Повторительно-обобщающий урок по истории Древнего мира Афинская демократия. 5-й класс

Цель

: Активизировать необходимые знания из курса истории Древней Греции,
повторить и обобщить знания по теме.

Задачи урока

: способствовать формированию у обучающихся навыков работы с
контурной картой, сравнительного анализа, через игровые моменты повторить
наиболее важные в теме термины.

Учебное оборудование

: учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая “
История Древнего мира”, настенная карта Греции, картина “ Греческий театр”,
рисунки учащихся, контурные карты.

Оформление доски

: тема урока, план урока и план сравнения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по ранее
изученному материалу.

Учитель организует беседу по следующим вопросам:

– Что означает слово “ демократия”?
– Когда и где зародилась демократия?
– Какие реформы предшествовали демократии?

Далее учитель предлагает учащимся поучаствовать в “аукционе”. На “аукцион”
выставляются два понятия “ Народное собрание” и “ Народный суд”. Обучающиеся,
которые правильно отвечают, получают жетоны. Учитель подводит итоги “ аукциона”
и отмечает наиболее активных учеников.

III. Работа с контурной картой.

Учитель предлагает отметить на плане г. Афины место народных
собраний, закрасить его и вписать название холма, на котором проходило народное
собрание.



IV. Далее обучающимся предлагается сравнить управление
полисами Спарта и Афины (план сравнения должен быть
записан на доске).

  1. Есть ли в Спарте и Афинах орган управления, пользующийся бесконтрольной
    властью?
  2. Кто в этих полисах имел право выступать на народном собрании?
  3. Как проходило голосование в народном собрании?
  4. Где было более демократичным управление в Спарте и Афинах?

Обучающиеся делают вывод – управление в Афинах было более демократичным.

V. Далее учитель предлагает задание “
Текст с ошибками”. Предварительно учитель задаёт вопрос:

– Ребята, какие изменения произошли в управлении Афинами при Перикле?

VI. Сценка из “ Антигоны” Софокла.
Предварительно внимание учеников привлекается к картине Греческого театра.
Учитель задаёт вопрос:

– Имеет ли театр отношение к демократии?

Выслушав ответ, учитель предлагает посмотреть сценку, которую ребята
приготовили заранее (сценка рассчитана на 5 минут).

VII. В заключении учитель предлагает
отметить на “ ленте времени” дату проведения реформ Солона . Сколько лет назад
проводилась реформа?

VIII. В конце урока обучающиеся
совместно с учителем делают вывод о том, что уже более 2,5 тысяч лет существует
такая система управления как демократия. И ничего лучшего человечество пока не
придумало.




Следующий: