Повторительно-обобщающий урок по истории России XIX века в 8-м классе


Цели: повторить и систематизировать полученные знания, проследить причинно-следственные связи событий XIX века; развитие умений анализировать, сравнивать, отстаивать собственную точку зрения, способствовать воспитанию патриотизма.

Оборудование: раздаточный материал.

Ход урока

Класс предварительно делится на несколько групп по 5-6 человек. Они придумывают названия для своих групп. В качестве жюри участвуют старшеклассники.

Учитель обращается с приветственными словами, и начинаются состязания.

Задание №1. Турнир ораторов

Учитель объявляет тему: «У России – особый путь развития?» (Выступление с точки зрения западников или славянофилов.)

Максимальный балл – 5.

Задание №2. Узнай императора!

 Команды получают портреты российских императоров: Павла I , Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, Николая II.

Задача команды: за 2 минуты подписать портреты и годы правления. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальный балл – 12.

Задание №3. Расположите в хронологическом порядке следующие события!

  • «Битва народов»
  • Отечественная война
  • Берлинский конгресс
  • Отмена крепостного права
  • Военная реформа
  • Восстание декабристов

Команда получает 3 балла за правильный порядок!

Задание №4. Личность в истории!

Что объединяет эти имена:

А) С.Нечаев, П.Ткачев, П.Заичневский.
Б) М.Лазарев, Ю.Лисянский, Ф.Литке, Г.Невельской.

Вычеркните лишнее имя. Объясните свой выбор.

В) В.Суриков, И.Репин, М.Мусоргский, В.Васнецов, В.Серов.
Г) В.Истомин, В.Корнилов, Н.Раевский, Э.Тотлебен.

Команда получает по 1 баллу за каждую правильную цепочку.

Задание №5 Кому принадлежат слова?

1. «Мы не должны ждать милостей от природы, взять их у неё – наша задача»?
2. «Не угодно ли вам будет, государь, променять этого человека на какое-нибудь королевство»?
3. «Берлинский конгресс есть самая черная страница в моей служебной карьере».

За каждый полный и правильный ответ команды получают по 2 балла.

Задание №6. Знатокам контурных карт!

Команды получают контурные карты войн XIX века: Отечественной войны 1812 года, Крымской войны, Русско-турецкой войны. Задача команд: указать места основных сражений.
Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание.



Максимальное количество баллов – 5.

Задание №7. Объясните значения этих слов

Каждая команда получает карточку со словами.

Карточка №1. Военное поселение, отходник, земства.
Карточка №2. Временно-обязанное состояние, отрезки, недоимки.
Карточка №3. Восточный вопрос, нигилизм, мировой посредник.
Карточка №4. Цензор, прирезки, выкупная операция.
Карточка №5. Отечественная война, присяжные заседатели, сословие.

Задание №8. Памятники России!

1 балл получает команда, первой ответившая на поставленный вопрос.

1. Когда Наполеон вошел в Московский Кремль, он был поражен красотой его соборов. «Если бы я мог, я бы принес на ладони Парижу этот храм», — воскликнул он. О каком кремлевском соборе шла речь?

а) Архангельском;
б) Успенском;
в) Благовещенском.

2. Автором какого сооружения в Петербурге является архитектор А.Воронихин?

а) Казанский собор;
б) Исаакиевский собор;
в) Адмиралтейство.

3. Назовите автора памятника «Тысячелетие России», открытого в Новгороде в 1862г.?

а) М.Микешин;
б) А.Опекушин;
в) М.Антокольский.

4. Как называется архитектурный стиль, в котором построен Исаакиевский собор в Петербурге?

а) рококо;
б) классицизм;
в) барокко.

5. Кому принадлежало крупнейшее кондитерское производство в Москве, ныне известное как фабрика им. Бабаева?

а) И.Абрикосову;
б) П.Бурышкину;
в) Л.Бронштейну.

Задание №9. Знаете ли вы картины?

Каждая команда получает по одной картине. Необходимо назвать автора и название картины.
Например: К.Брюллов. Последний день Помпеи.

А.Иванов. Явление Христа народу.
П.Федотов. Сватовство майора.
А.Саврасов. Грачи прилетели.
В.Васнецов. Витязь на распутье.

Команда получает по 1 баллу за каждый правильный ответ.

Учитель. Урок закончен.

Подводятся итоги, формулируются выводы. Выявляются победители, проводится награждение.




Следующий: