Поэзия времен Великой Отечественной войны 11-й класс

Оборудование: эпиграф, книги, гвоздики,
электронное наглядное сопровождение урока.

Цель урока:

  • познавательная: углубление знаний учащихся о
    войне 1941-1945 гг., ознакомить учащихся
  • с разнообразием и глубиной поэзии времен войны;
  • развивающая: выразительное чтение
    стихотворения, выступление перед аудиторией;
  • воспитательная: любовь к родине, патриотизм,
    чувство гордости за свою страну и народ.

План урока:

  • Организационная часть.
  • Вступительное слово учителя.
  • Основная часть урока: ведущие по очереди читают
    о поэтах и их стихах, ученики наизусть
    рассказывают стихи, слушают записи песен и
    стихов.
  • Заключительное слово учителя.
  • Ход урока


    Война – жесточе нету слова.
    Война – печальней нету слова.
    Война – святее нету слова
    В тоске и славе этих лет.
    И на устах у нас иного
    Ещё не может быть и нет.

    А. Твардовский, 1941 г.

    Слово учителя:

    Сегодняшний наш урок посвящен
    поэзии времен Великой Отечественной войны.
    Казалось бы, война и стихи – никак не совместимые
    понятия, но и на войне поэты оставались поэтами.
    Мы вспомним стихотворения поэтов, чьё творчество
    во многом посвящено военной теме; стихотворения,
    ставшие классическими произведениями и те,
    которые мало знакомы широкому кругу читателей.

    Поэзия времен Великой Отечественной войны
    представляет собой целую поэтическую вселенную,
    состоящую из множества поэтических миров –
    ярких, индивидуальных, вместе с тем составляющих
    идейно-художественное единство. Она как вид
    искусства, способный на быстрый эмоциональный
    отклик, в первые же месяцы и даже дни войны
    создала произведения, которым суждено было стать
    эпохальными, в них в чеканной форме выразилось
    народное самосознание, народная точка зрения на
    события.

    1 ведущий:

    Война против фашизма была народной
    и священной, с августа 1941 года её стали называть
    Отечественной. Поэт Василий Лебедев-Кумач в
    содружестве с композитором А. Александровым
    написали песню “Священная война”. Уже 24 июня 1941
    года текст песни был опубликован на страницах
    газет “Известия” и “Красная звезда”. Все
    трудных четыре года была эта песня с нашим
    народом, сопровождая его в военной страде и
    тяжелой жизни тыла.

    Звучит песня “Священная война”, на фоне песни
    читается отрывок из заявления Советского
    правительства от 22 июня 1941 г.: “…Сегодня, в 4 часа
    утра, без предъявления каких-либо претензий к
    Советскому Союзу, без объявления войны,
    германские войска напали на нашу страну,
    атаковали наши границы во многих местах и
    подвергли бомбежке со своих самолетов наши
    города – Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и
    некоторые другие…”

    1 ученик:

    А. Твардовский

    Дом у дороги

    В тот самый час воскресным днем,
    По праздничному делу,
    В саду косил ты под окном
    Траву с росою белой.
    Трава была травы добрей –
    Горошек, клевер дикий,
    Густой метелкою пырей
    И листья земляники.
    …………………………….
    Домой ждала тебя жена,
    Когда с нещадной силой
    Старинным голосом война
    По всей стране завыла.
    ……………………………
    Не докосил хозяин луг,
    В поход запоясался,
    А в том саду все тот же звук
    Как будто раздавался:
    Коси, коса,
    Пока роса,
    Роса долой –
    И мы домой.
    ……………
    И был ты, может быть, уже
    Забыт самой войною,
    И на безвестном рубеже
    Зарыт иной землёю.
    Не умолкая, тот же звук,
    Щемящий звон лопатки,
    В труде, во сне тревожил слух
    Твоей жене – солдатке.
    Коси, коса,
    Пока роса,
    Роса долой –
    И мы домой.

    1942–1946 гг.

    2 ведущий:

    Документы военных лет. Считаем свое перо
    мобилизованным. Из резолюции митинга писателей
    Москвы 22 июня 1941 года: “… Каждый советский
    писатель готов все свои силы, всю свою кровь, если
    это понадобится, отдать делу священной, народной
    войны против врагов нашей Родины!”

    Из заявления писателей Ленинграда в начале
    июля 1941 года: “…Настал момент, когда наряду с
    пером в наших руках должна быть винтовка, а наше
    место – в строю, плечом к плечу с рядовыми
    бойцами”.

    Так многие писатели и поэты уходили на войну.

    1 ведущий:

    Великая Отечественная война прошла через
    сердце каждого поэта. В те огненные годы героизм
    народных масс вдохновлял на создание волнующих и
    точных по своей гражданской нацеленности
    стихотворений, а сами стихи, в свою очередь,
    поднимали людей на борьбу, давали силы в бою, вели
    к победе.

    Поэты работали в армейской печати, участвовали
    в строительстве оборонительных рубежей, с
    оружием в руках защищали Отчизну. Одни, солдаты и
    офицеры переднего края, прошли сквозь горнило
    сражений и израненные, вынесли из-под огня
    “порохом пропахнувшие строки”. Другие не
    увидели утро победы, и последней строкой их
    судьбы стала скупая запись: “Пал смертью
    храбрых…” Мы помним их: Ю.Инге, Б.Костров,
    А.Лебедев, Г.Суворов, П.Шубин и многие другие.

    2 ведущий:

    Константин Михайлович Симонов с 1941 по 1945 гг. –
    военный корреспондент газеты “Красная звезда”.
    Эти корреспонденции составили позже четыре
    книги. В январе 1942 г. в газете “Правда” было
    опубликовано стихотворение “Жди меня”.

    2 ученик: читает стихотворение “Жди меня”.

    Жди меня, и я вернусь.
    Только очень жди.
    Жди, когда наводят грусть
    Желтые дожди,
    Жди, когда снега метут,
    Жди, когда жара,
    Жди, когда других не ждут,
    Позабыв вчера…

    2 ведущий:

    Была своя закономерность в том, что
    первоначально писалось оно, как и “Землянка”
    Алексея Суркова, тоже появившаяся на страницах
    “Правды” в феврале 1942 года, не для газеты, да и
    вообще не для публикации. Это были интимные
    стихи-письма.

    Сурков во время наступления под Москвой, в
    декабре 1941 года, написал свою “Землянку”,
    которую тут же запели и поют до сих пор. Этой
    песне суждена долгая жизнь.

    Звучит песня в исполнении учащихся.


    1 ведущий:

    8 марта 1942 г. в “Правде” было напечатано
    стихотворение Анны Ахматовой “Мужество”.
    Сегодня – это наша отечественная классика. Что
    оно вмещает в себя? Трагический опыт первого
    полугода войны и первых месяцев блокады
    Ленинграда, раздумья о судьбах Родины и
    национальном достоинстве, призыв к мужеству и
    непоколебимую уверенность в том, что народ
    выстоит.

    3 ученик:

    Мы знаем, что ныне лежит на весах
    И что совершается ныне.
    Час мужества пробил на наших часах,
    И мужество нас не покинет.
    Не страшно под пулями мертвыми лечь,
    Не горько остаться без крова, -
    И мы сохраним тебя, русская речь,
    Великое русское слово.
    Свободным и чистым тебя пронесем,
    И внукам дадим, и от плена спасем
    Навеки!

    1 ведущий:

    В этих стихах отчетливо выражена связь не
    только с русской классической, но и с традицией
    древнерусской литературы. Оно было не в полную
    меру принято современниками. Глубина этих
    сдержанных, исполненных достоинства строк
    раскрылась с движением времени.

    2 ведущий:

    Главная тема военных лет или главная её
    художественная идея состояла в утверждении и
    прославлении жизни. Самая великая и самая
    жестокая война в истории человечества велась
    “ради жизни на земле”, как сказал Александр
    Твардовский в поэтической эпопее “Василий
    Теркин”, “Книге про бойца”.

    Она была энциклопедией народной жизни за
    четыре военных года, главы из неё печатались и
    перепечатывались во фронтовых газетах. И если
    “Священная война” Василия Лебедева-Кумача
    явилась “главной песней” тех лет, то “Василий
    Теркин” Твардовского был “главной книгой”
    фронта, окопа.

    В лирической хронике Александра Твардовского
    “Дом у дороги”, которую мы уже прослушали, поэме
    о великом бедствии народа есть строки,
    обращенные к современникам и в будущее:
    “Давайте, люди, никогда об этом не забудем”.
    Память живет в народном сознании и в
    художественном сознании литературы, рождая
    стремление спасти человечество от новой
    трагедии.

    И не случайно эпиграфом нашего урока является
    стихотворение Твардовского: “Война – жесточе
    нету слова…”.

    1 ведущий:

    Осознание грандиозности подвига, совершенного
    советским солдатом, потребовало от поэзии
    масштабности художественного мышления и самой
    художественной образности. Сергей Орлов
    оказался тем поэтом, кому выпало выразить эту
    грандиозность художественными средствами.

    4 ученик:


    Его зарыли в шар земной,
    А был он лишь солдат,
    Всего, друзья, солдат простой,
    Без званий и наград…
    Давным-давно окончен бой…
    Руками всех друзей
    Положен парень в шар земной,
    Как будто в мавзолей…

    1 ведущий:

    Стихи эти тоже стали нашей классикой. Их первая
    фраза: “Его зарыли в шар земной” — теперь
    высечена на гробовой плите самого поэта.

    Учитель:

    Очень много стихотворений было посвящено
    матерям. Для каждого мать ассоциировалась с
    Родиной, а Родина – с матерью. И поэтому наказ
    матерей сыновьям звучал как наказ самой Родины.

    Хочу познакомить вас с поэтом Павлом Булушевым
    и его стихотворением “Мамы идут на прорыв”.
    Прошу обратить внимание на последние две
    строчки.

    Всё начальство наше в изумленье.
    На рассвете к нам из тыла, у высотки,
    Просочились через оцепленье
    Чуть не в боевое охраненье
    Две каких-то оголтелых тетки.

    Сам комбат (он спал) полураздетый
    Расшумелся: “Жизней вам не жалко?!
    Здесь у нас танкоопасный сектор.
    И вообще, в трехстах шагах нейтралка!”

    Но бессильны все его резоны.
    Дело в том, что тут у нас в разведке
    С дней формирования батальона
    Служат сыновья их, однолетки.

    А с войны какие увольнения?
    Вот к ним в гостьи и явились сами.
    “Так что окажите уваженье,
    Не задерживайте нас. Мы – мамы!”

    Пробивной пароль у этих женщин.
    Тут комбату и ответить нечем.
    (Даже старший лейтенант из “Смерша”
    Строгость напускает… безуспешно).

    И сквозь оборону спозаранку
    Мамы прорываются упрямо…
    Можно задержать лавину танков,
    Но попробуйте остановите маму!

    Очень хорошее трогательное стихотворение.

    2 ведущий:

    Якутские поэты тех лет тоже писали стихи,
    вдохновляли ими свой народ. От них исходила
    огромная моральная сила, поддерживающая и тыл, и
    фронтовиков. Это и Сергей Степанович Васильев, и
    Тимофей Егорович Сметанин, и Гавриил Иванович
    Макаров (Дьуон Дьанылы) и мн. др.

    Послушайте отрывок из стихотворения Тимофея
    Сметанина “БырастыылаЬыы” (прощанье),
    написанное в 1942 г.

    5 ученик:


    КэтэЬин, дооттоор, кэлиэхпит,
    Эрэнин, биЬиги эргиллиэхпит, —
    Кырыстан сибэккилэр,
    Лабаалартан сэбирдэхтэр
    Чээлэй куеунэн чэмэлиЬэр,
    Дьэрэкээн енунэн дьиримнэЬэр,
    Киэн Лена аралыйар
    Кэлэр дьыл сааЬыгар.
    Тулабыт уерэ-кете туруоа,
    Оо, онно кэрэ да буолуоа.
    Сиппэтэх тойуктары биЬиги
    Оччоо ситэ туойуохпут,
    Итии эркиннээх кэрэ оло5у
    Оччоо дьэ олоруохпут.

    2 ведущий:

    Позади оборона Брестской крепости, оборона
    Москвы, блокада Ленинграда, Сталинградская
    битва, Курская дуга…

    Настроение в войсках было хорошее,
    победоносное, частенько в конце дня певали
    “Катюшу”, “Землянку”, “Темную ночь”…
    Поразительно и чудодейственно это в людях –
    осознание силы, жизнелюбие, песня, стихи.

    Долгим и нелегким был путь к Берлину.

    Давайте просто послушаем стихи и песни тех лет.

    (Прослушиваются записи песен и стихов в
    исполнении известных актеров)

    1 ведущий:

    9 мая. Каким он был долгожданным!

    Емилиан Буков “Победа”.

    6 ученик:

    Я ждал тебя, не как влюбленный
    Подругу ждет – придет ли, нет…
    Я ждал тебя, как сад бессонный
    Ждет на заре, чтоб хлынул свет.

    Пришла, как в небо голубое
    Приходит солнышко весной,-
    И смолк далекий грохот боя,
    Запели птицы надо мной.

    Мне столько слов сказать хотелось!
    Но слезы хлынули из глаз,
    Впервые изменила смелость,
    И робок был я в этот час.

    1945 г.

    7 ученик: Сергей Викулов
    “Возвращение”.

    Вот и дом мой. Старые березы
    У окна по прежнему шумят.
    Я пришел. Но почему же слезы?
    С радости, как люди говорят?
    Утром рано-рано на крылечко,
    Словно завороженный стою,
    И в окошко вижу я у печки
    Маму постаревшую мою.

    Я шатаюсь, словно выпил лишку
    Только дверь толкнул – и дома … вот!
    - Помнишь, мама, среднего сынишку,
    Много доставлявшего хлопот?

    Я пришел. Но знаю: нету брата.
    Я пришел. Но знаю: нет отца.
    Утираю, будто виноватый
    В чем-то, слезы с мамина лица.

    Заключительное слово учителя:

    В течение нескольких уроков мы знакомились с
    жизнью и творчеством поэтов времен Великой
    Отечественной войны. И каждый из вас, наверняка,
    для себя сделал какие-то выводы. Как видите, поэты
    писали на разные темы. Было написано множество
    стихов, сложено песен, были написаны поэмы
    известными и малоизвестными поэтами и просто
    солдатами.

    Отсюда мы можем сделать вывод, что каждый поэт,
    как гражданин, как воин – сделал огромный вклад в
    дело Победы, в дело грядущего будущего,
    вдохновляя своими стихами. Своим творчеством
    солдат – в бою, тружеников тыла – веру в Победу.

    Заканчивая наш урок, хочу сказать, что у
    человека есть свой час памяти, обращенный к
    прошлому. Сегодня – это пора тревожных раздумий
    о судьбах мира и самой жизни планеты Земли, над
    которой нависла угроза гражданских войн,
    термоядерной катастрофы.

    Война 1941-1945 годов оставила глубокую рану в
    душах и сердцах каждого человека, россиянина.

    Эта война действительно была, действительно
    страшная и долгая… И вам – молодым, нужно
    помнить об этом, знать, читать о ней и уважать
    героев, уважать их подвиги, уважать ветеранов,
    которые боролись не щадя своей жизни, ради
    светлого будущего, ради счастья на земле, ради
    нас.

    Роберт Рождественский “Реквием”: (Все встают)

    Памяти наших отцов и
    старших братьев, памяти
    вечно молодых солдат и
    офицеров, павших на
    фронтах Великой Отечественной войны
    Вечная Слава
    Героям!
    (Все вместе) Вечная слава!
    Вечная слава!
    Вечная слава
    Героям!

    Почтим память наших героев — дедов и прадедов
    минутой молчания!

    Спасибо всем за активное участие и за внимание.

    Урок окончен. Приложение

    Следующий: