Повторительно-обобщающий урок по истории в 5-м классе по теме: Древняя Греция

Задачи урока:

  • Образовательная: обобщать и систематизировать
    знания учащихся по данной теме.
  • Развивающая: способствовать развитию
    мыслительной деятельности, творческому
    потенциалу учащихся, умению работать в группах.
  • Воспитательная: поддерживать интерес к урокам
    истории, воспитывать чувство коллективизма,
    умение работать в группах, научить учащихся
    применять полученные знания в практике.
  • Оборудование:

    учебник А.А Вигасин, Г.И.Годер,
    И.С.Свенцицкая “История Древнего мира”,
    Г.И.Годер “Рабочая тетрадь по истории Древнего
    мира”, Г.И.Годер “Методическое пособие по
    истории Древнего мира”, В.Г. Петрович, Н.М.
    Петрович “Уроки истории 5-й класс”, Л.Л.
    Кочергина “ Поурочные планы 5-й класс”, Н.В.
    Кузьмина “Внеклассные мероприятия. 5-11-е
    классы”, В.В. Гукова, А.А.Кравченко “Технологии
    современного урока”.

    ХОД УРОКА

    1. Постановка задач и целей урока.

    - Итак, ребята, сегодня на уроке мы обобщим все,
    что мы знали о Древней Греции.

    2. Разминка/

    - А сейчас начнем с небольшой разминки!

    1. Где была расположена Древняя Греция?
    2. Перечислите природные особенности Древней
      Греции?
    3. Дайте определение понятию “Колония”?
    4. Кто был автором трагедии “Антигона”?
    5. В честь какого бога в Греции устраивались
      Олимпийские игры?

    - Молодцы! Вы сегодня хорошо подготовились к
    уроку!

    3. Физ.минутка.

    Учитель проводит зрительную гимнастику (3-5
    упражнений).

    4. Работа в тетрадях.

    - А сейчас для вас следующее задание:
    исторический диктант.

    (В тексте диктанта допущено 7 исторических
    ошибок. Учащимся нужно не только найти их,
    подчеркнув, но и надписать сверху правильный
    вариант ответа)

    Древняя Греция

    Древняя Греция расположена на Аппенинском
    полуострове и островах Эгейского моря. Теплый
    климат, широкие просторы способствовали занятию
    земледелием и скотоводством. Греки поклонялись
    множеству богов, но главными из них являлись
    Юпитер — Громовержец и бог моря Нептун. Постоянно
    соперничали между собой греческие города Афины и
    Спарта. Последний сейчас является столицей
    современной Греции. Эллада, как греки называли
    свою страну, дала миру демократию — форму
    правления, по которой сейчас живут в большинстве
    стран мира.

    Благодаря завоевательным походам Александра
    Македонского, жившего в V в. до н.э., и созданию
    греками колоний на побережье Средиземного и
    Черного морей, греческая культура
    распространилась в Европе, Азии, Африке (97 слов).

    5. Подумаем вместе.

    - Предположите, за что греки поставили памятник?

    Памятник

    Произошло это в Древней Греции. Как-то
    изголодавшийся длинноухий осел, самовольничая,
    аккуратно общипал часть кустов одного растения.
    Как тут разгневался хозяин, приговаривая: “Боже,
    самые лучшие, самые молодые веточки общипал!”.
    Прошло лето. Наступила осень. И тут греки вдруг
    решили поставить огромный памятник ослу. И
    поставили.



    - Осел общипал часть кустов винограда. Они и
    дали щедрый урожай.

    6. Конкурс “Кто лучше знает?”

    Класс делится на команды (по усмотрению
    учителя).

    Задание 1-й команде “О ком и о чем
    сказано?”

    1. Кому принадлежат следующие слова?

    Мать, черная земля многострадальная,
    С которой сбросил я позорные столбы,
    Рабыня раньше, а теперь свободная. Солон

    2. О каком событии идет речь?

    О, чужестранец, поведай спартанцам о нашей
    кончине:
    Верны законам своим, мы здесь костьми полегли. Фермопильский
    проход

    Задание 2-й команде “Проверь себя”

    1. Объясните смысл понятий и “крылатых”
    выражений?

    Полис, метек, акрополь, агора:

    - троянский конь,

    - ахиллесова пята,

    - нить Ариадны.


    2. Демократия, архонт, илот, ареопаг:

    - лаконичная речь,

    - гордиев узел,

    - марафонский бег.


    Задание 3-й команде “Прояви
    творчество”

    1. Представьте себе, что вы – экскурсовод,
    которому нужно познакомить чужестранцев с одним
    из прекраснейших мест Афин. Проведите экскурсию.
    (Картина “Афинский акрополь”)

    2. Оживите картину. Какие вопросы могли
    обсуждать на Народном собрании граждане Афин?
    (Картина “ Народное собрание в Афинах”)

    7. Презентация командами выполненного
    задания.

    - Молодцы! Все команды справились со своими
    заданиями!

    8. Физ.минутка, Фрагмент фильма DVD про
    Афины. (По усмотрению учителя)

    9. Итоговое тестирование.

    - Осталось последнее задание на этом уроке. Вам
    предстоит выполнить тест по теме “Древняя
    Греция”.

    ТЕСТ

    Не строили крепостных стен и великолепных
    храмов, запрещали ездить за границу и обедать
    дома в:

    а) Афинах

    б) Спарте

    в) Трое

    г) Коринфе

    2. Один из самых знаменитых поэтов Древней
    Греции Гомер создал произведения:

    а) “Илиада”

    б) “Антигона”

    в) “Персы”

    г) “Одиссея”

    3. Впервые в истории греки стали обозначать
    буквами:

    а) согласные звуки

    б) короткие односложные слова

    в) гласные звуки

    г) гласные и согласные звуки

    4. Человек, умеющий произносить речи и убеждать
    слушателей:

    а) стратег

    б) оратор

    в) академик

    г) поэт

    5. Афиняне называли управление в своем полисе:

    а) диктатурой

    б) демократией

    в) тиранией

    г) республикой

    6. Местом проведения конных состязаний на
    Олимпийских играх был:

    а) Акрополь

    б) Эрехтейон

    в) ипподром

    г) стадион

    Итог урока.

    - Ребята, мы с вами сегодня вспоминали Древнюю
    Грецию. Вам понравился наш урок?

    - Да!

    Домашнее задание не задается.




    Следующий: