Повторительно-обобщающий урок Крестьянская реформа 1861 года

Порвалась цепь великая
Порвалась — расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим — по мужику!
(Н.А. Некрасов)

Цели и задачи урока:

  1. укрепить представление о сущности крестьянской реформы 1861 г. , разобрав основные положения реформы; уяснить значение отмены крепостного права.
  2. продолжить формировать умения и навыки анализировать, рассуждать, делать выводы.
  3. материал урока способствует формированию нравственной памяти и убеждения

План урока:

  1. Введение
  2. Основная часть урока
    А) Причины отмены крепостного права
    Б) Подготовка реформы 1861 г.
    В) Отмена крепостного права в России
    Г) Историческое значение крестьянской реформы

  3. Заключительная часть урока. Рефлексия.
  4. Домашнее задание

Оснащение урока:

  1. Мультимедиа-ресурсы
  2. Интерактивные таблицы
  3. Тестовые задания
  4. Исторические источники
  5. Рисунки учащихся по теме
  6. Музыкальное оформление

Ход урока:

Задача учителя – помочь учащимся определить тему и цель урока.

Учитель: (читает стихотворение, звучит музыкальное сопровождение)

Беден, нечесан Калинушка
Нечем ему щеголять,
Только расписана спинушка,
Да за рубахой не знать.
С лаптя до ворота
Шкура вся вспорота,
Пухнет с мякины живот.
Верченый, крученый,
Сеченый, мученый
Еле Калина бредет…

Вопрос учащимся: О чем это стихотворение?

Учитель: Определите тему сегодняшнего урока?

Учащиеся: Крестьянская реформа 1861 года.

Основные понятия (на интерактивной доске): реформа, временнообязанные, отрезки, выкупные платежи, уставная грамота, испольщина. (объяснить значение слов)

Учитель: В России 19 век – это век разложения феодальных отношений, которые задерживали развитие капитализма. И главным из феодальных пережитков было крепостное право.

Вопрос учащимся: Как российские императоры относились к отмене крепостного права (интерактивная таблица с датами)

1816г

1842г.

1803г.

1819г.

1797г.

1847г.

1804г.

1818г.

1861г.

(назвать события связанные с этими датами, начиная с 1797г – игра в исторические пятнашки. )

Вопрос учащимся: Каковы же были причины отмены крепостного права?

Возможные ответы:

  1. поражение России в Крымской войне 1853-1856гг.
  2. массовые выступления крестьян
  3. изменение атмосферы в обществе.

Учитель: Отмена крепостного права — неизбежна. Но это нелегко.

Вопрос учащимся: При каких обстоятельствах и когда Александр2 заявил о необходимости отмены крепостного права? (30/03/1856г. )

О чем свидетельствуют его слова: « Лучше отменить крепостное право «сверху», чем ждать, когда его отменят «снизу». Какую цель преследовал Александр II, говоря эти слова. (Основная цель Александра II – удержать свою власть. )

Вопрос учащимся: Почему Александр II добивался, чтобы просьба о решении крестьянского вопроса исходила от дворян?

Учитель: Используя опорный конспект, раскройте особенности подготовки реформы. (на интерактивной доске даты)

Возможные ответы учащихся: Была создана система центральных, местных учреждений для разработки реформ.

  • 1857г. -Секретный комитет (тайный характер), в конце года- губернские дворянские комитеты.
  • 1858г. -Главный комитет.
  • 1859г. -редакционные комиссии.
  • 1860г. -?

Учитель: Объяснить, используя схему, какие проекты программ предлагали различные категории дворян? Ответ подтвердите словами из источников (документов) (приложение 1)

На интерактивной доске схема.

Учитель: Какой вывод можно сделать по данным предлагаемым проектам программ?

Возможный ответ учащихся: Помещики не хотели себя обидеть, т. о. реформа будет проведена в интересах дворянства.

Учитель: Перед правительством стояло три возможных варианта освобождения крестьян. Какой вариант и почему выбрал император?

Учащийся: Основные положения манифеста 19 февраля 1961г. (2 этапа)

  1. – личное освобождение крестьян (крестьяне получили гражданские права)
  2. – наделение крестьян землей.

Учитель: Это самый болезненный вопрос! Какие были условия наделения крестьян землей?

Учащийся: размер земли различался в черноземной, нечерноземной, степной зонах от 3 до 12 десятин. Крестьяне теряли землю. Некоторые группы крестьян вообще не получали землю – дворовые, крепостные рабочие мануфактур, крестьяне мелкопоместных хозяйств. Но и небольшой надел крестьянин должен выкупить.



Учитель: Можно ли было получить землю бесплатно? (Да. 1/4 определенного законом надела). Стал ли крестьянин собственником земли? (земля – общинная собственность, ее нельзя продавать, покупать. )

Разобрав основные положения реформы видим положительные стороны реформы, но мы должны определить феодальные пережитки после реформы:

  • сохранение натурального хозяйства
  • сохранение помещичьего землевладения, малоземелье крестьян
  • сохранение общины
  • политическое бесправие крестьян.

Какой же вывод?

Учащийся: Не решен аграрный вопрос, крестьянин зависим от общины, реформа не завершенная, не полная.

Учитель: Каково историческое значение реформы?

Переломный момент- грань между феодализмом и капитализмом- начало капитализма

Крестьяне – лично свободны, но не решен аграрный вопрос.

Нравственное значение реформы – покончено с крепостным рабством.

Тестирование по теме. (5-7 мин. )

1. Временнообязанное состояние крестьян существовало в России:

  1. 1857-1895гг.
  2. 1861-1881гг.
  3. 1863-1906гг.
  4. 1894-1905гг.

2. С крестьянской реформой 1861г. было связано понятие:

  1. вольноотпущенные крестьяне
  2. хутора
  3. выкупные платежи
  4. отруба

3. Участок земли, доставшийся крестьянам в результате реформы 1861г. назывался:

  1. надел
  2. отруб
  3. имение
  4. вотчина

4. С крестьянской реформой 1861г. связано возникновение понятия:

  1. государственные крестьяне
  2. временнообязанные крестьяне
  3. черносошные крестьяне
  4. вольноотпущенные крестьяне

5. Труд освободившихся от крепостной зависимости крестьян на земле помещика за взятую ими в аренду землю назывался:

  1. отработками
  2. месячиной
  3. испольщиной
  4. барщиной

6. Развитию капитализма в России во второй половине 19 века способствовало:

  1. освобождение крестьян от крепостной зависимости
  2. распространение отработок
  3. сохранение временнообязанного состояния крестья
  4. существование крестьянской общины.

(Взаимопроверка)

3. Учитель: Заслуга императора велика! Давайте представим, что мы в 19 веке, в аппартаментах Александра II, где корреспондент берет интерью у императора. Послушаем, что он думает о будущем России.

(Инсценирование)

Корреспондент: Александр Николаевич, могу я задать Вам несколько вопросов?

Император: Только поскорее, я спешу отобедать.

Корр.: Я очень постараюсь. Скажите, каково Ваше отношение к порядкам установленным отцом?

Император: Мне нравились эти порядки.

Кореспондент: Нам известно, что Вы не были сторонником коренных реформ в стране, но сделали так много.

Император: Как военный человек я осознал причины поражения в Крымской войне. Для меня престиж и величие державы — превыше всего, поэтому реформы.

Корреспондент: Что по-Вашему изменилось в России после Вашего прихода к власти?

Император: Разве вам неизвестно? Изменилось многое. Незря же мы принемаем разные законы.

Корреспондент: Разрешите задать несколько вопросов о Вашей семье?

Император: Хорошо. Хотя я не люблю говорить о жене и детях.

Корреспондент: Какие отношения складываются в Вашей семье?

Император: Хорошие. Спокойное слово жены, ее поддержка и понимание- для меня манна небесная! Дети мои меня забавляют.

Корреспондент: Скажите, чем любите заниматься в свободное время?

Император: Охотиться люблю. Это очень успокаивает. Хорошее занятие.

Корреспондент: Хотели бы Вы, чтобы судьба Ваших детей была такой же, какую имеете Вы?

Император: Судьбу не выбирают. Они мои наследники, значит судьба им уготовлена такая же.

Корреспондент: И последнее. Каким Вы видите будущее России?

Император: Не буду загадывать, но я постараюсь сделать все, чтобы не позволить сойти России с верного пути!

Корреспондент: Спасибо. Вы многое разъяснили. До свидания.

Император: И вам — не хворать!

Учитель: Наша задача, все делать для того, чтобы не позволить России сойти с верного пути, укреплять, защищать нашу страну, делать все, чтобы она процветала.

4. А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока.

- Что Некрасов подразумевал под словами « цепь великая»?

- Подумать, что хотел выразить поэт в своем стихотворении. ?

Домашнее задание. Ответ оформить в виде письменной творческой работы.

Презентация.




Следующий: