Повторительно-обобщающий урок истории в 6-м классе Россия в период правления Ивана Грозного


Раздел: Преподавание истории.Урок истории в 6 классе.

Тема: Россия в период правления Ивана Грозного.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Место урока в учебном плане: итоговый урок в 6 классе по теме “Россия в XVI веке. Иван IV”. В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество данных им правильных ответов на поставленные вопросы. В конце урока учащиеся сами выставляют себе оценки. Урок включает вопросы: Внутренняя политика Ивана Грозного; Внешняя политика; Рассказ с ошибками; Работа с тестами, с терминами.

Цели: Образовательная – способствовать формированию оценочных суждений об эпохе Ивана Грозного, побудить учащихся к размышлениям над одной из самых трагических страниц отечественной истории. Закрепить формирование исторических понятий, хронологию событий. Развить навыки работы с тестами и историческими терминами. Развивающая – развивать у учащихся умение обобщать и логически мыслить, оперировать историческими фактами, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения. Воспитательная – понимание неоднозначности оценки исторических деятелей, исторические подходы к оценки личности.

Ход урока:

Вступительное слово учителя: Деятельность Ивана IV до сих пор вызывает споры среди историков. Ей даются противоречивые оценки. С одной стороны Иван Грозный стремился укрепить свою власть, уничтожить последствия феодальной раздробленности, хотел создать сильное, независимое государство. Для этого и принял титул царя, ввёл опричнину. С другой стороны, возникает вопрос, оправданы ли были многочисленные жертвы, публичные казни, ссылки, расправы. Кто же он, Иван Васильевич? Жестокий тиран или дальновидный политик? Чего в его деятельности больше – положительного или отрицательного? На этот вопрос нам и предстоит сегодня дать ответ. Время правления Ивана Васильевича Рюриковича, прозванного в народе Грозным, было одним из самых тяжёлых за всю историю Российского государства. Тяжёлый характер Ивана сформировался в следствие, его сиротского и безрадостного детства. Многие поступки совершённые им были вызваны его подозрительностью и жестокостью. Все действия Ивана IV были направлены на создание сильного, централизованного, независимого государства. Однако нельзя ни сказать, что время правления Ивана было связано с большими трудностями для всех жителей России. Никто не мог быть уверен в своей безопасности – ни крестьянин, ни знатный князь. Много людей потеряла наша страна в это время. Но были и успехи — расширение территории, уничтожение осколков Золотой Орды, которая 240 лет собирала дань на Руси.

1. Внутренняя политика Ивана IV.

Учащимся предлагается вставить пропущенные слова.

Вопросы:

Цели:

  1. Установление ______________ власти царя.
  2. Борьба с ______________ аристократией (самостоятельностью боярства).
  3. Ликвидация остатков ______________ раздробленности (удельных княжений, Новгородской вольницы).

Реформы:

  • Создание ______________ рады
  • Созыв первого ______________ собора
  • Ограничение ______________
  • Создание ______________ войска (стрелецкого)
  • Реформа налогообложения
  • Создание ______________
  • Отмена ______________
  • Принят ______________

Ответы:

Цели:

  1. Установление неограниченной власти царя.
  2. Борьба с феодальной аристократией (самостоятельностью боярства).
  3. Ликвидация остатков феодальной раздробленности (удельных княжений, Новгородской вольницы).

Реформы:

  • Создание Избранной рады
  • Созыв первого Земского собора
  • Ограничение местничества
  • Создание постоянного войска (стрелецкого)
  • Реформа налогообложения
  • Создание приказов
  • Отмена кормлений
  • Принят Судебник

2. Внешняя политика Ивана IV.

Вопросы:

Задачи внешней политики

на востоке

на западе

  1. Борьба с Казанским, Астраханским, Крымским ханством.
  2. Достижение выхода к Балтийскому морю.
  3. Объединение земель, входивших в Древнерусское государство.

_____ г. Присоединение Казанского ханства
_____ г. Присоединение Астраханского ханства
_____ г. Неудачный похож на Крымское ханство
_____ г Начало похода Ермака в Сибирь
1558 -1583 гг. _______________ война
1582 г. перемирие с ____________________
1583 г. перемирие с ____________________

Ответы:

Задачи внешней политики

на востоке

на западе

1. Борьба с Казанским, Астраханским, Крымским ханством.

2. Достижение выхода к Балтийскому морю.
3. Объединение земель, входивших в Древнерусское государство.

-1552 г. Присоединение Казанского ханства
-1556 г. Присоединение Астраханского ханства
-1559 г. Неудачный поход на Крымское ханство
-1581 г. Начало похода Ермака в Сибирь.
1558-1583 гг. Ливонская война.
1582 г. перемирие с Польшей.
1583 г. перемирие со Швецией.

3. Соотнесите между собой события и даты.

Вопросы:

  1. Начало правления Ивана Грозного
  2. Иван IV стал царём
  3. Первый Земский собор
  4. Принят новый Судебник
  5. Взятие Казани
  6. Присоединение Астраханского ханства
  7. Начало Опричнины
  8. Начало Ливонской войны
  9. Вышла первая печатная книга
  10. Завершение строительства Покровского собора

1550 г.; 1558 г.; 1561 г. 1533 г.; 1556 г.; 1549 г.; 1547 г.; 1552 г.;1565 г.; 1564 г.

Ответы:

1. Начало правления Ивана Грозного

1533 г.

2. Иван IV стал царём

1547 г.

3. Первый Земский собор

1549 г.

4. Принят новый Судебник

1550 г.

5. Взятие Казани

1552 г.

6. Присоединение Астраханского ханства

1556 г.

7. Начало Опричнины

1565 г.

8. Начало Ливонской войны

1558 г.

9. Вышла первая печатная книга

1564 г.

10. Завершение строительства Покровского собора

1561 г.

4. Рассказ с ошибками.

Вопросы:

25 августа 1533 года в семье Великого князя Василия IV Ивановича появился второй сын Иван.
Иван Васильевич родился в Москве.
После смерти отца в 5-ти летнем возрасте в 1538 году малолетний Иван оказался на престоле. В первые годы от имени Ивана страной правила его мать Великая княгиня Елена Юрьевна Глинская. После её смерти у власти, сменяя друг друга, оказались соперничавшие между собой дворянские группировки.
16 января 1550 года Великий князь Московский Иван IV Васильевич венчался на царство в Софийском соборе Московского кремля. Главной задачей внутренней политики Ивана Грозного было укрепление республиканской формы правления.
Весьма удачной была внешняя политика Ивана IV. В годы своего правления Иван Грозный на востоке присоединил к Российской империи Казанское, Астраханское, Сибирское и Крымское ханства; на западе территорию Ливонии.
Больших успехов достигла русская культура в период правления Ивана Грозного. В Москве в память взятия Казани был построен Казанский собор. Знаменитый мастер литейного дела Иван Фёдоров в 1568 году отлил знаменитый Царь-колокол. Пётр Мстиславец создал первую печатную книгу для обучения детей грамоте – «Азбуку».

Ответы:

25 августа 1533 (1530) года в семье Великого князя Василия IV (III) Ивановича появился второй (первый) сын Иван.
Иван Васильевич родился в Москве (неподалёку от Москвы в селе Коломенском).
После смерти отца в 5-ти (3-х) летнем возрасте в 1538 (1533)году малолетний Иван оказался на престоле. В первые годы от имени Ивана страной правила его мать Великая княгиня Елена Юрьевна (Васильевна) Глинская. После её смерти у власти, сменяя друг друга, оказались соперничавшие между собой дворянские (боярские) группировки.
16 января 1550 (1547) года Великий князь Московский Иван IV Васильевич венчался на царство в Софийском (Успенском) соборе Московского кремля. Главной задачей внутренней политики Ивана Грозного было укрепление республиканской формы правления (абсолютной власти царя).
Весьма удачной была внешняя политика Ивана IV. В годы своего правления Иван Грозный на востоке присоединил к Российской империи (России) Казанское, Астраханское, Сибирское и Крымское (неудачный поход) ханства; на западе территорию Ливонии (Ливонскую войну Россия проиграла.)
Больших успехов достигла русская культура в период правления Ивана Грозного. В Москве в память взятия Казани был построен Казанский (Покровский) собор. Знаменитый мастер литейного дела Иван Фёдоров (Андрей Чохов) в 1568 (1586) году отлил знаменитый Царь-колокол (Царь-пушку). Пётр Мстиславец (Иван Фёдоров) создал первую печатную книгу для обучения детей грамоте – «Азбуку». («Апостол» — книга религиозного содержания).

5. Тесты:

  1. Иван IV Грозный родился в
  2. а) 1530 г.
    б) 1533 г.
    в) 1535 г.

  3. Иван Васильевич стал Великим князем в возрасте

    а) 5 лет
    б) 4 лет
    в) 3 лет

  4. В честь рождения Ивана Грозного в селе Коломенском был построен
  5. а) Храм Вознесения
    б) Храм Василия на Горке
    в) Спасский собор

  6. Иван IV венчался на царство в
  7. а) 1546 г.
    б) 1547 г.
    в) 1548 г.

  8. Спустя несколько месяцев после провозглашения Ивана IV царём в Москве произошло грандиозное бедствие
  9. а) Землетрясение
    б) Наводнение
    в) Пожар

  10. Круг близких помощников царя назывался
  11. а) Избранная рада
    б) Государственный совет
    в) Боярская Дума

  12. Новый Судебник, принятый в 1550 году закреплял право земледельцев
  13. а) Отпускать крестьян только один раз в году
    б) Отпускать крестьян раз в месяц
    в) Не отпускать крестьян из своих владений

  14. 8. Ивану IV не удалось присоединить к России
  15. а) Астраханское ханство
    б) Крымское ханство
    в) Казанское ханство

  16. Кто утонул в Иртыше из-за царского подарка?
  17. а) Хан Кучум
    б) Знатный князь Курбский
    в) Ермак Тимофеевич

  18. Любимая потеха царя
  19. а) Медвежья травля
    б) Соколиная охота
    в) Опричнина

  20. В годы правления Ивана IV
  21. а) Вышла первая печатная книга
    б) Был построен первый собор
    в) Был составлен первый Судебник

  22. Центральным Собором Московского кремля при Иване Грозном был
  23. а) Софийский собор
    б) Покровский собор
    в) Успенский собор

  24. У Ивана IV было три сына
  25. а) Иван, Фёдор, Дмитрий
    б) Пётр, Иван, Василий
    в) Александр, Юрий, Владимир

  26. Иван IV называл «филькиными грамотами»
  27. а) Отчёты Ермака Тимофеевича об освоении Сибири
    б) Указы Земского собора
    в) Письма митрополита Филиппа

  28. Иван IV умер 17 марта 1584 года во время игры в
  29. а) Лото
    б) Шахматы
    в) Нарды

6. Соотнесите имена исторических деятелей и события.

Вопросы:

1. Ермак Тимофеевич

Избранная рада

2. Воевода А.М.Курбский

Строительство Покровского собора

3. Иван Фёдоров

Создание Царь-пушки

4. Андрей Чохов

Создание «Апостола»

5. Полководец М.И.Воротынский



Борьба с Крымским ханством

6. Барма и Постник

Ливонская война

7. Священник Сильвестр

Покорение Сибири

Ответы:

1. Ермак Тимофеевич

Покорение Сибири

2. Воевода А.М.Курбский

Ливонская война

3. Иван Фёдоров

Создание «Апостола»

4. Андрей Чохов

Создание Царь-пушки

5. Полководец М.И.Воротынский

Борьба с Крымским ханством

6. Барма и Постник

Строительство Покровского собора

7. Священник Сильвестр

Избранная рада

7. Расставьте события в хронологическом порядке:

Вопросы:

  1. Окончание Ливонской войны
  2. Взятие Казани.
  3. Введение Юрьева дня.
  4. Начало опричнины.
  5. Строительство церкви Вознесения в селе Коломенском
  6. Венчание на царство.
  7. Провозглашение Ивана IV Великим князем Московским
  8. Рождение Ивана Грозного.

Ответы:

1. Рождение Ивана Грозного

1530 г.

2. Строительство церкви Вознесения в селе Коломенском

1532 г.

3. Провозглашение Ивана IV Великим князем Московским

1533 г.

4. Венчание на царство

1547 г.

5. Взятие Казани

1552 г.



6. Начало опричнины

1565 г.

7. Введение Юрьева дня



1581 г.

8. Окончание Ливонской войны

1583 г.

8. Объясните значение слов:

  1. Местничество – порядок назначения на должность по знатности рода и давности службы великому князю.
  2. Кормление – территория, с которой бояре за судебно-административную власть получали ренту («корм»).
  3. Опричнина (1565 – 1572 гг.) – политика Ивана IV, которая имела целью установление неограниченной власти царя. Сопровождалась террором и репрессиями как средствами достижения политических целей.
  4. Земский собор – сословно-представительный орган (собрание представителей разных слоёв населения).
  5. Судебник – сборник законов (Кодекс).
  6. Зодчество – искусство строить и украшать здания.

9. Итоги царствования Ивана Грозного

Ученики в тетрадях записывают положительные и отрицательные итоги правления Ивана Грозного.
Каждая оценочная запись засчитывается как один балл.

10. Итоги урока:

Учащиеся выставляют себе оценки, в зависимости от количества правильных ответов.
Больше 55 баллов – «5»
От 35 до 55 баллов – «4»
Меньше 35 баллов – «3»

Используемая литература:

  1. Е.В. Пчелов, История России с древнейших времён до конца XVI века. (учебник для 6 класса), М., «Русское слово», 2004.
  2. Б.А. Рыбаков, История Отечества. (учебник для 8 класса) М., «Просвещение», 1993.
  3. С.Ш. Казиев, Е.Н. Бурдина, История России (в таблицах и схемах) М., 1998.

Презентация к уроку — Приложение №1.




Следующий: