Повторительно-обобщающий урок для учащихся 7-х классов по теме Россия при Петре Великом


Цели урока:

1. Подвести итоги изучения жизни и деятельности
Петра Первого.

2. Закрепить знания важнейших фактов данного
периода.

3. Обобщение, систематизация изученного.

Задачи урока:

1. Образовательная.

Знать хронологию основных событий времён
правления Петра Первого.

Называть преобразования в экономике, армии,
государственном устройстве, церковном
управлении, культуре и давать им оценку.

Работать с исторической картой.

2. Развивающая.

Находить в энциклопедиях, справочниках,
учебнике факты о деятельности Петра Первого,
понимать их значение, пользоваться
дополнительной исторической литературой и
современными компьютерными технологиями.

3. Воспитательная.

Воспитывать в детях интерес к изучению истории,
любовь к Родному Отечеству, гордость и
патриотизм.

Оборудование урока:

1. Историческая карта “Россия в 17 в. — 1760 гг.”.

2. Портрет Петра Первого.

3. Мультемидийная установка.

4. Раздаточный материал.

5. Иллюстрации основных тем и событий.

6. Картосхемы.

Методические рекомендации:

1. Урок разработан в игровой форме, как
викторина.

2. Класс делится на 2 команды.

3. В конце урока — каждый ученик получает оценку.

ЗАДАНИЕ 1: РАЗМИНКА ДЛЯ УМА

Каждая команда отвечает на пять вопросов.

1. Как звали отца царя Петра? (Царь Алексей
Михайлович)

2. Назовите дату Северной войны. (1700-1721 гг.)

3. Когда был основан г.Санкт-Петербург? (1703 г.)

4. Что такое “абсолютизм”? (Форма правления
государства, при которой монарху принадлежит
неограниченная верховная власть).

5.Как называлась первая печатная газета?
(“Ведомости”)

1. Как назывались потешные полки Петра?
(Семёновский и Преображенский)

2. Назовите годы Великого посольства. (1697-1698 гг.)

3. Когда был подписан Ништадтский мир? (1721 г.)



4. Дайте определение “аристократии”. (Родовая
знать)

5. Когда и где был открыт первый русский музей?
(1714 г. Кунсткамера; СПб.)

За каждый правильный ответ — 1 балл.

ЗАДАНИЕ 2: ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

На экране появляются портреты выдающихся
политических деятелей и представителей культуры
времён Петра Великого: А.Д.Меншиков,
Б.П.Шереметев, Н.П.Репнин, П.И.Ягужинский, Ж.Леблон,
Д.Трезини, Ф.Б.Растрелли, И.К.Коробов, М.Г.Земцов,
И.Н.Никитин и другие.

Каждая команда выбирает портрет одного
исторического лица и даёт краткую
характеристику его деятельности.

За правильный ответ — 2 балла.

ЗАДАНИЕ 3: ТЕСТИРОВАНИЕ

Проверка основных знаний

На экране появляются вопросы с вариантами
ответов, чья команда быстрее даст правильный
ответ та и заработает дополнительный балл. За
каждый правильный ответ — 1 балл.

1. Первая половина 18 в. в историю России вошла
как:___

а) елизаветинское время;

б) петровская эпоха;

в) екатерининская эпоха.

2. Определите цели “Великого посольства”:___

а) поиск союзников в предстоящей войне против
Швеции;

б) заключение мирного договора с Турцией;

в) обучение царя Петра за границей.

3. Укажите даты Северной войны:___

а) 1700-1721 гг.; в) 1699-1720 гг.;

б) 1709-1721 гг.; г) 1701-1721 гг.

4. Полтавская битва произошла:___

а) в 1705 г.; в) в 1707 г.;

б) в 1709 г.; г) в 1704 г.

5. Определите причины поражения русских войск
под Нарвой:___

а) отсутствие командного состава;

б) небоеспособность русской армии;

в) отсутствие царя Петра во время осады.

6. В 1703 г. в ходе Северной войны царь Пётр основал
город:___

а) Санкт-Петербург;

б) Архангельск;

в) Азов.

7.Союзником России в войне со Швецией была:___

а) Голландия;

б) Англия;

в) Речь Посполитая.

8. Россия в 18 в. становится империей. Первым
императором был:___

а) Пётр Второй; б) Михаил Романов; в) Пётр Первый.



9. Укажите итоги Северной войны:___

а) Россия отвоевала выход в Балтийское море;

б) Россия лишилась части своей северной
территории;

в) Россия получила выход в Чёрное море.

10.Петра Первого можно назвать:___

а) реформатором;

б) консерватором;

в) революционером.

11. Пётр Первый начал свою реформаторскую
деятельность с реформ в области:___

а) просвещения;

б) военной;

в) промышленности.

12. В результате реформаторской деятельности
Петра Первого в России оформилась:___

а) абсолютная монархия;

б) конституционная монархия;

в) имперская власть.

13. Отметьте проведённые Петром Первым
преобразования в области экономики:___

а) развитие мануфактур;

б) ослабление крепостного гнёта;

в) расширение внутреннего рынка.

14. В области внешней торговли и отечественной
промышленности правительство проводило
политику меркантилизма. Меркантилизм — это:

а) политика активного вмешательства
государства в хозяйственную жизнь страны;

б) невмешательство государства в хозяйственную
жизнь страны;

в) преобладание ввоза товара над вывозом.

15.Значение реформ Петра Первого состояло в том,
что___

а) были созданы регулярная армия и флот;

б) произошел рост мануфактурного производства;

в) получили развитие наука и образование;

г) верны все ответы.

16. Соотнесите события и даты:___

1. Открытие Академии наук.

2. Создание
Кунсткамеры.

3. Введение празднования Нового года.

а) 1725 г.;

б) 1714 г.;

в) 1700 г.

17.Соотнесите название органов правления и чем
они являлись:___

1. Сенат.

2. Земский собор.

3. Боярская дума.

а) совет бояр;

б)
сословно-представительное учреждение;

в) высший государственный совет.

18.Ухудшение положения крестьян в начале 18
в.объясняется:___

а) возросшими государственными повинностями;

б) мобилизацией на строительство флота и
Санкт-Петербурга;

в) приписыванием к мануфактурам;

г) верны все ответы.

19.Строительство Санкт-Петербурга началось с
сооружения:___

а) Михайловского замка;

б) Петропавловской крепости;

в) Зимнего дворца.

20. “Вечным работником” назвал Петра Первого:___

а) А.С.Пушкин; б) А.Д.Меншиков; в) Н.М.Карамзин.

КЛЮЧ К ТЕСТУ:

1. б; 6. а;
11. б; 16. 1а; 2б; 3в;

2. а; 7. в;
12. а; 17. 1в; 2б; 3а;

3. а; 8. в;
13. а; 18. г;



4. б; 9. а;
14. а; 19. б;

5. б; 10. а;
15. г; 20. а.

ЗАДАНИЕ 4. КОНКУРС КАПИТАНОВ

Каждый капитан получает конверт с заданием,
которое предполагаетработу с картой. За
правильный ответ — 2 балла.

Конверт 1:

а) В хронологическом порядке покажите на карте
места основных военных сражений Северной войны
1700-1721 гг.

б) Покажите на карте территорию, вошедшую в
состав России по Ништадскому миру 1721 г.

Конверт 2:

а) Покажите на карте районы Астраханского
восстания 1705-1706 гг.и восстания под
предводительством К. А.Булавина — 1707-1709 гг.

б) Покажите на карте территорию, вошедшую в
состав России в результате Азовских походов и
закреплённую по

Константинопольскому миру 1700 г.

ЗАДАНИЕ 5: ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС

Заранее командам было предложено подготовить
творческую работу дома и представить её на
конкурсе. Это может быть инсценировка на тему
эпохи времён Петра Первого, рисунок,
стихотворение собственного сочинения.

Конкурс оценивается по 5 бальной системе.

Закончился повторительно-обобщающий урок-игра,
подсчитаны баллы, все участники получают оценки
за урок.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. А.А.Данилов. История России. Изд-во М.:
“Просвещение”. 2010 г.

2. М.Н.Зуев. История России. Учеб-е пособие. Изд-во
М.: “Сникс 21 век”. 2008 г.

3. И.Грабарь. Петербургская архитектура 18-19 вв.
СПб.: “Лениздат”. 1994 г.

4. Энциклопедия. История России. Изд-во М.:
“Аванта+”. 1995 г.




Следующий: