Повторительно-обобщающий урок по истории Средних веков в 6-м классе по теме Средние века: «темные» или «светлые»?

Цель урока:

  • Образовательная:
  • создать образ
    средневековья, дать временную перспективу
    развития средневековья, показать развитие
    общества, человечества; сравнить раннее и
    классическое средневековье, с опорой на основные
    понятия по следующему плану: государственное
    устройство, сельское хозяйство, жизнь общества,
    культура; подвести учащихся к ответу на
    проблемный вопрос, который выражен в теме урока.

  • Развивающая:
  • продолжать развитие речи через
    ответы на вопросы; продолжать развитие текстовых
    умений и навыков (работа на карточках);
    осуществлять индивидуальный и
    дифференцированный подход (творческие задания,
    работа по карточкам разной степени сложности);
    развивать мышление: умение сравнивать, обобщать,
    делать выводы; развивать картографические
    умения и навыки.

  • Воспитательная:
  • развитие познавательного
    интереса к предмету; с целью эстетического
    развития воспитать у учащихся чувство
    прекрасного, через вопросы культуры,
    уважительное отношение к культуре разных стран.

Тип урока:

повторительно-обощающий.

Оборудование:

карта “Западная Европа”,
“Развитие ремесла и торговли в Европе в XIVв.”
раздаточный материал – карточки, или все это
может заменить презентация в
программе Power Point.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы с Вами должны подвести итог
нашей работы по изучению курса истории средних
веков.

Мы должны выяснить, что дало средневековье
истории человечества, повторить и закрепить
характерные особенности данного периода.

С 15 века существовала точка зрения., что средние
века – это темный период в истории человечества
(войны, инквизиция, болезни и много др.), а в 18 в.
Взгляд на развитее средневековья изменился, его
стали считать временем романтизма, благородного
рыцарства. Попробуем выяснить какая точка зрения
ближе для нас с вами. Ведь не случайно тема урока:
Средние века “темные” или “светлые”? (слайд 1).

3. Повторение и обобщение знаний.


Вопрос:

Для начала вспомним, какое место
занимают средние века в истории человечества?
(слайд
2)

Вопрос:

С какого события начинается история
средних веков? Как и когда оно началось? Каковы
его последствия?
(слайд 3-4).

Задание:

перечислите страны, с историей
которых мы познакомились в курсе истории средних
веков с и покажите их местоположение на карте
(слайд 5-6).

Мы изучали историю этих государств на
протяжения долгого времени V-XV века, которое
делиться на два периода: раннее средневековье (V-XI
вв.) и классическое средневековье (XII-XV вв.)
Сравним эти два периода.

Вопрос

: Каким было государство в эпоху
раннего средневековья?
(слайд 7)

Задание:

Дайте определение феодальной
раздробленности.

Вопрос

: Каково государство в период
расцвета средневековья?
(слайд 7)

Задание:

Обратившись к приложению
1
, заполните таблицу, указывая цифрами
признаки феодальной раздробленности и
централизованного государства (слайд13).

Мы вспомнили, как развивалось государство на
протяжении средневековья.



Вопрос

: Какие же изменения произошли в
хозяйственной жизни?

Вопрос:

Каким было хозяйство в период
раннего средневековья? Какие орудия труда
применялись в нем?
(слайд 7,8).

Задание

: Дайте определение натуральное
хозяйство.

Вопрос

: Какие изменения произошли в
хозяйстве в период расцвета средневековья?

Задание:

Дайте определение товарное
хозяйство (слайд 7,9).

Вопрос

: Назовите место, где средневековые
ремесленники и крестьяне продавали свои изделия.

Задание

: покажите их на карте места ярмарок
(слайд 10).

Задание:

Используя картину, опишите
средневековую ярмарку (слайд 11).

4. Опережающее задание. Драматизация.

Сейчас мы с Вами побываем на средневековий
ярмарке увидим купцов из разных стран. Ваша
задача
определить, из какой страны прибыли
купцы. (Это опережающее задание было дано
учащимся — инсценировка).

Изменения произошли в хозяйственной жизни, на
смену обмена пришли товарно-денежные отношения.
Изменения коснулись и жизни общества.

Вопрос

: Вспомните, на какие группы было
поделено общество в раннее средневековье?

(слайд 7)

На смену классам феодалов и зависимым крестьян
пришли сословия.

Задание

: Дайте определение СОСЛОВИЯ,
перечислите их.

Вопрос:

В жизни представителей, какого
сословия произошли коренные изменения? Свой
ответ аргументируйте.

Вопрос

: Вспомните, как называется
государство, где власть короля опирается на
собрание представителей сословий?
(слайд 7, 12).

Изменения произошли и в области культуры и
науки.

5. Самостоятельная работа.

Задание:

работаете по карточкам, где задания
разной степени сложности. Приложение
2
(слайд 14-18).

Ребята, работающие с карточкой 4, помогут нам
сделать вывод об изменениях в культуре
средневековья.

6. Проблемный вопрос.

Мы видим, что на протяжении всего период
средневековья V-XV вв. происходили постоянные
изменения: в государственном устройстве,
хозяйственной, социальной жизни, культуре.

Вернемся к теме урока: Какие же средние века –
темные или светлые? Свой ответ аргументируйте.

7. Итог урока.

Его могут сделать сами учащиеся, отметив, что
однозначно ответить на вопрос урока Средние века
“темные” или “светлые” сложно.

Список использованной литературы:

  • Биберина А.В.Тестовые задания для проверки
    знаний учащихся по истории средних веков: 5 класс.
    – М.: ТЦ “Сфера”, 1999
  • Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь “История средних
    веков” — М.Просвещение, 2006
  • Несмелова М.Л. Конспекты по истории средних
    веков6-7 кл.: методическое пособие В 2ч. – М. Изд-во
    ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001
  • Несмелова М.Л. Конспекты по истории средних
    веков6-7 кл.: методическое пособие В 2ч. – М. Изд-во
    ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001
  • Энциклопедия для детей: Всемирная история. Том
    1.-М.: “Аванта +”,1993.



  • Следующий: