Повторительно-обобщающий урок по курсу Мой город, бизнес-тур Моя столица


Цели:

- обобщение и систематизация знаний по курсу
“Мой город”;

- формирование способности переноса знаний и
умений в новые ситуации;

- социализация учащихся, приобщение к
практической деятельности.

Участники:

- учащиеся 5-ого класса, в том числе:

защита проекта — две команды по 5 человек (всего
10 чел.),

блиц – турнир — две “группы поддержки” по 10
человек (всего 20 чел.).

(Примечание: форма урока позволяет
участвовать разновозрастным командам
)

Оборудование:

- большая схема г.Чебоксары

- раздаточные схемы города для команд (2)

- фотофрагменты достопримечательностей города

- “маршрутные карты” для команд

- конверты с заданиями (2)

- “древо познания”

- интеллектуальная валюта “чебо”
(достоинством от 1-ого до 5-ти “чебо”)

- значки – символы для рефлексии

- призы для награждения

- маркеры

- канцелярские иголки

Подготовительный этап.

1. Формирование команд и групп поддержки.

2. Домашнее задание для команд и групп
поддержки.

Д/з. Участники должны знать:

- достопримечательности и архитектурные
памятники города (церкви, монастыри, здания
гражданской архитектуры);

- имена известных людей (писателей, поэтов,
спортсменов);

уметь:



- находить на схеме города главные городские
магистрали;

- соотносить памятники с их местоположением на
схеме города.

- обозначать маршрут движения общественного
транспорта

3. Составление “маршрутных карт”,
подготовка конвертов с заданиями и
оборудованием для команд. (В маршрутной карте
содержится задание для команды; в конверте, кроме
неё, — схема города и фотофрагменты пяти
достопримечательностей Чебоксар. Внимание! В
каждом конверте – одна “белая ворона”, это
изображение памятника, находящегося в другом
городе.)

4. Разработка вопросов для “групп
поддержки”. (Вопросы связаны с историей, с
именами известных людей Чебоксар, с
достопримечательностями города).

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя:

- Сегодня у нас необычный урок. Он
называется “бизнес-тур”. С учебником “Мой
город” мы путешествовали по улицам и проспектам
нашей столицы. Мы знакомились с её историей и
географией, культурой, главными
достопримечательностями, узнали о чувашских
поэтах и писателях, учёных и спортсменах. А
сегодня – заключительное путешествие, в ходе
которого участникам предстоит
продемонстрировать свои знания о родном городе.
А при этом – ещё и сделать маленький бизнес:
заработать интеллектуальную валюту “чебо” и
выгодно её вложить.

II. Проектная деятельность.

1.

Инструктаж команд. (См. “Маршрутная
карта”).

Маршрутная карта.

1 задание.



На схеме города разместите фотофрагменты
известных вам достопримечательностей.

Каждый фрагмент имеет номер, отметьте эти
номера на схеме там, где они должны находиться.
(За каждый правильный выбор – 3 “чебо” в копилку
команды).

2 задание.

Проложите оптимальный маршрут экскурсии для
знакомства с этими достопримечательностями.
Обозначьте его стрелками с помощью маркеров.

Назовите улицы, по которым проложен ваш
маршрут. (До 5 “чебо”).

3 задание.

Назовите номера городского транспорта, которым
можно воспользоваться, чтобы проследовать
этим маршрутом. (До 5 “чебо”).

2.

Выполнение заданий командами. (5 мин.)

3

. Блиц – турнир: работа с группами
поддержки
(пока команды выполняют задание).

(См. “Древо познания”).

“Древо познания”.

На “древе познания”, листья — это
“чебо” с вопросами. Таким образом, отвечая на
вопросы, группы могут оказать своим командам
существенную помощь – заработать
дополнительные деньги.

4. Защита проектов.



1) Первый участник команды показывает
на схеме города размещение
достопримечательностей и комментирует выбор
команды. (Внимание! Если на схему попадает “белая
ворона”, то команда лишается 5 “чебо”).

2) Второй участник показывает и
объясняет маршрут, выбранный командой для
знакомства с достопримечательностями.

3) Третий участник называет номера
общественного транспорта (троллейбусов,
автобусов, маршрутных такси), которыми можно
воспользоваться, чтобы добраться до этих
достопримечательностей.

После защиты у членов команды есть
возможность заработать “быстрые деньги”. Это
конкретные вопросы, связанные с содержанием
маршрута, стоимостью в 1 “чебо”.

III. Вложение капитала.

Каждая команда должна решить, куда
вложить деньги: потратить их на оценки или
принять участие в аукционе.

1. Покупка оценок за урок: “5”- за 5 “чебо”, “4” -
за 4 “чебо” и т.д.

2. Аукцион “Кот в мешке”.

На аукционе команды могут потратить
заработанные деньги, купив “кота в мешке”.
“Коты в мешках” — это разнообразные призы:
сувениры, календари, конфеты. (Ведущий называет
стартовую цену, команды и болельщики выкупают
призы, не зная, что находится в “мешке”
.).

IV.

Заключительное слово учителя.

Чувашская поговорка гласит: “Каковы
дети – таков и народ”. Сегодня всем участникам
бизнес – тура удалось не просто совершить
путешествие по родному городу, но и
продемонстрировать знания о своей столице,
проявить смекалку, предприимчивость, умение
работать в команде.

В нашем учебнике приводится известное
высказывание Плутарха: “Что до меня, то я живу в
небольшом городе и, чтобы не сделать его ещё
меньше, собираюсь в нём жить и дальше”.

Перефразируя эту цитату, хотелось бы
сказать так: “Я знаю свой город, свою столицу, и,
чтобы сделать её известной всему миру, я
собираюсь умножить славу своего народа”.

V.

Рефлексия.

Учитель предлагает учащимся поместить
на “Древо познания” значки – символы радостных,
грустных или равнодушных лиц, отражающие
эмоциональное состояние после урока.




Следующий: