло в средневековом городе».

Франц. Сегодня у сапожников, я слышал, собрание
цеха. Будут обсуждать изменения в уставе. Вот бы
послушать выступления старшины.

Петер. Франц, и не думай об этом. Разве ты не
знаешь, что на собрании могут присутствовать
лишь мастера? А когда нам, подмастерьям удастся
одному богу известно. А на сегодня работ много -
не до разговоров.

Эй, Мартин, негодный мальчишка,
Никак не научишься наводить порядок!

Франц. Да уж столько лет стучим молотками, а
денег заработали — плохонького инструмента не
купишь. А без своего инструмента — что за мастер?
Да и помещение арендовать больших денег стоит. А
кормить всех — и семью, и учеников, и
подмастерьев — ведь тоже мастер должен.

Петер. Вот и остаётся только мечтать. Накоплю
денег и уйду от Ганса. Открою свою мастерскую,
наберу учеников, а там глядишь. А ты чего уши
развесил? Тебе ещё до подмастерья дослужиться
надо. Работай и не подслушивай.

Франц. Бедный мальчишка. Больно, уж ему
достаётся от мастера. Я слышал, отец отдавал его
на 5 лет в ученики, вот мастер над ним и
издевается. А не заступишься — сам во всём от
мастера зависишь? Сбежит раньше срока — платить
отцу штраф, и не маленький.

Петер. Да! Ладно, Франц, все мы через это прошли.
Лучше скажи, какой шедевр хочешь изготовить,
чтобы мастер согласился отпустить тебя?

Франц. Давно уже придумал. Это будет башмачки
для соседской Греты. Красной кожи, сбоку
застёжки, а каблучки серебряными гвоздиками
подбиты.

Петер. Да — а, шедевр — дело серьёзное. А вот
недавно проходил по городской площади, вижу у
позорного столба — подмастерье с улицы Роз.
Представь! Сделал замок, весь ажурный — красота!
А ключ — то и не подошёл. Забросали беднягу
гнилыми яблоками!

Франц. Ох, не приведи Господи на его месте
оказаться. А за кожей на рынок? Идём быстрее,
авось успеем!

Ну что ж, попробуем разобраться. Кто же работал
в ремесленной мастерской? Каким было
производство? (Подмастерья, мелкое, ручное).

Мартин (ученик). От подзатыльников голова
трещит. Как бы я хотел сейчас домой к маме. Да где
там! Нас в семье 9 ртов, вот и отдавал отец нас в
ученики — меня к сапожнику, а брата — к ювелиру.
Брату совсем туго приходиться. Мастер бьёт и
хозяйка — злюка. Недавно огрела кочергой по
спине за то, что уснул, качал ребёнка в люльке. А
как не уснуть? За целый день набегаешься, голова
кругом и ноги гудят. В мастерской приберись,
инструмент наточи, в лавку сбегай, хозяйке на
кухне помоги. А кормят мало и плохо, подмастерья
кашу вперёд съедают. Эх, сбежит брат, наверное!
Где отец денег возьмёт, чтоб штраф заплатить — не
знаю! А я всё равно выучусь до мастера дойду,
мастерскую открою и весь город сапогами завалю.
Ой, хозяйка зовёт, побежал я.

Вы все, наверное, догадались, что Мартин — это
ученик! Что было особенно тяжёлым в положении
ученика?

Добрались мы и до заседания цеха.

Старшина. До меня, старшины цеха, дошли слухи,
что кое — кто из мастеров нарушает цеховой устав.
Вспомним для чего мы объединились в цех. Для того,
чтобы никто из мастеров не имел преимуществ
перед другими, не мог наживаться за счет других,
спокойно торговал своей продукцией по твёрдым
ценам! Это справедливо. И что же выясняется.
Мастер Ганс держит аж 2 подмастерьев. А по уставу
не разрешается (только 1). На первый раз предлагаю
оштрафовать мастера на 50 талеров за нарушение
устава. Так, дальше Мастер Юргенс изготовил и
продал на 3 пары сапог больше, чем разрешается
уставом. Выходит мастеру Юргенсу, деньги нужны
больше, чем другим? Три пары конфисковать в
пользу цеха! Что ещё? Заболел мастер Эрик, его
семья осталась без средств. Предлагаю собрать
всем мастерам по 10 талеров на содержание его
семьи. Ну вот, вроде бы и всё.

О каких правилах в цехе вы узнали?

Пойдём дальше, дружище! А вот ещё один странник.
Похож на ваганта.

Вершина знаний, мысли цвет —
Таким был университет
А нынче, волею судеб
Он превращается в вертеп.
Гуляют, бражничают, жрут,
Книг сроду в руки не берут.
Для маляра — школяра
Ученье — вроде бы игра
В белые дни такой пострел
Всю жизнь над книжками потел
И обучался он — учти —
До 90 лет почти
Ну, а теперь за 10 лет
Кончают университет
И в жизнь выходят потому,
Не научившись ничему!
При этом наглости у них
Хватает поучать других.
Нет! Прочь гоните от дверей
Таких слепых поводырей.

Здорово! Как будто про нас с вами сказано. А ведь
это XIII век! Что же тут такое похожее есть (на нас с
вами)?

Идём дальше. Ратуша. Здесь наверняка заседает
городской совет.

Какие же проблемы их волнуют. Давайте
послушаем!

(Выступают члены гор. совета. Говорят о своих
проблемах и о том, как они пытаются их решать?
Ребята, какое сходство есть с нашими и какие
различия?)

К сожалению, наше путешествие подходит к концу.
Уважаемый магистр, давайте назовём самых
активных путешественников, вручим их маленькие
призы.

В конце урока благодарят всех участников игры.




Следующий: