Повторительно-обобщающий урок Поведение человека в правовой сфере. 11-й класс


Тема урока: Поведение человека в
правовой сфере.

Цель урока: систематизировать знания
учащихся по теме «Закон и право».

Задачи урока:

  • Образовательная – повторить, обобщить и
    закрепить материал по теме «Закон и право»
  • Развивающая – развивать у учащихся умение
    работы в группе, выражать свои собственные
    взгляды, аргументировать, вести дискуссию;
    развивать навыки решения практических задач;
    творческие способности учащихся.
  • Воспитательная – воспитывать у учащихся
    осознанное отношение к своим правам, уважение к
    закону.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: групповая работа

Оборудование: СD «Основы правовых
знаний» (урок 1, страница 3. Медиалекция «Что такое
право»); сокращенный вариант Всеобщей декларации
прав человека.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

Люди, взаимодействуя друг с другом вступают
в различного рода общественные отношения:
личные, моральные, религиозные, этические и др.
Характер этих отношений определяет специфику
правил, которыми люди руководствуются в своем
поведении.
Однако существует особая область человеческих
отношений, которая в силу своей социальной
значимости, помимо моральных и иных норм,
объективно требует правовой регламентации. Т.е.
существуют такие общественные отношения,
которые могут быть урегулированы должным
образом только при помощи правовых норм.
Приведите примеры правоотношений.
Что такое право? (Это написанное
и принятое в установленном порядке
государственным органом правило поведения,
обязательное для всех, которое регулирует
общественные отношения и предусматривает в
случае нарушения этого правила поведения
ответственность. Это система общеобязательных
правил поведения, выработанных в обществе или
установленных государственной властью на основе
общих принципов справедливости, санкционируемых
государством, за нарушение которых
предусмотрена юридическая ответственность.)

Давайте вспомним отличия правовых норм от других
социальных норм. CD Урок 1. Страница 3. Медиалекция
«Что такое право»
Назовите отличительные черты права. (Установлена
государством. Имеет письменную форму. Является
общеобязательным правилом поведения. Охраняется
и защищается государством.)

Значит, зачем нужны права для общества? (Для
регулирования отношений в обществе.)

Право – это величайшая ценность и элемент
правовой культуры человечества.
Миру известны Всеобщая декларация прав человека,
которая была принята Генеральной ассамблеей
ООН 10 декабря 1948 года, Конвенция о правах ребенка,
принятая в 1989 году, а также другие правовые
документы международного сообщества. В них
закреплены высокогуманные, общечеловеческие
ценности.

2. Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы завершаем разговор о правах
человека в нашей стране и мире. И наша задача на
уроке обобщить знания по теме «Закон и право»

3. Групповая работа «Воображаемая
страна»

Представьте, что вы открыли новую страну, куда
не ступала нога человека и где нет ни законов, ни
правил, Ваша группа будет первыми поселенцами на
этой новой земле. Вы не знаете, какое социальное
положение будете занимать там.
В течение трех минут каждому из вас надо
самостоятельно назвать три права, которые, по
вашему мнению, должны быть гарантированы каждому
человеку в этой новой стране.
Затем вы, обсудив в группе выбранные права
каждого, отберите 10 прав, являющихся, по общему
мнению, наиболее важными. (7 минут)
Каждая группа может называть свою страну, и на
ватмане записывает 10 выбранных прав. На
подготовку презентации вашей страны с правами
отводится всего 5 минут.

Время выполнения групповой работы – 15 минут.

Проверка задания.

(Каждая группа представляет классу свой список
прав. Некоторые из прав будут повторяться).
Скажите, пожалуйста, случайно ли, что некоторые
права повторялись во всех группах?
Можно ли сгруппировать некоторые права?
А теперь сопоставьте список прав вашей страны с
Всеобщей декларацией прав человека. Отметьте
статьи Декларации.
Каковы различия и каково сходство между вашим
списком и Декларацией?
Случайно ли это сходство?
(Доп. Назовите три права, по вашему мнению,
которые являются наиболее важными, без которых
вы не могли бы прожить в своей стране.)
(Повлияла ли нынешняя ситуация в нашей стране
на ваш выбор? Если да – почему? Если нет – почему?)

Обобщение: Следовательно, права
основаны на потребностях людей. Права человека
являются частью всей человеческой деятельности.
Труд, успехи, достижения, победы, результаты
работы, конфликты в мире, споры – все это
часто освещается в средствах массовой
информации.

4. Домашнее задание

Предлагаю вам дома в группе или в парах
составить проект газеты по правам человека. Для
этого необходимо будет познакомиться со
статьями газет, журналов для того, чтобы
подобрать материал, относящийся к правам
человека по трем разделам: нарушение, защита,
реализация прав человека.
Например, в районной газете «Кольское слово» в
статье «Экономично, централизованно,
экологично» рассказывается о строительстве на
территории Кольского района Мурманской ТЭЦ-2.
Благодаря этому объекту жители района будут
получать тепло, следовательно здесь реализация
прав людей на комфортное жилье.
Статьи «Смертельный выезд» и «Высота вору не
помеха» отражают раздел нарушение прав
человека, т.к. в результате правонарушений
пострадали люди и имущество.
Название статьи «Защитить себя от гриппа»
подтверждает важность раздела по защите прав
человека.
Придумайте название своей газеты, можно
поместить плакаты, стихотворения, карикатуры,
объявления, репортажи, а также другой материал о
положении прав человека. Сдать газету необходимо
будет на первом уроке II четверти.

Мы изучили большой раздел «Закон и право», где
узнали, что такое право, его формы и структура,
функции права, как можно защитить себя, в
какие суды обратиться как правильно написать
исковое заявление.
Повторили отрасли права, виды юридической
ответственности, дали характеристику
правовой норме. Вспомнили особенности и
структуру основного закона. И сейчас предлагаю
вам задание на закрепление темы.

5. Тестирование «Поведение человека в
правовой сфере»

I вариант

1. Что такое право?

А) правила поведения, освященные обычаем;
Б) общеобязательные нормы, установленные
государством;
В) представление общества о добре и зле;
Г) правило, сложившееся в результате длительного
применения.

2. Основы общественного и экономического строя
РФ закреплены в документе –

А) Конституции;
Б) Гражданском кодексе;
В) указе Президента;
Г) Федеральном законе.

3. Согласно ныне действующей Конституции РФ
принцип равенства перед судом распространяется
на

А) всех лиц, проживающих на территории РФ;
Б) только граждан РФ;
В) лиц, достигших совершеннолетия;
Г) лиц, ранее не имевших судимости.

4. Административным правонарушением является:

А) производство поддельных продуктов питания;
Б) дача взятки чиновнику;
В) присвоение чужого изобретения;
Г) неоплаченный провоз багажа.

5. Если гражданин был уволен с работы, то для
определения законности увольнения он должен
обратиться

А) в парламент;
Б) к правительству;
В) к президенту;
Г) в суд

6. Отрасль права, регулирующая имущественные
споры граждан

А) семейное;
Б) избирательное;
В) административное;
Г) гражданское.

7. В правовом государстве права и свободы людей
гарантируются:

А) правительством;
Б) парламентом;
В) милицией;
Г) законом.



II вариант

Установленные и охраняемые государством
обязательные правила поведения называются

А) правом;
Б) традицией;
В) моралью;
Г) религией.

2. Одной из функций права в обществе является:

А) увеличение доходов граждан;
Б) формирование политического сознания;
В) выражение интересов социальных групп;
Г) закрепление основ государственного
строя.

3. Административное правонарушение



А) забастовка на транспорте;
Б) неявка на работу бригадира шахтеров;
В) курение студентов в учебной аудитории;
Г) ложный телефонный звонок об угрозе взрыва.

4. Решению в высшем Арбитражном Суде РФ подлежат
вопросы о

А) трудовых спорах;
Б) спорах между хозяйственными субъектами;
В) политических программах;
Г) территориальных спорах между государствами.

5. Гарантии гражданам на судебную защиту их прав
закрепляет:

А) президент РФ;
Б) Конституция РФ;
В) Трудовой кодекс РФ;
Г) Верховный Суд РФ.

6. Оказание профессиональных юридических услуг
населению, представление в суде интересов
граждан входит в полномочия общественной
организации:

А) прокуратуры;
Б) министерства юстиции;
В) нотариата;
Г) адвокатуры.

7. Конституция любой страны представляет собой:

А) кодекс, содержащий все законы страны;
Б) доктрину внешней политики государства;
В) основной закон государства;
Г) сборник программ парламентских партий.

III вариант

1. Что относится к источникам права:

А) публикация в СМИ о военной службе;
Б) воспоминания известного флотоводца;
В) обращение военнослужащих в Комитет солдатских
матерей;
Г) приказ Министерства обороны.

2. Область общественных отношений, связанную с
предпринимательской деятельностью, регулирует
правовой документ:

А) Гражданский кодекс РФ
Б) Трудовой кодекс РФ;
В) Закон РФ «Об образовании»;
Г) всеобщая декларация прав человека.

3. Отрасль права, регулирующая отношения по
поводу заключения брачного договора – это право

А) административное;
Б) трудовое;
В) уголовное;
Г) семейное.

4. Понятия «необходимая самооборона», «виновное
деяние» характеризуют право:

А) конституционное;
Б) избирательное;
В) экологическое;
Г) уголовное.

5. Единственным источником власти Конституции
РФ провозглашает

А) Президента РФ;
Б) могонациональный народ РФ;
В) Федеральное Собрание РФ;
Г) Конституционный Суд РФ.

6. Право граждан РФ на судебную защиту
гарантирует

А) Конституция РФ;
Б) органы МВД;
В) уполномоченный по правам человека;
Г) Генеральный прокурор РФ.

7. К полномочиям Конституционного Суда РФ
относится:

А) экспертиза нормативных актов на их
соответствие основному закону;
Б) рассмотрение экономических споров с участием
государства;
В) принятие федеральных законов;
Г) внесение поправок в Конституцию.

IV вариант

1. Конституция является

А) доктриной внешней политики государства;
Б) основным законом государства;
В) кодексом законов страны;
Г) формой государственной власти.

2. Только правовую норму характеризует:

А) принятие соответствующим
государственным органом;
Б) соответствие принятым в обществе
представлениям о добре и зле;
В) обеспеченность силой общественного мнения;
Г) соответствие ритуалам и традициям;

3. Основанием для ограничения права гражданина
быть избранным на пост президента РФ является:

А) пол;
Б) размер годового дохода;
В) профессия;
Г) возраст.

4. Суд устанавливает материальное возмещение
морального вреда на основе

А) Административного кодекса;
Б) Гражданского кодекса;
В) Уголовного кодекса;
Г) Семейного кодекса.

5. Если суд признал гражданина В. виновным в
совершении преступления и вынес приговор, то
пересмотреть это решение по апелляции
гражданина В. может:

А) отделение милиции, арестовавшее гражданина;
Б) Уполномоченный по правам человека РФ;
В) вышестоящий суд;
Г) комиссия при Президенте РФ

6. Видом дисциплинарной ответственности
является:

А) лишение специального права;
Б) увольнение;
В) лишение свободы;
Г) штраф

7. Источником права в РФ считают:

А) теоретически обоснованные и получившие
практическое подтверждение исследования
ученых-правоведов;
Б) нормативно-правовой акт, содержащий
общеобязательные правила поведения;
В) совокупность представлений людей о добре
и зле, о должных нормах общения между людьми;
Г) ежегодное послание Президента РФ парламенту и
правительству.

V вариант

1. Источником (формой) права является:

А) нормативный правовой акт;
Б) правоотношение;
В) юридическое лицо;
Г) физическое лицо.

2. Нормами трудового права регулируется
ситуация:

А) Иван Иванович подал заявление о
получении очередного отпуска;
Б) Сергей Петрович подал в ЗАГС заявление о
разводе;
В) Мария Ивановна усыновила осиротевшего
племянника;
Г) Светлана Петровна составила завещание.

3. Суд устанавливает меру ответственности в
виде материального возмещения морального вреда
на основе … кодекса:

А) Административного;
Б) Гражданского;
В) Уголовного;
Г) Семейного

4. Вступление в должность президента РФ
предполагает принесение присяги:

А) народу России;
Б) Правительству РФ;
В) Федеральному Собранию РФ;
Г) Конституционному Суду РФ

5. Вернувшись с дачи после летнего отдыха,
семья Г. обнаружила, что их квартира
ограблена. Им нужно обратиться с заявлением о
краже в

А) дирекцию по эксплуатации здания;
Б) отделение милиции;
В) юридическую консультацию;
Г) органы местного самоуправления.

6. Юридической ответственностью называют
применение к правонарушителю

А) мер государственного принуждения за
совершенное противоправное деяние;
Б) общественного взыскания;
В) мер дисциплинарного воздействия (выговор,
замечание);
Г) взыскания алиментов, если человек не исполняет
возложенной на него обязанности по воспитанию и
содержанию детей.

7. Принцип гласности суда предполагает:

А) знакомство обвиняемого с итогами
расследования;
Б) презумпцию невиновности;
В) присутствие публики на судебном процессе;
Г) состязательность судебного процесса.

Взаимопроверка по группам – «белые» передают
«красным», «красные» передают «синим», «синие»
передают «белым».

Предлагаю проверить работы, рассчитывая на
честность, беспристрастность и полагаясь на
совесть каждого. Ведь любой ваш поступок –
это отражение усвоенных на уроке моральных
ценностей и норм.

6. Обобщение

Изменения в политической сфере нашего общества
требуют от граждан знаний правовых основ. Каждый
выпускник школы является потенциальным
гражданином. А каждый гражданин должен знать
свои права и обязанности, уметь их реализовывать
и защищать в повседневной жизни. Мы с вами
завершили изучение очень важного для жизни
раздела. В словах «право» и «закон» по 5
букв, приведите не менее пяти аргументов
важности изучения права. (Гарантия,
безопасность, защита, свобода, справедливость,
демократия, равноправие, независимость)

Всем спасибо работу. И особенно благодарю
самых активных первооткрывателей до
сегодняшнего дня неведомых нам стран …



Приложения




Следующий: