Повторительно-обобщающий урок истории по теме: Николай I и его империя

Раздел: преподавание истории.

Тема:

Николай 1 и его империя.

Цель:

  1. Повторение, обобщение и структурирование
    пройденного материала.
  2. Формирование у учащихся целостности восприятия
    исторических событий данной эпохи.

Задачи:

  1. Закрепление умения классификации, построения
    аналогий, установления причинно – следственных
    связей, закономерностей с помощью проблемных и
    развивающих вопросов и заданий.
  2. Продолжение формирования навыков работы с
    историческими картами, тестами, схемами,
    опорными конспектами.

Оборудование:

  1. Карта: Крымская война1853 – 1856гг.
  2. Карточки с тестовыми заданиями, датами.
  3. Иллюстрации, картины, фотографии исторических
    личностей.

Тип урока:

повторительно – обобщающий урок.

Ход урока:

Задание № 1. Соотнесите исторические личности и
их характеристики.

Исторические личности во внутренней политике

.

1. Сперанский М.М.

2. Бенкендорф А.Х.

3. Уваров С.С.

4. Киселев П.Д.

5. Канкрин Е.Ф.

6. Николай I.

7. Чаадаев П.Я.

1. Принципиально отказался от каких бы то ни
было коренных перемен в системе управления,
пытался «усовершенствовать» ее путем еще
большей бюрократизации. Особое значение
приобрела Собственная Его Императорского
Величества Канцелярия.

2. Его перу принадлежит «Философическое
письмо», опубликованное в 1836 г. в журнале
«Телескоп». Он был другом А.С.Пушкина и многих
декабристов.

3. Начальник Третьего отделения Собственной Его
Императорского Величества Канцелярии, участник
разгрома декабристов и следствия над ними.

4. В прошлом вольнодумец, друживший со многими
декабристами, он выдвинул так называемую теорию
«официальной народности» ( «Православие,
самодержавие и народность»).

5. Он руководил группой специалистов по
составлению Свода законов. Был награжден орденом
Андрея Первозванного.

6. Возглавил Министерство государственных
имуществ, являлся инициатором реформы
управления государственной деревни.

7. Министр финансов, известный ученый -
экономист, его денежная реформа оказала
благоприятное влияние на экономику России,
способствовала росту торговли и промышленности.

Ответы: 1-5; 2-3; 3-4; 4-6; 5-7; 6-1; 7-2.

Исторические личности во внешней
политике.

1. Нахимов П.С.

2. Корнилов В.А.

3. Горчаков М.Д.

4. Меншиков А.С.

5. Сент – Арно.

6. Шамиль.

7. Ермолов А.П.

1. Герой Отечественной войны, главный начальник
Кавказского края. Передвинул оборонительную
линию на юг – на р. Сунжу, где впоследствии была
основана крепость Грозная (ныне г. Грозный).

2. Князь, царский любимец, был послан в
Константинополь на переговоры с султаном,
которые в конце концов ни к чему не привели.

3. В руках этого адмирала сходились все нити
обороны Севастополя. Неутомимый в своих
бесчисленных заботах, простой и доступный,
невозмутимо спокойный в момент опасности, он
пользовался одинаковой любовью офицеров,
матросов, солдат, жителей города.

4. Последнее распоряжение Николая I – заменить
А.С.Меншикова на нового главнокомандующего.
Именно он, приехав в Севастополь, дал приказ к
отступлению.

5. Имам, вставший во главе отрядов горцев в 1834 г.
В начале 40 – х г г. ему удалось нанести ряд
поражений русским войскам.

6. Он был смертельно ранен на Малаховом кургане.
«Отстаивайте же Севастополь…» — сказал он, теряя
сознание.

7. Маршал, участник колониальной войны в Алжире,
командовал англо – французской армией, во время
Крымской войны.

Ответы: 1-3; 2-6; 3-4; 4-2; 5-7; 6-5; 7-1.

Задание № 2. Кавказская война.

Закончите предложение.

Продвигаясь на юг, заселяя и осваивая
плодородные земли Северного Кавказа, русские
поселенцы столкнулись с ______________________________________.
Горцы находились на этапе общественного
развития, который ученые называют
_____________________________________________.Чтобы заглушить
недовольство простых горцев растущим
неравенством и обогатиться, князья
организовывали __________________________________________. Первые
набеги относятся к ___ веку. Особенно часто
совершали набеги племена, жившие в горах
_____________________. Для защиты от набегов русские власти
построили ______________________________________ ___________. В _______ г.
главным начальником Кавказского края стал
_______________.

Он повел более решительную борьбу с набегами и
для этого он приказал:
_______________________________________________________________

перетянул на сторону России
_______________________________________, а непокорных
_____________________________________________________________

Все эти меры вызвали подъем народного движения
под знаменем ислама. Его наиболее воинствующее
течение — _____________, требовало от верующих полного
подчинения духовному вождю ________ и войны с
«неверными» до полной победы. В 1834 г. имамом стал
___________. Личная храбрость, непримиримость в борьбе
и красноречие создали ему большую популярность
среди горцев. Ему удалось нанести ряд поражений
русским войскам, но не удалось поднять против
русских весь Кавказ. Война приобрела
_________________________________________________



характер. Постепенно имам стал терять влияние
среди горцев. В _______ г. Шамиль с небольшим отрядом
был окружен и сдался. Имамат распался, но война на
Кавказе продолжалась еще _____ лет. Полностью она
завершилась в _______ г.

Ответы: с воинственными племенами горцев;
военной демократией; набеги на соседние
территории; 17 в.; Дагестана и Чечни; укрепленную
линию по реке Терек; в 1816 г.; А.П.Ермолов;
передвинуть оборонительную линию на юг – на реку
Сунжу; некоторых горских князей; вытеснил из их
владений; мюридизм; имаму; Шамиль; затяжной,
изнурительный; 1859 г.; 5 лет; 1864 г.

Задание № 3. Начало кризиса.

Выбрать первые признаки кризиса николаевской
системы.

1. Крепостное хозяйство было малодоходным.

2. Денежная реформа Канкрина Е.Ф.

3. Кавказская война.

4. Венгерская кампания.

5. Восстание декабристов.

6. Средства для крупных государственных
мероприятий накапливались медленно.

7. Нерациональное расходование средств на
военные нужды.

8. Общественное движение.

9. Возросший внешний долг России.

10. Растущая военная отсталость России.

Ответ: 1; 3; 4; 6; 7; 9; 10.

Задание № 4. Общественное движение.

«О каком кружке идет речь?».

1. Члены кружка увлекались философией Шеллинга,
переосмысливая его идеи применительно к русской
действительности, поставили такие проблемы, как
«народ и интеллигенция», «Россия и Запад».
Проповедовали учение Фихте, под влиянием его
идей сложилось резко отрицательное отношение к
российским порядкам.

2. Членов нового кружка объединяла идея о
глубоком отличии России от стран Западной
Европы, об особом пути ее развитии. Главные
особенности России они усматривали в
крестьянской общине и православной вере.

3. Познакомился с сочинениями французских
социалистов и стал проповедовать их учение.
Подчеркивал: «Самые живые, современные
национальные вопросы в России теперь:
уничтожение крепостного права, отменение
телесного наказания, введение, по возможности,
строгого выполнения хотя бы тех законов, которые
уже есть ».

4. Эти люди считали Россию и Западную Европу
нераздельными частями единого культурно –
исторического целого.

5. Члены этого кружка говорили о том, что надо
отменить крепостное право, ввести свободу печати
и гласный суд. До создания тайного общества с
четкой программой дело не дошло. Приговор по их
делу был поразительно жесток.

6. Вокруг него в университете сложился кружок
единомышленников. Они обсуждали события во
Франции (в 1830 г. там произошла революция),
зачитывались произведениями французских
социалистов, а иногда устраивали веселые
вечеринки. Взгляды в то время были еще
неустоявшиеся, стихийно оппозиционные.

7. Талантливый поэт и философ, дальний
родственник А.С.Пушкина. С друзьями изучали
философию Шеллинга, пробовали свои силы в
литературе, хотели выпустить альманах.

1. Кружок Д.В.Веневитинова.

2. Кружок Н.В.Станкевича.

3. А.И.Герцен и Н.П.Огарев.

4. Петербургский кружок В.Г.Белинского.

5. Западники.

6. Славянофилы.

7. Петрашевцы.

Ответы: 1-2; 2-6; 3-4; 4-5; 5-7; 6-3; 7-1.

Задание № 5. Крымская война.

Восстановите хронологию событий.

1. Бомбардировка Севастополя.

2. Спор из-за «палестинских святынь».

3. Синопский бой.

4. Переговоры в Константинополе.

5. Англо-французская эскадра вошла в Черное
море.

6. Турецкий султан объявил России войну.

7. Сражение под Инкерманом.

8. Успех под Балаклавой.

9. Приезд в Севастополь М.Д.Горчакова.

10. Гибель адмирала П.С.Нахимова.

11. Смена главнокомандующего.

12. Захват союзниками Малахова кургана.

Ответы: 2; 4; 6; 3; 5; 1; 8; 7; 11; 10; 12; 9.

Задание № 6.

Найдите дату и определите событие.

1. Эта дата – 8 лет после восстания декабристов.
(1833 г., создан Свод законов).

2. К этой дате прибавьте количество лет, через
которые бывают високосные года. (1837 г., реформа
управления государственной деревней).

3. Чтобы получить следующую дату прибавьте 2
года. (1839 г., денежная реформа).

4. Сегодняшний год отделяет от задуманного 151
год. (1853 г., начало Крымской войны).

5. Последнюю цифру умножьте на 2. (1856 г., конец
Крымской войны, Парижский мир).

6. Это событие началось на 20 лет раньше реформы
П.Д.Киселева. (1817 г., начало Кавказской войны).

7. К последней дате прибавьте 47 лет (1864 г.,
закончилась Кавказская война).

Итак, мы с вами повторили весь материал,
изученный по данной теме. А сейчас я предлагаю на
закрепление этого материала заполнить следующую
схему.




Следующий: