Поэзия войны


Цель:

дать обзор поэзии времён Великой
Отечественной войны, показать, что поэзия, как
самый оперативный жанр, соединяла высокие
патриотические чувства с глубоко личными
переживаниями лирического героя.

Задачи:

  • познакомить учащихся с лирическим и песенным
    творчеством поэтов военной и послевоенной поры;
  • развивать умение выделять главное в лекционном
    материале, развивать речь учащихся, прививать
    навыки выразительного чтения наизусть,
    расширять кругозор учащихся;
  • воспитывать чувство патриотизма, любовь к
    родине, интерес к поэтическому творчеству,
    посвящённому ВОВ.

Методические приёмы: лекция учителя,
сообщения учащихся, чтение наизусть.

Оборудование урока: записи песен
военных лет, выставка книг, фотографий,
иллюстраций; урок выполнен в
программе Power Point.

Примечание. Класс делится на две
группы: 1-я группа готовит сообщения о
поэтах-фронтовиках, 2-я группа — выразительное
чтение стихотворений наизусть.

Ход урока.



1.Вступ.слово учителя (звучит песня из к/ф
“Офицеры”, муз.Р.Хозака, сл.Е.Аграновича “От
героев былых времён”).( Открываем 1-й слайд,
говорим тему, цель урока).

Открываем 2-й слайд:

Поэзия была самым оперативным, самым
популярным жанром военных лет.

Именно поэзия выразила потребность людей в
правде, без которой невозможно чувство
ответственности за свою страну.

В первый же день войны писатели и поэты Москвы
собрались на митинг. Выступили А.Фадеев,
В.Лебедев-Кумач, А.Жаров. Фадеев заявил:
“Писатели Советской страны знают своё место в
этой решительной схватке. Многие из нас будут
сражаться с оружием в руках, многие будут
сражаться пером”.

Открываем 3-й слайд:

Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт,
свыше 400-х сот не вернулись назад.

Открываем 4-й слайд:

Поэзия надела военную шинель с первых же дней
войны. Уже на третий день по всей стране, как
призыв, зазвучала песня на стихи Лебедева-Кумача
“Священная война”.

Стихи этой песни выражают всю гамму чувств
людей, переживших шок от внезапно начавшейся
войны, боль, горе, тревогу, надежду.

2

.Сообщение учащегося об истории создания
“Священной войны” (см. “Приложение”).
Звучит запись песни. Открываем 5-й слайд.

3.Сл. учителя. Открываем 6-й слайд:

Поэзия
отражала необыкновенную душу нашего человека.
Она поддерживала, помогала, вдохновляла. Поэты
поднимали боевой дух солдат, звали на бой с
фашистами.

Один из наиболее ярких поэтов этой поры –
Константин Симонов.

4

.Сообщение учащегося о творчестве
К.Симонова. (см. “Приложение”)

5. Сл. учителя. Открываем 7-й слайд:

Наиболее
яркое стихотворение в творчестве К.Симонова –
стихотворение “Жди меня”. Это гимн любви,
верности, такой настоящей любви ничего не
страшно. Такая любимая, которая умеет ждать “как
никто другой”, нужна была каждому, кто воевал,
чтобы верить, чтобы жить и побеждать.

6.

Звучит авторское исполнение
стихотворения “Жди меня”.

7. Выразит.чтение учащимися стихотворений
К.Симонова наизусть.

8. Сл. учителя. Открываем 8-й слайд.

Прошёл
войну и дошёл до Берлина Давид Самойлов.

9. Сообщение учащегося о творчестве Д.Самойлова.
(см. “Приложение”)

10. Сл. учителя.

Творчество Самойлова
многогранно и многопланово. Самое известное
стихотворение Д.Самойлова “Сороковые,
роковые…”.

11.

Выразит.чтение стихотворения наизусть
учеником на фоне звучащей песни “Эх, дороги”.

12. Сл.учителя

Через всё произведение проходит
антитеза, позволяющая широко использовать
антонимы: смерть, реальный ужас войны, смерти и
юношеское жизнелюбие, молодое счастье. “Война,
беда, мечта и юность!”, “Сороковые, роковые…” -
стихотворение-воспоминание. Поэт ведёт с
читателем задушевный разговор о пережитом и
передаёт боль от того, что молодые годы его
поколения, годы мечты, любви, надежды пришлись на
период жестокой войны; одновременно мы чувствуем
радостное, оптимистическое настроение поэта,
который гордится поколением юных защитников
Родины, сумевших выстоять и победить.

Давиду Самойлову принадлежат такие
стихотворения о войне, как: “Снегопад”,
“Тревога”, “Звезда”.

Время и память до последних дней жизни поэта
были главными опорами его жизни и творчества.



И я, солдат двадцатилетний,
Счастливый тем, что я есть я,
В болотах Волховского фронта
Расположилась наша рота,
И жизнь моя, и смерть моя.

“Звезда”.

13. Сл. учителя. Открываем 9-й слайд:

Через всю войну прошла санитаркой поэтесса
Юлия Друнина, принадлежащая к поколению, юность
которого проходила испытания на зрелость на
фронтовых дорогах ВОв. 17-летней выпускницей
одной из московских школ она, как и многие её
сверстницы, в 1941 году добровольцем ушла на фронт
бойцом санитарного взвода.

14. Сообщение учащегося о судьбе и творчестве
Ю.Друниной. (см. “Приложение”)

15. Сл.учит.



Действительно, в её характере
наиболее яркими чертами были решительность и
твёрдость. Если уж она что решила, ничем её не
собьёшь, никакой силой. Наверное, это особенно
проявилось, когда она добровольцем уходила на
фронт:

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты,в санитарный взвод.
Дальние разрывыслушал и не слышал
Ко всему привыкший 41-й год.

Так сказала она о себе в 1942 году. И позднее в
её стихах будет звучать этот мотив ухода из
детства в огонь войны, из которого она не
возвратилась…

16. Открываем 10-й слайд. На фоне звучащей музыки
“Соловьи” ученики читают наизусть стих.
Ю.Друниной “Зинка”.

17.Сл.учителя. Открываем 11-й слайд.

“Соловьиным чудом России” называют Михаила
Исаковского. Он написал немало стихотворений и
поэм, но всенародную любовь и известность он
обрёл как поэт-песенник.

Его перу принадлежат такие песни, как :

  • “Дан приказ ему на запад”
  • “Летят перелётные птицы”
  • “Услышь меня хорошая”
  • “Враги сожгли родную хату”
  • “Ой, туманы мои, растуманы”
  • “В лесу прифронтовом”
  • и др.

Особенна история создания песни “Катюша” на
музыку М.Блантера. В годы ВОВ появились десятки
вариантов “Катюши”, её именем “окрестил” народ
новое оружие – реактивные гвардейские миномёты,
вселявшие ужас во врага. Открываем 12-й слайд.

18. Сообщение учащегося об истории создания
песни “Катюша” на фоне звучащей музыки. (см. “Приложение”)

19. Сл.учителя. Сегодня, ребята, мы лишь
прикоснулись к теме “Поэзия войны”, так как
поэтов, выразивших боль происходящего в 1941-1945
годах, более тысячи. Я советую вам дополнительно
почитать стихи О. Бергольц, Б.Окуджава,
В.Высоцкого, М.Джалиля, Э.Асадова, Р.Гамзатова.

По данным энциклопедии “Великая Отечественная
война” 471 писатель с войны не вернулся. Открыть
13-й слайд.

Муса Джалиль в 1941 году казнён фашистами в
концлагере.

  • Алексей Лебедев погиб в 1941 году при выполнении
    боевого задания.
  • Юрий Инге погиб в 1942 году на корабле,
    торпедированном фашистами.
  • Борис Котов погиб в 1943 году при форсировании
    Днепра.
  • По данным энциклопедии “Великая Отечественная
    война” 471 писатель с войны не вернулся.

    После войны, оставив большой след в поэзии о
    Вов, ушли от нас поэты:

    Юлия Друнина, Николай Старшинов, Эдуард Асадов,
    Александр Твардовский, Расул Гамзатов, Владимир
    Высоцкий и др. Открыть 14-й слайд:

    Помните –

    через века,
    через года.
    Помните о тех,
    Кто уже не придёт никогда,
    Пожалуйста,
    Помните…

    Минута молчания…

    20.Открываем 15-й слайд. Слушаем песню “Журавли”,
    муз. Я.Френкеля, сл.

    Р.Гамзатова в исполнении М.Бернеса.

    21.16-й слайд .

    Какое впечатление осталось у вас
    от урока?

    22.Дом.зад.

    Написать эссе на тему “Война,
    жесточе нету слова…”.




    Следующий: