Повторительно-обобщающий урок по истории средних веков в 6-м классе Арабо-мусульманский мир

Эпиграф на доске:

“Ищите знание даже в Китае, стремление к
знанию – обязанность каждого …”. (Хадисы
пророка Мухаммеда)

Цели урока:

  • Закрепить и обобщить полученные учениками
    знания об истории и культуре арабов.
  • Прививать ученикам уважение и интерес к
    арабо-мусульманской цивилизации.
  • Закрепиь умения и навыки работы с картой и
    дополнительной литературой.
  • Воспитывать чувство сопричастности к истокам
    современной мировой цивилизации.

Оборудование урока:

  • Творческие работы учеников (рисунки, поделки и
    др. из различных материалов).
  • Политическая карта мира.
  • Историческая карта “Арабы в 6-11 веках”.
  • План-схема, где записаны задания ученикам по
    станциям.
  • План-схема “Арабо-мусульманский мир”:

1 станция

– “География”

2 станция

– “Новая вера арабов”

3 станция

– “Арабские завоевания”

4 станция

– “Чудеса арабской культуры

Вступление (5 минут)

Класс делится на две команды. Перед началом
урока ученики рассаживаются за подготовленные
для них столы в разных частях кабинета.

Урок начинается с прослушивания песни на
арабском языке.

Учитель приветствует учеников, благодарит за
рисунки и поделки, обращает внимание на
план-схему на доске. Учитель объясняет критерии
выставления оценок (1 балл за каждый правильный
ответ). Промежуточные результаты объявляются
после каждого этапа.


1 станция – “География”

(10 минут)

Каждая команда получает контурные карты.
Ученикам предстоит следующая работа:

1. З

акрасьте территорию Арабского
государства, возникшего около 630 года.

2

. Подпишите на карте названия стран: Аравия,
Египет, Иран; а также городов: Мекка, Медина,
Дамаск, Багдад, Кордова, Пуатье.

3

. Обозначьте границы Арабского Халифата к 750
году.

Задание 1-й команде:

покажите на
“Политической карте мира” Аравийский
полуостров – историческую родину арабов.

Задание 2-й команде:

покажите на
“Политической карте мира” современные
государства, население которых исповедует ислам.

2 станция – “Новая вера арабов” (10 минут)

Викторина.

Ученикам предстоит правильно
ответить на следующие вопросы.

1. Как стала называться религия арабов после их
объединения?

2. В каком веке возник ислам?

3. Что означает само слово “ислам”?

4. Как арабы называют человека преданного Богу?

5. Кто был основателем исламской религии?

6. Имя Бога?

7. Как называется священная книга мусульман?

8. Где находится главное святилище мусульман?
Как оно называется? Кратко опишите его.

9. На какую религию похож ислам? Почему?

10. Почему мусульманский календарь отстаёт от
христианского на 622 года?

11. Какие обязанности ислам возлагает на
мусульманина?

12. Что строго запрещено Кораном?

13. Как называется мусульманский молитвенный
дом?

14. Что нужно сделать, чтобы войти в него?

15. Что мусульманин должен совершить хоть один
раз в жизни?

16. Почему голова мусульманина обвязана чалмой?

Физкультминутка. (1-2 минуты)

Физкультминутка поможет снять усталость и
улучшить внимание учеников. Выполняемые
упражнения перекликаются с темой урока. Ученики
повторяют движения восточного танца под
соответствующую музыку.

3 станция – “Арабские завоевания”. (10 минут)

Каждая команда получает тестовые задания.

Задания 1-й команде:

1.

Выберите неправильный ответ.

Причины военных успехов арабов в 6-8вв.:

а) внутренние конфликты в государствах, которые
они завоёвывали

б) религиозный подъём

в) стремление освободить земли, отнятые у них в
прежние времена

2



. Выберите правильный ответ.

Ислам стал общей религией арабов:

а) в последние годы жизни пророка Мухаммеда

б) после смерти пророка Мухаммеда в) при первых
Халифах

3

. Объясните утверждение.

Ислам вобрал в себя элементы многих восточных
религий. Он не пугал новизной, не отталкивал
сложностью, напоминал каждому народу его
собственную веру:

а) верно

б) неверно

4.

Назовите принцип, объединяющий эти города.

Дамаск, Багдад и Кордова:

а) это крупнейшие города Арабского Халифата

б) это города-столицы Арабского Халифата

в) это крупнейшие города Ближнего Востока

5.

Восстановите последовательность событий.

а) битва при Пуатье

б) Хиджра

в) изгнание халифа из Багдада

Задания 2-й команде:

Преемников Мухаммеда называли:

1. халифами

2. суннитами

3. людьми писания

2.

Объясните утверждение.

В распространении арабского языка среди
покорённых народов большую роль сыграл Коран,
переводить который с арабского было строго
запрещено.

а) верно

б) неверно

3.

Назовите принцип, объединяющий эти города.

Дамаск, Толедо , Иерусалим:

а) это города, входившие в состав Арабского
Халифата

б) это города-столицы Арабского Халифата

в) это крупнейшие города Ближнего Востока

4.

Восстановите последовательность событий.

а) перенос столицы Халифата в Багдад

б) смерть пророка Мухаммеда

в) завоевание арабами Сирии

5.

Выберите неправильный ответ.

В процессе арабских завоеваний 7-8 вв.:

а) покорённые народы приняли ислам

б) арабский язык утвердился в качестве
основного

в) были разрушены христианские церкви

4 станция – “Чудеса арабской культуры”. (10
минут)

Команды получают 3 задания. Вся работа на этой
станции коллективная, команды дополняют друг
друга.

Задания 1-й команде:

1.

Найдите ошибку.

У арабов европейцы заимствовали цифры. Их так и
называют – арабскими. Именно арабские
математики придумали их.

2.

Назовите принцип, объединяющий эти слова..

Рис, лимон, гречиха.

3

. Кто был автором этих слов?

“Дружелюбие к людям – половина ума”.

Задания 2-й команде:

1.

Найдите ошибку.

Рукописные книги арабов чрезвычайно нарядны.
Бесконечная вязь слов, написанных справа налево,
многоцветные узоры, красочные миниатюры,
изображения Аллаха поистине великолепны.

2.

Назовите принцип, объединяющий эти слова..

Цифра, тариф, магазин.

3.

Кто был автором следующих слов?

“Учитель и ученик – друзья во благе”.

Заключение. (5-7 минут)

Учитель подводит итоги.

Лучшая команда получает оценки “отлично”, а
проигравшая – “хорошо”. Оценкой “отлично”
могут также оцениваться ученики, неоднократно
дополнявшие ответы своих товарищей.

Учитель, завершая урок, говорит, что каждый
уважающий себя человек должен знать историю.
История – наука о жизни людей. Изучая её, мы
узнаём о делах наших предков, учимся
анализировать современность и прогнозировать
будущее.

История всегда вызывает огромный интерес. Это
объясняется естественной потребностью каждого
нормального человека знать прошлое своей Родины
и человечества в целом.

Литература.

1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних
веков. 6 класс. М.: Просвещение, 2011.

2. Агибалова Е.В., Донской Г.М. Методическое
пособие по истории средних веков. М.: Просвещение,
2010.

3. Брандт М.Ю. История средних веков.
Учебно-методическое пособие. 6 класс. М.: Дрофа, 2010.

4. Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику
Агибаловой Е.В. и Донского Г.М. “ История средних
веков”. М.: Просвещение, 2012.




Следующий: