Поэзия М. И. Цветаевой

Класс: 11.

Цель урока: обзорно познакомить
учащихся с творчеством М.И. Цветаевой.

Задачи:

  • Исследовать язык поэтических текстов М.И.
    Цветаевой через её биографию;
  • Найти заключённую в стихотворениях образную
    информацию и вместе с тем не лишить
    стихотворения их поэтического очарования и
    прелести;
  • Воспитывать любовь и интерес к поэзии, показать
    учащимся величие, необычайную красоту,
    выразительность родной речи, её неисчерпаемые
    богатства, которые заложены во всех областях
    языка и которые мастерски использует М.И.
    Цветаева.

Оборудование урока:

  • портрет М.И. Цветаевой;
  • распечатки текстов стихотворений;
  • презентация.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами
обратимся к творчеству ещё одного поэта
серебряного века – М.И. Цветаевой.(слайды № 1,2,3) Может
быть, кто-то из вас уже слышал о М. Цветаевой?
Какой она вам представляется? Какие смысловые
ассоциации возникают в вашем воображении, когда
вы слышите имя Марины Цветаевой?

(Творец, бард, трагедия, судьба-легенда, стихия,
свобода, любовь, цветы, цветение, тайна,
обнажённая душа, израненное сердце, глубина моря,
сердце бьётся в каждой строчке, поёт стихи…)

Первое, на что я хотела бы обратить внимание –
это то, что М.И. Цветаева была поэтом вне групп и
направлений, т.е. она не относилась ни к
поэтам-символистам, ни к акмеистам, ни к
футуристам. (слайд №4)

По своему стиху и поэтическому слову М.
Цветаева ни на кого не похожа. Максимилиан
Волошин считал, что её творческого избытка
хватило бы на несколько поэтов и каждый был бы
оригинален.

Писать стихи М. Цветаева начала ещё в
шестилетнем возрасте, причём не только на
русском, но и на французском и немецком языке.

Давайте прочитаем первое стихотворение (у
учащихся на партах распечатки Приложение
№1
)

Выразительное чтение стихотворения.

- О чем это стихотворение?

( О стихах, которые пока никому неизвестны, но
придёт черед их известности).

- Обратите внимание на то, когда написано это
стихотворение. Марина Цветаева уже в таком
возрасте осознавала себе цену, предвидя, что её
время придёт не скоро, но придёт обязательно.
Теперь этим пророческим стихотворением обычно
открываются все цветаевские сборники.

Цветаеву все те годы, когда она создавала
подлинные шедевры, фактически никто не знал,
кроме внимательных друзей-поэтов. Первые её
сборники остались пылиться на складах и в
магазинах.

Акмеисты реагировали на её стихи
неодобрительными отзывами, а В. Брюсов даже
выражал явное разочарование. Задетая их
критическими отзывами, Цветаева писала, что если
бы она была с ними в цехе, то они бы не ругались,
“но в цехе я не буду. Литературных влияний не
знаю, знаю человеческие”.

Широкому читателю М. Цветаева оставалась
неведомой ни до революции, ни после. На родине её
стали публиковать почти через двадцать лет после
смерти.

М.Цветаева была убеждена, что “черёд её стихам
придёт” и писать не переставала.

Давайте обратимся к следующему стихотворению. (Приложение №2)

Выразительное чтение стихотворения.

- О чём это стихотворение?

(В стихотворении говорится о том, с чем
сравнивается имя Александра Блока).

- Запишем первые две строки стихотворения:

Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке.

- Всё стихотворение построено на ассоциациях.
Подумайте, почему имя Блока сравнивается с
птицей в руке, с льдинкой на языке?

(Цветаева хочет передать неуловимость
мгновения: раскроешь руку, и птица улетит,
льдинка на языке растает).

- Заметим, что неуловимость мгновения
передаётся и в других строках стихотворения:
“мячик, пойманный на лету”, “камень, брошенный в
тихий пруд”. “Льдинка на языке” может быть
также связана со звуком “л” в имени Блока. Когда
мы произносим звук “л”, возникает образ чего-то
лёгкого, холодного. А как вы можете объяснить
фразу: “Одно – единственное движенье губ”?

(В слове “Блок” один слог, поэтому оно
произносится одним движением губ).

- Хорошо. А вот почему Цветаева говорит дальше:
“имя твоё — пять букв”? Ведь в имени Блока четыре
буквы.

(Потому что в момент написания стихотворения
это слово писалось иначе — БЛОКЪ. (слайд №5)

- В чём языковая особенность отрывка? Какое
словосочетание повторяется?

(“Имя твоё”)

- Как мы называем единоначатие строк в
стихотворении?

(Анафора)

- Правильно, анафора, лексический повтор.
Лексический повтор – одна из основных
особенностей лирики Цветаевой. Приведу пример из
одного её стихотворения:

Помню ленточки на всех
Детских шляпах,
Каждый прозвеневший смех,
Каждый запах…
Каждый парус вдалеке
Жив на муку.
Каждую в своей руке
Помню руку.
Каждое на ней кольцо
- Если б знали! –
Помню каждое лицо
На вокзале. (1914)

- Для чего Марина Цветаева использует
лексический повтор?

(Чтобы подчеркнуть главную идею стихотворения).

- Какие тропы помогают создать зрительный образ
Блока?

(метафоры: “птица в руке”, “льдинка на языке”,
“поцелуй в снег”; эпитеты: “нежная стужа
недвижных век”, “ключевой, ледяной, голубой
глоток”; олицетворения: “камень всхлипнет”,
“назовёт курок”.)

- Обратите внимание на последнее слово в
стихотворении “глубок” . В чём его особенность?
Может оно рифмуется с каким-нибудь словом?

“ГЛУБОК” — это слово содержит все звуки имени
поэта (ГЛУБОК-БЛОК) и рифмуется с ним.

- В чём особенность синтаксиса стихотворения?

(Синтаксис стихотворения очень близок
синтаксису самого Блока. Цветаева использует
безглагольные синтаксические конструкции,
предложения фиксируют настоящее время, но им
свойственен особый характер вневременности. Они
подчеркивают бессмертие Блока. Цветаева
использует синтаксический параллелизм:
построение конструкций 1 и 3 строфы совпадают, что
придает стихотворению композиционную
завершенность и целостность).

- Заметим, что М. Цветаева не была лично знакома
с Блоком. Для неё Блок – символический образ
поэзии.

- Обратимся к следующему стихотворению, которое
было написано Цветаевой в ноябре 1921 года, когда
она уже пережила и революцию, и голод, и разлуку с
мужем, и смерть маленькой дочери Ирины. В это же
время уходят из жизни поэты её поколения: Н
Гумилев и А. Блок. В этот период Москва кажется
Цветаевой “чудовищной”: “Общий закон жизни –
беспощадность. Никому ни до кого нет дела”. Такой
печальный подтекст у следующего стихотворения. (Приложение №3)

Чтение стихотворения.

- Каково ваше первое впечатление от
стихотворения? Какие слова многократно
повторяются? Какие знаки препинания?

(Обращения: “Молодость моя!”, обилие
восклицательных знаков в конце и в середине
строк).

- Как говорится о молодости в начале
стихотворения?

(Молодость – “сапожок непарный”. Может быть,
“непарный” — ненужный? Эпитет “воспаленные”
передает состояние героини: тревогу, бессонные
ночи, выплаканные глаза. С молодостью поступают
как с календарным листком: не о чем жалеть,
прошлое неизбежно должно уйти).

- Почему М. Цветаева называет молодость “ношей
и обузой”? Чем различаются эти два семантически
близких слова? Своя ноша, как известно…не тянет,
а от обузы надо избавляться.

- Найдите строки, где образ молодости обретает
черты живого человека.

(“Ты в ночи начесывала гребнем,

Ты в ночи оттачивала стрелы”)

- “Ты в ночи” – это… (анафора)

- Найдите метафоры. (“щедростью давясь”, “мой
сапожок непарный”, “лоскуток кумашный”).

- В последних строках образ молодости согрет
чувством нежности. Какими словами это
передается?

(Ласковым укором “моя морока”, “мой лоскуток
кумашный”).

- Обратите внимание на последнее четверостишие.
Здесь много неизвестных для вас слов: “скипетр”,
“яства”, “брашно”, “кумашный”. Яство –
изысканное кушанье; брашно – обычное; скипетр –
знак царской власти, жезл с драгоценными камнями
и резьбой; кумашный – из ярко-красной ткани.
Заметьте, что здесь соединена лексика высокого
стиля: яства, скипетр, брашно, с просторечной:
морока, кумашный. Этот приём Цветаева использует
для усиления образности.

- Обратимся к следующему стихотворению, которое
является классическим выражением эмигрантской
ностальгии. (слайд №6, 7, 8, 9,) (Приложение
№4
)

- Какие слова повторяются в стихотворении?

(“все равно”, “все едино”, “всяк дом”, “всяк
храм”)

- Всяк дом мне чужд,

Всяк храм мне пуст.

О чем страшном говорит Цветаева в этих строках?

(О том, что нет привязанности, ни с кем нет
кровного родства, а самое страшное, что нет веры).

- А ещё нет Родины…Сердце поэта болит из-за
отрешенности, удаленности от родного, именно
поэтому так горячо доказывается нелюбовь к
чужому. Обратите внимание на многоточие в конце
стихотворения. Героиня навеки связана с родной
землей, если куст рябины вызывает трепет сердца.

Родина и рябина у Цветаевой семантически
близкие понятия. Например, в раннем
стихотворении Цветаевой встречаем один образ
рябины (слайд №10):

Красною кистью
Рябина зажглась
Падали листья
Я родилась. 1916 г.

А вот в позднем стихотворении совсем другой
образ:

Рябину рубили зорькою,
Рябина – судьбина горькая,
Рябина – седыми спусками,
Рябина – судьбина русская.
1934 г.

- Ещё раз внимательно прочитайте стихотворение.
Без каких строк оно приобрело бы совсем иной
смысл?

(Без двух последних. Тогда осталось бы ощущение
смирения Цветаевой с горечью отрешенности и
бездомности).

В 1939 году М.Цветаева с сыном уезжает в Москву. В
августе арестовывают её дочь и мужа. Цветаева
занимается переводами, чтобы прокормиться, на
руках у неё часто болеющий сын. Война прерывает
её

работу над переводами. Не выдержав бомбежек,
Цветаева эвакуируется в городок Елабугу на Каме.
Работы даже самой черной для нее нет.

Марина Цветаева всегда была далека от
повседневности и, столкнувшись с ней, не нашла в
себе сил жить с ней.

Б. Пастернак сказал о ее кончине: “Марина
Цветаева заслонялась от повседневности работой,
и, когда ей показалось, что это непозволительная
роскошь и ради сына она должна временно
пожертвовать увлекательною страстью и взглянуть
кругом трезво, она увидела хаос, не пропущенный
сквозь творчество, неподвижный, косный, и в
испуге отшатнулась, и, не зная куда деться от
ужас, впопыхах спряталась в смерть, сунула голову
в петлю, как под подушку”.

Слайд №11.

  • Приложение 1.
  • Приложение 2.
  • Приложение 3.
  • Приложение 4.

Литература.

  1. Мандельштам А.И. Серебряный век: русские судьбы.
  2. Труайя А. Марина Цветаева.
  3. Цветаева М.И. Стихотворения.
  4. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки
    по литературе. 11 класс.
  5. Русская литература XX века. 11 кл. Учебник для
    общеобразовательных учреждений/ В.А. Чалмаев, О.Н.
    Михайлов, А.И. Павловский.

Следующий: