Повторительно-обобщающий урок Политическая система и ее роль в жизни современного общества 11-й класс

Тема урока: «Политическая система и её
роль в жизни современного общества ».

Цель урока: систематизировать,
обобщить и закрепить знания учащихся по теме
«Политическая
система и ее роль в жизни современного общества».

Задачи урока:

  • Образовательная – повторить, обобщить и
    закрепить материал по теме: «Политическая
    система и ее роль в жизни современного общества».
  • Развивающая – развивать у учащихся умение
    работы в группе, выражать свои собственные
    взгляды, аргументировать, вести дискуссию;
    развивать навыки решения практических задач.
  • Воспитательная – воспитывать у учащихся
    осознанное отношение к своим правам, уважение к
    закону.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: групповая работа

Оборудование: Плакаты: «Политическая
система современного общества», тексты
Конституция Российской Федерации и « Всеобщей
декларации прав человека», тесты, бланки заданий.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

Человек, живущий в государстве, как в древнем,
так и современном, неизбежно включается в
политическую жизнь страны. В ней можно
участвовать активно (сознательно и
целенаправленно добиваться влияния на власть)
или пассивно (целенаправленно или неосознанно
игнорировать власть). Совсем скоро вы сами
сможете оказывать влияние на политическую жизнь
в городе, стране через выборы, опросы населения,
участие в политических партиях. А для того, чтобы
влиять на политику сознательно, человек должен
ориентироваться в политической жизни
государства.
Дорогие ребята! Последние наши уроки
обществознания были посвящены изучению темы
«Политическая система и её роль в жизни
современного общества ». Целью урока сегодня
является систематизация и закрепление в игровой
форме полученных знаний по данной теме. Для этого
мы разделились на три команды. (Представление
команд.)

II. Проверка знаний учащихся

Дорогие ребята! В данных папках находятся ваши
задания и необходимые для работы документы.
Желаю всем показать глубокие прочные знания и
получить в конце урока только положительные
оценки! Итак, мы начинаем!

1. А что же такое политическая система общества?
(– Это механизм формирования и реализации
политической власти, признанного обеспечить
интеграцию различных слоев населения,
стабильность, целостность и развитие общества.

– Это совокупность государственных, партийных
и общественных органов и организаций,
участвующих в политической жизни страны.)

2. Вспомните, какие ключевые понятия мы изучали
с вами по данной теме? (Государство, демократия,
правовое государство, монархия, республика,
право, выборы, конституция, референдум и т.д.)

Задание №1: «Блиц-опрос». Дайте
определения важнейших понятий, связанных с
политической жизнью общества». (Приложение
1
)

3. Какой институт политической системы
является, в вашей точки зрения, главным? Почему? (Государство
имеет право на официальное представительство в
нутрии страны и международной арене, на создание
обязательных к исполнению всеми гражданами
законов и других нормативных актов, на
осуществление правосудия, а значит верховенство
и независимость государственной власти.)



4. Ребята, а все ли государства на нашей планете
одинаковы? Чем они могут отличаться друг от
друга? (Размерами, количеством населения,
формами правления, политическими режимами и т.д.)

С древнейших времен до сегодняшних дней ученые
не имеют однозначного ответа на вопрос: «Почему
возник этот общественный институт –
государство?». Впрочем для обществознания
подобная ситуация скорее характерна, чем
исключительна. Так появились теории
происхождения государства. С некоторыми
теориями происхождения государства мы с вами
знакомы.

Задание №2: «Определите, какие теории
происхождения государства кратко изложены
ниже!». (Приложение 2)

В своих сравнениях государств, вы отметили, что
они могут быть различными по форме правления.

Задание №3: «Заполните схему и дайте
объяснение». (Приложение 3)

4. В своих ответах о различии государств, вы
упомянули понятие «политические режимы».
При каких социально-политических условиях
личность приобретает возможность оказывать
действенное влияние на политическую власть, а
при каких будут слепо подчиняться властвующим
структурам? Итак, вы упомянули: демократический
режим, авторитарный режим, тоталитарный режим.

Задание №4: «Приведите в соответствие
типы политического режима с их характеристикой».
(Приложение 4)

5. Ребята? А каким государством согласно нашей
Конституции является наша страна?

Задание №5: «Опираясь на 1 Главу
Конституции РФ, дайте характеристику нашему
государству ». Вам предлагается ответить на 10
вопросов теста. (Приложение 5)

6. Следующий вопрос: Кто является главой нашего
государства? А любой ли гражданин может быть
главой нашей страны? А знакомы ли вам полномочия
Президента РФ? А вот это мы сейчас проверим!

Задание №6: «Укажите на ошибки в
тексте « Рабочий день Президента РФ». (Приложение
6
)

7. На предыдущих уроках мы обсуждали с вами
вопрос о законодательном процессе и о том, кому в
нашей стране принадлежит законодательная
инициатива.

Задание №7: «А сейчас мне предстоит
проверить, хорошо ли вы запомнили данный
механизм. (Приложение 7)

8. Подскажите мне, какой документ признается в
современном мире «Международным эталоном прав и
свобод человека »? («Всеобщая декларация прав
человека»)
А знаете ли вы когда отмечается День прав
человека? (10 декабря)

Задание №8: «Определите, какое право
сказочного героя нарушено и закончите фразу.
Информация к размышлению: «Всеобщая декларация
прав человека». (Приложение 8)

III. Заключительное слово. Подведение
итогов




Следующий: