Повторительно-обобщающий урок по истории, 6-й класс. Тема: Борьба народов нашей страны, против иноземных захватчиков

Цель урока: контроль и закрепление знаний
учащихся.

Задачи:

  • образовательная: закрепить знания о Невской
    битве, Ледовом побоище. Создать образ
    исторического деятеля с помощью фактов об
    известной личности;
  • развивающая: продолжить работу по
    формированию следующих умений делать выводы и
    обобщать, работать с документами и исторической
    картой, понятиями и датами, нарабатывать навык
    подготовки сообщения;
  • воспитывающая: содействовать в ходе урока
    формированию определенных качеств личности –
    мужество, смелость, патриотизм.

Оборудование:

  • историческая карта;
  • карточки;
  • документы;
  • атлас;
  • историческая справка о Александре Невском;
  • портрет А. Невского;
  • иллюстрации крестоносца и дружинника Киевского
    княжества;
  • иллюстрации: Ледового побоища и Невской битвы;
  • аудиозапись отрывок из кантаты С. Прокофьева
    «Александр Невский» 4 часть “Вставайте, люди
    русские”.

Личность в истории: Александр Невский.

План урока:

1. Работа с понятиями.
2. Невская битва.
3. Ледовое побоище.
4. Личность в истории.
5. Работа с источниками.
6. Вывод.

ХОД УРОКА

Учитель. В течение урока мы должны
вспомнить события 1240-1242 г.г., связанные с битвами
против иноземных захватчиков.
Поэтому и тема наша звучит сегодня как борьба
народов нашей страны против иноземных
захватчиков в XIII веке.
Запишите в тетрадь тему урока.
Работать мы будем сегодня с картой, датами и
событиями, понятиями и документами. Постараемся
создать образ исторической личности

Эпиграф: «Когда княжества русские почти
исчезали под жестокими ударами татар, когда все
князья их кланялись перед троном Батыя быть его
верными подданными, была еще область, где
раздавались песни победы, был еще князь, никогда
не преклонявший колен в шатре хана татарского.
Эта область была Новгородская, этот князь –
Александр Ярославович.» (А.О.Ишимова, канд.
ист. наук)

Дети достают из лототрона по одному
киндер-сюрпризу, в каждом из которых находятся
термины и понятия, соответствующие теме урока.

Учитель. Начинаем наш урок с игры
“Историческое лото”.

1. Республика

– Раскройте содержание понятия республика. (Форма
государственного правления, при которой
верховная власть принадлежит избранным
населением представителям)

– Почему мы вспоминаем это понятие, откройте
атлас на стр.3. Обратите внимание, какое удельное
княжество у нас называлось республика.

– Именно здесь происходят главные события, о
которых мы вспоминаем — это Ледовое побоище и
Невская битва. ( Работа с картой )

2. Народное ополчение.

– Раскройте содержание понятия народное
ополчение. (Военное формирование, состоящее из
граждан и создаваемое на добровольных началах в
случае военных действий)

3. Ополченцы.

– Кто такие ополченцы? (Воины
добровольцы народного ополчения)

4. Стан, фураж.

– Следующие понятия загадочные, это стан
и фураж. (Стан – лагерь. Фураж – корм для
лошадей, скота)

– Как вы думаете, эти понятия связаны с
сегодняшней темой урока? (Да. Воины, как
иноземные, так и русские, разбивали лагеря,
где отдыхали после битв, или разрабатывали
тактические действия. А фураж служил кормом для
конницы)

– Хорошо. Каждый из нас хоть немного, хочет
быть, документоведом, и разбираться в
исторических источниках. Работать будем по
группам, каждая группа получает свой фрагмент
документа, где указано задание которое
необходимо выполнить, как в устной форме так и в
письменной. Необходимо вставить пропущенные в
тексте слова, подходящие по смыслу и содержанию,
и устно ответить на поставленные в конце
источника вопросы.

Обсуждение.

Учитель. Проверим работу с историческим
источником. (Приложение 1, Приложение 2)

Один ученик читает предложения со
вставленными словами.

– Все согласны? Конечно, это – А.Невский. А
сейчас послушаем юного историка, у которого есть
информация о данной исторической личности.

Сообщение ученика.

– В годы княжения Невского Русь действительно
получила передышку от набегов, и у него появилась
возможность отстаивать независимость
государства на Западных рубежах.

Звучит музыкальный фрагмент.

– Прозвучал отрывок из кантаты С. Прокофьева А.
Невский для хора и оркестра “Вставайте, люди
русские”. Как воздействует эта музыка на нас,
каков музыкальный образ этого произведения, и
какую роль играют в этом музыкальном отрывке
колокола?

Ответы детей.

– Прозвучал набатный колокол возвещающий
своими ударами о важных событиях. Теперь
проверим работу с историческим источником 2 ряд,
который раскрывает нам ход дальнейших событий.

Проверка самостоятельной работы проводится
аналогично.

– А теперь рассмотрим коротко ход событий
Невской битвы. Мне вновь нужен помощник, который
смог бы показать на карте и сделать словесное
описание события 1240 года.

Работа с картой. Учитель обращает внимание
учащихся на иллюстрации.

– Вот как героически русские люди защищали
границы своего государства.

– И снова юный историк включается в работу. Кто
желает? Нужно изобразить на доске схему
построения немецкой армии – к л и н о м. Каков
принцип такого построения?

Ответы детей

– Ударом такого построения крестоносцы
рассекали войско любого противника. А теперь
вспомним события на Чудском озере.

Работа с картой.

– Обратите внимание на иллюстрацию, которая
отображает человеческие чувства. Сделайте
словесное описание битвы, опираясь на рисунок.

– Какое значение имели победы А. Невского для
русского народа? (112 стр. учебника)

– К чему Александр Ярославович стремился в
ходе своего правления?

– Он делал все, чтобы вновь во всей своей красе
и силе возродилось и укрепилось родное
отечество, чтобы не попадали иноземные
захватчики.

– Русская земля славилась своими богатырями
защитниками Руси. Даже Хан Батый говорил:
«Правду говорили мне о нем: нет князя ему
равного», «это враг опасный, сильный,
умный» А. Невский выступил как защитник
православия. Это и сделало его одним из главных
героев русской национальной истории.

– Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

Ответы детей.

– Мы сегодня работали с историческими
источниками, повторяли события 1240 -1242 г.,
учились делать выводы и обобщать, работали с
картой, понятиями и датами, слушали сообщение и
играли в историческое лото.

Выставление отметок за урок.

– Урок окончен.

Приложение 1.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

Вставьте пропущенные слова в тексте, и
ответьте на вопросы.

…Битва еще длилась, но затухая: ……. стремились
лишь к отступлению. План ………. Ярославовича
осуществился полностью: ударом……. В центр
лагеря и обходом пешцев
в доль Невы он загнал противника в угол между
двух рек ……и……., и спасения врагу не было.
Ополчение из семисот бойцов разбило более чем
трехтысячное войско…

Л.Обухова. Набатное утро.

1. О какой битве идет речь.
2. В каком году она произошла.
3. Как в народе стали называть А. Ярославовича,
после окончания битвы.

Приложение 2.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

Вставьте пропущенные слова в тексте, и
ответьте на вопросы.

… Князь Александр быстро вывел свою рать к
восточному берегу…………….. , чтобы здесь дать
битву рыцарям. В тылу находился заснеженный
лесистый берег с севера —
широкий участок рыхлого …………….., знал что ……..
рыцари будут атаковать клином (………..), острие
которого составляют одетые с головы до ног в
стальные доспехи конные рыцари. На рассвете
началась знаменитая битва, которая вошла в
историю как …………… .

Из серии «Жизнь великих людей»

1 О какой битве идет речь.
2 В каком году она прошла
3 Изобрази на доске схему построения немецкой
армии – клином.

Следующий: