Повторительно-обобщающий урок по истории России в 6-м классе по теме Россия в период раздробленности


Игра проводится с учащимися 6-х классов. Вести
игру могут учащиеся 10-11-х классов.

Домашнее задание командам: выбрать капитана;
придумать название команды.

Выступление команд оценивает жюри, в которое
входят ученики 10-11 классов или учителя.

Жюри выставляет оценки за каждый конкурс.
Обычно используется пятибалльная система
оценок.

Игра начинается с представления команд,
капитана и жюри.

1. Конкурс. “Объясните событие?”

Каждая правильно названная дата – один балл.
Строится по принципу обычных дидактических игр.
На игровом поле расчерчены клетки. Для игры
необходимо сделать кубик, на котором цифры:1, 2, 3.
Команда кидает кубики выставляет фишку на
клетку, соответствующую выпавшей цифре. По дате,
обозначенной на клетке, ученики называют
историческое событие.


1. 988 2. 1242 7. 1223 9. 1251-1263
5. 1019-1054 10. 1325-1340 8. 1237 4. 1113-1125
6. 1097 11. 1380 12.1072 13. 1359-1389
14. 1157-1174 15. 1177-1212 16. 1389-1425 3. 1240

Ответы:

988 – крещение Руси

  • 1242 – Ледовое побоище
  • 1240 – Невская битва
  • 1113-1125 – Правление Владимира Мономаха
  • 1019-1054 – правление Ярослава Мудрого
  • 1097 – съезд князей в Любиче
  • 1223 – битва на Калке
  • 1237 – Нашествие Батыя на Русь
  • 1251-1263 – правление Александра Невского
  • 1325-1340 – правление Ивана Калиты
  • 1380 – Куликовская битва
  • 1072 – составление “Русской правды” Ярославичей
  • 1359-1389 – правление Дмитрия Донского
  • 1157-1174 – правление Андрея Боголюбского
  • 1177-1212 – правление Всеволода Большое Гнездо
  • 1389-1425 — правление князя Василия
  • Конкурс. Ребусы.

    На слайдах (или распечатанные) появляются
    ребусы, команды должны их прочитать, побеждает та
    команда, которая быстрее всех разгадала ребусы.



    1. НЕВСКАЯ БИТВА



    2. СВЯТОСЛАВ

    3. ЕРМАК

    III. Конкурс. “Угадайте событие!”

    Учащимся предлагается отрывок текста, который
    содержит описание какого-то исторического
    события. От учащихся требуется указать это
    событие, а затем, используя отдельные места
    текста в качестве аргументов, доказать свое
    предположение.

    1. “…оба войска сошлись на льду. Летописи
      отмечают высокий боевой дух русских ратников
      перед решающим сражением – как будто у каждого
      из них в груди билось два сердца.
      Тяжеловооруженная, в стальных доспехах конница
      рыцарей строилась клином. Русские называли такое
      построение “свиньей…”. (Ледовое побоище, 1242 г.)
    2. “Большой шведский флот летом вошел в устье
      реки. Об этом стало известно в Новгороде. Молодой
      князь со своей дружиной незамедлительно
      отправился в поход, надеясь нанести противнику
      стремительный упреждающий удар. Действительно,
      появление рати князя оказалось неожиданным для
      шведов. Они не успели подготовиться к бою, когда
      на их лагерь обрушились русские воины. Шведы в
      замешательстве стали отступать к реке…
      Новгородцы торжественно встретили победителей”
      (Невская битва, 1240 г.)
    3. “В степях недалеко от Азовского моря грянуло
      сражение. Русские войска действовали
      разрозненно, никто из князей не видел общего хода
      боя, не почиталось за нужное прийти на помощь
      соседям в трудную минуту, предупредить об
      опасности. Напротив, татарские полководцы
      воевали расчетливо и согласованно. Обращенная в
      бегство половецкая конница накатилась на
      позиции неготового к бою русского лагеря.
      Воцарилась невообразимая сумятица. С большими
      потерями русские ратники оставили поле боя,
      преследуемые татарами…”. (Битва на р. Калке, 1223
      г.)
    4. “На обратном пути в степи Батый решил захватить
      еще один город. В 7-недельных боях за город Батый
      потерял до 4 тыс. человек, полегло несколько
      знатных татарских военачальников. Жители города
      не только оборонялись, но и вышли в поле на
      открытый бой. По приказу Батыя оставшихся в
      жителей истребили поголовно, а город прозвали…”
      (“Злым городом”, 1238 г.)

    IV. Конкурс. “Восстановите историю!”

    Команды должны определить последовательность
    событий, жюри учитывает время и правильность
    выполнения задания.

    1. Ледовое побоище
    2. Монгольское нашествие на Северо-Восточную Русь.
    3. Невская битва.
    4. Наивысший уровень раздробленности.
    5. Правление Александра Невского – великого князя
      владимирского.

    Ответы: 2, 3, 1, 5, 4.

    1. Монголо-татарское нашествие.
    2. Междоусобица среди сыновей Всеволода Большое
      Гнездо.
    3. Правление Андрея Боголюбского.
    4. Правление Всеволода Большое Гнездо.
    5. Правление Юрия Долгорукого.

    Ответы: 5, 3, 4, 2, 1.

    V. Конкурс. “Объясните понятие”.

    Выбирается по одному представителю от каждой
    команды. Перед каждым представителем (по очереди)
    появляется табличка с понятием, которое он
    должен угадать с помощью своей команды. Команда
    должна дать формулировку понятия на табличке.

    1. Баскак
    2. Иго
    3. Дань
    4. Ярлык.
    5. Тысяцкий
    6. Вече.

    VI. Конкурс. “Восстановите изображение!”

    Как известно, время не щадит предметов прошлого
    и поэтому то, что мы можем увидеть в музеях – это
    результат кропотливой работы историков,
    археологов, реставраторов. В этом конкурсе
    командам необходимо собрать из кусочков
    какое-либо изображение и назвать его, например:



    “Софийский собор в Киеве”

    “Софийский собор в Новгороде”.

    “Ледовое побоище” и т. д.

    VII. Конкурс. “Знаете ли вы их имена?”

    1. “Был вторым сыном Джучи и внуком Чингисхана.
      После смерти отца в 1227 году он стал главой улуса
      Джучи. Участвовал во всех главных военных
      походах монголо-татар. В 1236-1243 годах возглавил
      поход монголо-татар в Восточную Европу,
      сопровождавшийся массовым истреблением
      населения и уничтожением городов.
      По возвращении в 1243 году из европейского похода
      осел на Нижней Волге, где возникло государство
      Золотая Орда и была основана его столица – город
      Сарай-Бату”. (Батый).
    2. “Легендарный русский богатырь, рязанский
      боярин.(даты жизни неизвестны).В 1237 году
      возглавил отряд в 1700 человек против
      монголо-татар. В бою он был убит. «Повесть о
      разорении Рязани Батыем» рассказывает о
      подвигах..” (Евпатия Коловрата).
    3. “Известен и как первый русский законодатель. В
      его княжение был выпущен свод законов, вошедший в
      историю под названием «Русская Правда».
      Поднялся престиж Русской православной церкви.
      Его слава приобрела международный размах.
      Правители европейских государств считали за
      честь быть его союзниками и родственниками. За
      свою деятельность прозван Мудрым”. (Ярослав
      Мудрый).
    4. “Последовательно проводил в жизнь политику,
      направленную на укрепление северо-ападных
      границ Руси и примирения с татарами. Еще будучи
      князем Новгородским на долгое время отбил у
      шведов, немцев и литовцев желание завладеть
      северными русскими землями. Противоположную
      политику вел по отношению к монголо-татарам. Это
      была политика мира и сотрудничества, целью
      которой было предотвращение нового нашествия на
      Русь. Князь часто ездил в Орду с богатыми дарами.
      Ему удалось добиться освобождения русских
      воинов от обязанности воевать на стороне
      монголо-татар”. (Александр Невский).

    Жюри подводит итоги. Команде-победительнице
    вручается грамота. Оценки за урок выставляются в
    журнал.




    Следующий: