Повторительно-обобщающий урок по истории Великой Отечественной войны

Цель урока:

повторить и закрепить учебный
материал по истории Великой Отечественной войны
Советского Союза.

Тип урока

: урок проверки, контроля и
коррекции знаний, умений, навыков.

Оборудование:

на каждой парте Атлас истории
(10 – 11 классы); каждому ученику выдаётся комплект
заданий:

1) выдержки из документов;
2) таблица «Основные события Второй мировой и
Великой Отечественной войн» и вопросы к таблице;
3) тестовые задания по вариантам.

1 этап.

Проводится устная работа с
учащимися всего класса по документам №№ 1, 2, 3. По
документу № 4 индивидуальное задание получают
три ученика, которые дают устные ответы.

Выдержки из документов.

Документ № 1.

Прочтите отрывок из приказа Верховного
Главнокомандующего (1943 г.) и укажите названия
городов, о которых идёт речь в приказе.

«Отразив все попытки прорваться к Курску… наши
войска сами перешли в наступление и 5 августа,
ровно через месяц после начала июльского
наступления немцев, заняли _______ и ______… Сегодня 5
августа, в 24 часа столица нашей Родины Москва
будет салютовать нашим доблестным войскам,
освободившим _________ и _________, двенадцатью
артиллерийскими залпами из 120 орудий».

1) Новгород и Луга;
2) Минск и Бобруйск;
3) Орёл и Белгород;
4) Киев и Гомель.

Документ № 2.

Прочитайте отрывки из воспоминаний маршала Г.К.
Жукова и А.М. Самсонова и вставьте пропущенное в
тексте название города.

«В битве под _______ гитлеровцы потеряли в общей
сложности более полумиллиона человек, 1300 танков,
2500 орудий, более 15 тысяч машин и много другой
техники. Немецкие войска были отброшены от _________
на запад на 150-300 километров.

Когда меня спрашивают, что больше всего
запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю:
битва за_______ …

Выражая глубокую благодарность всем
участникам битвы за __________, оставшимся в живых, я
склоняю голову перед светлой памятью тех, кто
стоял насмерть, но не пропустил врага к
городу-герою________».

(Г.К. Жуков)

«С 22 июля по 15 августа 1941 года фашистская
авиация совершила 18 ночных налетов на _______. В
восьми из них участвовало до 120-200
бомбардировщиков, а в десяти – по 50-80 самолётов.
Достигнуть цели удалось лишь отдельным
бомбардировщикам: за всё это время из 1700
самолётов к________ прорвалось около 70, уничтожено
же было до 200 немецких самолётов».

Документ № 3.

Прочтите отрывок из воспоминаний маршала В.И.
Чуйкова и укажите, о какой битве идёт речь.

«Несмотря на громадные потери, захватчики
лезли напролом. Колонны пехоты на машинах и
танках врывались в город. По-видимому гитлеровцы
считали, что участь его решена, и каждый из них
стремился как можно скорее достичь Волги, центра
города и там поживиться трофеями… Наши бойцы…
выползали из-под немецких танков, чаще всего
раненые, на следующий рубеж, где их принимали,
объединяли в подразделения, снабжали, главным
образом боеприпасами, и снова бросали в бой».

1) Московской;
2) Сталинградской;
3) Курской;
4) Берлинской.

Документ № 4.

Прочтите отрывок из исторического источника и
кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы
предполагают использование информации из
источника, а также применение исторических
знаний по курсу истории соответствующего
периода.

«В воздух взвились тысячи разноцветных
ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов,
расположенныx через каждые 200 метров. Более 100
миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя
противника и выхватывая из темноты объекты атаки
для наших танков и пехоты. Это была картина
огромной впечатляющей силы…

Гитлеровские войска были буквально потоплены в
сплошном море огня и металла. Сплошная стена пыли
и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные
лучи зенитных прожекторов не могли её пробить.
Наша авиация шла над полем боя волнами…

Однако противник, придя в себя, начал оказывать
противодействие со стороны Зееловских высот
своей артиллерией, миномётами… появилась группа
бомбардировщиков. И чем ближе подходили наши
войска к Зееловским высотам, тем сильнее
нарастало сопротивление врага…

20 апреля, на пятый день операции, дальнобойная
артиллерия… открыла огонь… Начался
исторический штурм…»

С1.

К какому периоду истории страны относятся
описанные в тексте события? Укажите
хронологические рамки этого периода. О каком
сражении идёт речь?

С2.

Что по тексту и на основе знаний по истории
вы можете сказать об особенностях этого
сражения? Какое отношение к нему имел маршал
Жуков?

С3.

Какое значение имело это сражение? Какие
события за ним последовали?

2 этап.

Учащиеся самостоятельно
заполняют таблицу «Основные события Второй
мировой и

Великой Отечественной войн». После того, как
сданы таблицы, проводится устная проверка
выполненной работы.

«Основные события Второй мировой и
Великой Отечественной войн».

Таблица.


Период

Вторая мировая война

Великая Отечественная война

1-й

2-й

3-й

4-й

«Основные события Второй мировой и
Великой Отечественной войн».

Вопросы к таблице.

  1. Не всюду гитлеровцам удалось безнаказанно
    перейти границу, ставшую линией фронта.
    Сопротивлялись погранзаставы. Больше месяца
    сопротивлялся гарнизон Брестской крепости,
    защитники Таллина. В летопись войны вписаны
    славные страницы героической обороны Одессы,
    Севастополя, Ленинграда, Киева, Мурманска. Но в
    июне-июле Гитлер и его генералы были уверены, что
    их план будет осуществлён раньше срока.
  2. Непрерывным потоком следовали грузы на восток,
    а навстречу шли эшелоны с войсками и вооружением.
    На десятки километров за линией фронта сгоревшие
    составы просто сбрасывались с путей, чтобы
    пропустить другие. Использовался также водный
    транспорт и другие средства передвижения.
  3. 7 декабря японская эскадра, в составе которой
    было 6 авианосцев, скрытно подошла к главной базе
    тихоокеанского флота США в Перл-Харборе.
    Самолёты, поднявшиеся с этих авианосцев, нанесли
    сокрушительный удар по американским линкорам. В
    этот же день японские войска начали продвижение
    на Таиланд, английские колонии Малайю и Бирму.
  4. В октябре город был объявлен на осадном
    положении. Командование Западным фронтом принял
    генерал Г.К. Жуков. Он сумел стянуть все наличные
    силы и создать линию обороны. На строительство
    укреплений были срочно мобилизованы десятки
    тысяч человек, в большинстве женщины. Теперь в
    бой вступали войска, переброшенные из глубины
    страны. На Волоколамском направлении
    выдвинулась дивизия генерала Панфилова,
    сформированная в Казахстане, на Бородинском поле
    встретила врага дивизия сибиряков полковника
    В.И. Полосухина.
  5. В Генеральном штабе, в штабах фронтов в глубокой
    тайне разрабатывался план контрнаступления.
    Силами двух фронтов (командующие – генералы К.К.
    Рокоссовский и А.И. Ерёменко) предполагалось
    окружить группировку врага и разгромить её.
    Скрытно накапливались войска. На участках
    прорыва создавалось значительное превосходство
    в артиллерии и танках. Наиболее слабыми
    участками немецкой обороны были фланги, которые
    обороняли в основном румынские и итальянские
    войска. 19 ноября сильный удар артиллерии
    ознаменовал начало наступления, а 23 ноября после
    ожесточённых боёв войска двух фронтов сомкнули
    кольцо в районе г. Калач. В окружении оказалась
    вражеская группировка, насчитывавшая свыше 300
    человек.
  6. Бронированные танковые клинья противника
    нацелились с юга и с севера навстречу друг другу.
    Массы танков и штурмовых орудий при поддержке
    авиации устремились на позиции советских войск.
    С первых же километров завязалось ожесточённое
    сражение. Были задействованы все стволы орудий,
    миномётов, танков, САУ, противотанковых ружей.
    Наибольшего успеха немцы достигли на
    Воронежском фронте, продвинувшись на 35
    километров. 12 июля завязалось ожесточённое
    сражение под Прохоровкой, самое крупное в
    истории войны таковое сражение с участием 1200
    танков и САУ.
  7. 6 июня началась высадка союзников в Нормандии
    под командованием генерала Эйзенхауэра.
    Побережье Северной Франции было хорошо
    укреплено, и немецкое командование знало о
    готовящейся операции. Союзникам, однако, удалось
    дезинформировать противника относительно места
    проведения основной десантной операции. Их ждали
    у Па-де-Кале, в самой узкой части пролива, а они
    высадились на песчаных пляжах Нормандии. В
    операции участвовало 2,9 миллиона солдат.
  8. Одна из крупномасштабных операций называлась
    «Багратион». Характерными для этой и других
    операций были наше превосходство в живой силе и
    особенно в технике, скрытность подготовки,
    отлаженное снабжение войск и обеспечение их
    средствами передвижения. В ходе операции
    окружались крупные группировки противника,
    советские войска выходили к Государственной
    границе СССР.
  9. 4-11 февраля состоялась встреча «большой тройки».
    На конференции был рассмотрен вопрос о будущем
    Германии. Было решено добиваться безоговорочной
    капитуляции Германии с её последующей
    оккупацией. В число участников оккупации была
    включена Франция. На этой же конференции были
    оговорены условия участия СССР в войне с Японией.
  10. Ранним утром 16 апреля началось генеральное
    наступление. Перед 1-м Белорусским фронтом
    находились сильно укреплённые в несколько линий
    Зееловские высоты. Они закрывали дорогу на
    немецкую столицу. Замысел Жукова заключался в
    чередовании залпов артиллерии со световыми
    залпами мощных прожекторов, способных ослепить
    противника.
  11. 17 августа Тайный императорский совет признал,
    что вступление в войну СССР не оставляет никакой
    надежды на почётный мир. Император Хирохито
    выступил с заявлением о капитуляции. Однако
    Квантунская армия ещё продолжала сопротивление.
    Советские морские десанты высаживались на Южном
    Сахалине, Курилах, в Северной Корее, в
    Порт-Артуре. Воздушные выбрасывались в Мукдене и
    Харбине. По требованию советской стороны
    главнокомандующий генерал О. Ямада отдал
    Квантунской армии приказ о прекращении
    сопротивления.

3 этап.

Учащиеся выполняют тестовые
задания. После выполнения этого вида работы они
меняются тетрадями и друг у друга проверяют
правильность выполнения задания. (Ключ к тестам
заранее готовит учитель и записывает на доске).

1 вариант.

1. Контрнаступление советских войск под
Сталинградом началось:


1) 5 декабря 1941 г.;
2) 19 ноября 1942 г.;
3) 5 июля 1943 г.;
4) 6 июня 1944 г.

2. Расположите в хронологической
последовательности следующие события:


1) танковое сражение под Прохоровкой;
2) прорыв блокады Ленинграда;
3) контрудар Красной Армии под Москвой;
4) операция «Багратион».

3. Положение мирного населения в тылу в годы
войны характеризовалось:


1) снабжением продуктами по карточкам, резким
снижением личного потребления;
2) разрешением свободной торговли продуктами и
промтоварами;
3) запрещением женского и подросткового труда;
4) сокращением продолжительности рабочего дня.

4. Важнейшей причиной срыва плана немецкого
наступления в Курской битве является:


1) упреждающий удар советской артиллерии;
2) вступление в бой резервных сибирских дивизий;
3) окружение основной массы немецких войск;
4) удар партизанских соединений в тыл немцев.

5. Что из указанного не относится к последствиям
победы в Великой Отечественной войне и Второй
мировой войне:


1)сохранение целостности и независимости СССР
как единого государства;
2) создание условий для уничтожения фашизма в
Европе;
3) присоединение к СССР территории Западной
Пруссии;
4) создание условий для возрождения государств,
оккупированных в годы войны.

6. Какая из названных военных операций
относится к заключительному этапу Великой
Отечественной войны?


1) Смоленское сражение;
2) Битва за Москву;
3) Сталинградская битва;
4) Корсунь-Шевченковская операция.

7. Какие территориальные изменения произошли в
Европе после окончания Второй Мировой войны:


1) Западная Украина отделена от СССР;
2) Рейнская область присоединена к Франции;
3) Прибалтика присоединена к Финляндии;
4) Восточная Пруссия разделена между Польшей и
СССР.

8. Кто их названных военачальников был одним
из руководителей Берлинской операции,
завершившей Великую Отечественную войну?

1) Г.К. Жуков;
2) А.И. Ерёменко;
3) С.А. Ковпак;
4) Р.Я. Малиновский.

9. Издание И.В. Сталиным приказа № 227 «Ни шагу
назад!» было вызвано угрозой:


1) захвата немцами Крыма;
2) нового прорыва немцев под Москвой;
3) потери Сталинграда и выхода немцев к Волге;
4) захвата немцами Ленинграда.

10. Какое событие Великой Отечественной войны
относится к 1945 г.?


1)снятие блокады Ленинграда;
2) битва за Берлин;
3) освобождение Крыма;
4) освобождение Минска.

11.Какое из названных событий произошло в 1943 г.?


1) Смоленское сражение;
2) полное освобождение Ленинграда от блокады;
3) объявление СССР войны Японии;
4) Курская битва.

12. 5-6 декабря 1941 г. началось контрнаступление
Красной армии под:


1) Киевом;
2) Москвой;
3) Ленинградом;
4) Сталинградом.

13. Центральным вопросом в работе Потсдамской
конференции был вопрос о (об):


1)послевоенном устройстве Европы и судьбе
Германии;
2) создание антифашистской коалиции;
3) открытие Второго фронта в Европе;
4) планах окончательного разгрома фашистской
Германии.

2 вариант.

1. Контрнаступление Красной Армии в Московской
битве началось:


1) 6 декабря 1941г.;
2) 19 ноября 1942г.;
3) 6 июля 1941 г.;
4) 16 апреля 1942г.

2. Расположите в хронологической
последовательности следующие события:


1) Сталинградское сражение;
2) открытие Второго фронта в Европе;
3) операция в Перл-Харбор;
4) битва на Курской дуге.

3. Укажите, какая из перечисленных мер не
проводилась (-ось) в 1941-1945 гг.:


1) отмена выходных дней;
2) трудовая мобилизация населения;
3) введение карточек на продовольственные и
промышленные товары для населения;
4) разрешение использовать труд детей с 10-летнего
возраста.

4. Одной из причин поражения Красной Армии в
первые месяцы Великой Отечественной войны
являлось:


1) абсолютное военное превосходство Германии
над СССР;
2) стремление руководства СССР к соглашению с
Германией;
3) ведение военных действий на территории
противника;
4) уничтожение в ходе репрессий в предвоенные
годы высшего командного состава Красной Армии.

5. СССР в результате боевых действий против
Японии в 1945 г.:


1) вернул территории, отошедшие от России к
Японии по Портсмутскому миру;
2) временно оккупировал остров Хоккайдо;
3) добился выплаты компенсации за КВЖД;
4) заключил мирный договор с Японией.

6. В ходе какой битвы произошло крупнейшее
танковое сражение Великой Отечественной войны:


1) Битвы за Москву;
2) Сталинградской битвы;
3) Курской битвы;
4) Битвы за Берлин.

7. Курская битва завершила коренной перелом в
ходе Великой Отечественной войны, так как:


1) стратегическая инициатива окончательно
перешла в руки Красной Армии;
2) гитлеровцы вывели свои войска из Прибалтики;
3) фашистская Германия потерпела первое крупное
поражение;
4) весной 1943 г. был открыт Второй фронт.

8. Укажите кодовое название плана германского
командования взятия Москвы:


1) «Барбаросса»;
2) «Цитадель»;
3) «Тайфун»;
4) «Багратион».

9. Какое событие произошло в январе 1944 года?


1) освобождение Ленинграда от блокады;
2) разгром немецких войск под Москвой;
3) взятие Берлина;
4) вступление СССР в войну с Японией.

10. Акт о безоговорочной капитуляции фашистской
Германии с советской стороны подписал Маршал
Советского Союза:


1) У.К. Жуков;
2) К.К. Рокоссовский;
3) И.С. Конев;
4) И.В. Сталин.

11. Тегеранская конференция лидеров трёх держав
состоялась в:


1) 1944 г.;
2) 1943 г.;
3) 1941 г.;
4) 1942 г.

12. Операция советских войск под названием
«Багратион» проводилась в 1944 г.:


1) в Белоруссии;
2) на Кавказе;
3) в Венгрии;
4) в Крыму.

13. На Тегеранской конференции было принято
решение:


1) о назначении Сталина командующим
объединёнными союзническими войсками;
2) о вступлении СССР в войну с Японией не позднее
чем через три месяца после окончания войны в
Европе;
3) об открытии Второго фронта;
4) о высадке экспедиционного корпуса в Африке.

Литература.

Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. История
России: XX – начало XXI в.: 11 кл. – М.: Просвещение, 2004.

  • Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические
    рекомендации к учебнику «История Отечества. XX –
    начало XXI в.»: 9 кл. – М.: Просвещение, 2003.
  • Единый государственный экзамен. Контрольные
    измерительные материалы. История. М.: Просвещение
    2002, 2003, 2004 годы.
  • В.Н. Шевелёв. Пособие для подготовки к единому
    государственному экзамену и централизованному
    тестированию по истории России. Изд. «Феникс»,
    Ростов-на-Дону, 2004.
  • Е.Н. Лобанова. История. Типовые тестовые задания.
    Учебно-практическое пособие. Издательство
    «Экзамен», М., 2004.
  • Л.Н. Алексашкина. История. Тренировочные тесты.
    Издательство «Эксмо», 2004.
  • Следующий: