Повторительно-обобщающий урок по истории в 5-м классе Древний Восток

Цели:

  • Проверить знания учащихся по теме «Древний
    Восток»;
  • Выявить умения учащихся систематизировать
    полученные знания; умение находить сходства и
    различия; соотносить исторические события с
    временем, когда они происходили, с историческими
    личностями;
  • Продолжить формирование умений и навыков
    работы учащихся.
  • Оборудование урока:

  • Карта «Древняя Индия. Древний Китай»;
  • Карта «Рост территорий в древности»;
  • Компьютер;
  • Мультимедиапроектор;
  • Интерактивная доска;
  • Авторская презентация Microsoft PowerPoint
  • Ход урока

    I. Организационный момент.

    1. Приветствие.

    2. Учет отсутствующих.

    II. Подготовка к повторительно-обобщающему
    урока.

    1. Вступительное слово учителя: (слайд № 1)


    Дорогие ребята! Мы с вами завершили изучение
    второго раздела Истории Древнего мира. Этот
    раздел называется «Древний Восток». И сегодня
    наша с вами задача проверить, как мы усвоили эту
    тему. Итак, мы начинаем!

    III. Повторение и обобщение.


    Учитель:

    Ребята! С какими государствами мы с
    вами познакомились при изучении раздела
    «Древний Восток»?

    Учащиеся за каждый свой ответ получают цветную
    фишку. В конце урока по количеству фишек ставится
    оценка за урок.

    (После ответов учащихся на доске высвечивается


    Слайд № 2)

    Далее следует работа по карте. Учащиеся
    показывают на карте древние государства Востока
    и дают им краткую характеристику:

    • Египет находится в северо-восточной Африке. По
      этой земле несет свои воды одна из самых больших
      рек в мире — Нил.
    • Вавилон располагался в самом центре Двуречья.
      Здесь близко сходились две главные реки Тигр и
      Евфрат, по которым в Вавилон купцы доставляли
      товары.
    • Финикия располагалась на восточном побережье
      Средиземного моря. Здесь не было крупных рек и
      плодородных земель. Положение Финикии было
      удобным для торговли.
    • Персидское царство возникло после захвата
      персами огромных территории всех государств, о
      которых мы говорили до этого. Самым
      могущественным царем Персии был Дарий I.
    • Индия расположена в Южной Азии. Берега ее с
      запада, юга и востока омывает Индийский океан. С
      севера ее границей служат Гималаи, самые высокие
      горы в мире.
    • Китай находится в Восточной Азии. В I
      тысячелетии до н.э. китайцы расселились между
      реками Хуанхэ и Янцзы.

    Учитель:

    Вы дали характеристику каждому
    государству. А что общего было у всех этих
    государств?

    (Ответы учащихся)

  • Все эти государства расположены по берегам
    крупных рек
  • Основное занятие населения — земледелие
  • В каждом из этих государств сложилась сильная
    власть, форма правления — монархия
  • Правитель был богом, отцом для своего народа
  • В каждом государстве была большая армия
    чиновников
  • Население делилось на группы, у каждой группы
    были свои обязанности и права
  • Образование было не для всех
  • Религия этих народов — языческая
  • В каждом государстве развивалась наука,
    искусство, сохранились древние памятники
  • Учитель

    задает учащимся вопросы по истории
    Древнего Египта:

    1. Кто является правителем Египта?
    2. Что означает понятие «Носить две короны»?
    3. Как называлась письменность Египта?
    4. Назовите одно из чудес света, которое находится
      в Египте?
    5. Для чего строили пирамиды?
    6. Кто из фараонов совершил самые крупные
      завоевания? (Слайд № 3)
    7. Чью гробницу обнаружила экспедиция Говарда
      Картера в нетронутом состоянии?
    8. О какой религиозной реформе идет речь? (Слайд
      № 4)

    Учащиеся

    рассказывают о раскопках
    гробницы Тутанхамона.

    Далее учащиеся работают со слайдами № 5,6, по
    ходу объясняют, почему именно так они выполнили
    работу (10 учеников работают на интерактивной
    доске).

    Учитель:

    История этого народа уходит в
    глубокую древность. Раньше они были кочевниками.
    У них было много легенд и преданий, которые
    впоследствии вошли в Библию. Именно этот народ
    первым перешел к единобожию. О каком государстве
    идет речь? (Слайды № 7,8)

    Учащиеся

    рассказывают о правлении царя
    Соломона

    Учащиеся

    рассказывают легенду о Суде царя
    Соломона.

    Учитель:

    Почти каждое государство Древнего
    Востока оставило о себе добрую память в своих
    изобретениях. Перед вами список изобретений
    древности и государства, где родились эти
    изобретения. Соотнесите, пожалуйста, записи в
    этих двух столбиках? (слайд № 9 — 2 ученика
    выполняют работу на интерактивной доске).

    Учитель

    задает учащимся вопросы по истории
    Древней Индии:

    1. Как назывались реки в Индии?
    2. Какой климат был в Индии?
    3. Как называются густые труднопроходимые леса?
    4. Чем занимались жители Древней Индии?
    5. Каких животных почитали индийцы?
    6. Как назывались группы, на которые делилось все
      население Индии?
    7. Кто является основателем буддизма? (слайд № 10)

    Учащиеся

    рассказывают легенду о Будде.

    Учитель:

    Вы уже сказали, что у народов всех
    государств Древнего Востока была религия. Богов
    было много, каждому поклонялись по особенному. Но
    однажды все боги Древнего Востока собрались на
    всемирный религиозный съезд и так увлеклись
    решением своих проблем, что забыли, откуда они.
    Помогите богам вернуться на родину. (Слайд № 11)

    Учитель: —

    Ну, а теперь поговорим о Древнем
    Китае.

    1. Кто изображен на этом рисунке? (Слайд № 12)
    2. О чем говорил Конфуций в своих изречениях?
    3. Как выглядели книги в Китае?
    4. Что общего между Египтом и Китаем?
    5. Для чего китайцы построили Великую Китайскую
      стену?
    6. При каком императоре произошло объединение
      Китая?

    Учитель:

    Молодцы! Вы все прекрасно знаете! А
    давайте посмотрим, как у нас обстоят дела с
    знанием дат. На экране вы видите события, которые
    произошли в древности. (Слайд № 13)

    Нужно назвать, когда произошли эти события и
    отметить дату на Линии времени (линия времени
    нарисована учителем на доске. Учащиеся по
    очереди подходят к доске, зачитывают событие,
    показывают карточку с датой и отмечают эту дату
    на линии времени).

    Учитель:

    А теперь давайте решим маленький
    тест. (Слайды № 14,15)

    Выходят 4 ученика и отмечают на интерактивной
    доске правильные ответы, объясняют, почему
    именно этот ответ они считают правильным.

    (Это
    задание можно исключить, если времени до конца
    урока осталось очень мало).

    В конце урока проводится блиц-опрос. Учащиеся
    отвечают «ДА, «НЕТ» на следующие вопросы: (Слайд
    № 16,17)

    IV. Заключительное слово учителя.

    Вот и подошел к концу наш с вами урок. Вы
    показали сегодня свои знания по истории Древнего
    Востока. Молодцы! Я очень рада, что вам нравится
    эта одна из самых интересных наук — история.

    V. Подведение итогов урока. Объявление оценок.

    Следующий: