Поэзия как особое переживание мира. 2-й класс

Цели:

  • Донести замысел поэтического текста, формировать представление о поэзии как об особом переживании мира, раскрыть авторские приемы создания художественного образа.
  • Развитие речемыслительных способностей учащихся в ходе литературного анализа поэтического текста.
  • Воспитывать чуткое отношение к художественному слову на материале лирического текста.

Ход урока

I. Организационный момент. Мобилизующий этап урока.

Релаксация под музыку П.И. Чайковского «У камелька».

Учитель. Зимний вечер. Жарко горят дрова в камине. Тень от огня пляшет на стене. Вся комната заполняется теплом. Стучат в руках бабушки спицы. Слышно, как звонко бьются о стекло ледяные снежинки. Воет и ревет непогода. Вы берёте в руки любимую книгу и садитесь у огня. Герои сказки будят ваше воображение. Это именно то, что нам нужно сегодня на уроке. Вот с таким настроением мы и начнём урок литературного чтения.

II. Сообщение темы урока. Актуализация знаний.

  • Сегодня на уроке мы отправимся в мир поэзии. Откроем те тайны, которые помогают художникам слова раскрыть образы в своих произведениях, узнаем об особых приемах, с помощью которых поэты создают поэтические картины.

  • Наш урок будет проходить под девизом:
    Люби дело – мастером будешь.

  • Какая народная мудрость заключена в этой строке? Кого называют мастером? Как вы думаете?

/работа с толковым словариком/

Мастер –

  • квалифицированный работник, занимающийся каким-либо ремеслом;
  • специалист, достигший высокого умения, мастерства, искусства в какой-либо области;
  • ловкий, искусный в каком-либо деле человек;
  • звание, присваиваемое за выдающиеся достижения в области спорта.

Знакомьтесь с одним очень известным мастером, как он себя считает:

Из Солнечного города наш коротышка,
Озорной и веселый этот мальчишка.
Он и поэт, и художник, и музыкант,
Ко всякому делу – особый талант.
На любой вопрос он знает ответ,
Вот только правильный он или нет.
А теперь вот, отгадай-ка,
Как зовут его? /Незнайка/

  • Знаком ли вам этот герой? Где вы о нем читали? /Николай Николаевич Носов «Как Незнайка сочинил стихи» — это отрывок из его сказочной повести «Незнайка в Солнечном городе»/
  • Сегодня он на уроке вместе с нами.

Незнайка:

  • Ребята, найдите отрывки, в которых Цветик учит меня, как писать стихи. /о рифме, о смысле, заложенном в стихах/
  • Хороший ли учитель Цветик?
  • Прочитайте, какие «замечательные» стихи у меня получились.

Учитель:

  • Понравились ли коротышкам эти «замечательные» произведения? Почему? /Докажите свой ответ словами текста/.
  • В каком значении я использовала слово «замечательные»? /переносном/
  • Какой совет вы бы дали нашему поэту?

III. Творческая работа.

  • Легко ли быть поэтом? (Поэтом быть трудно, но можно попытаться. Для этого нужно выбрать тему и использовать рифму)

Проверка домашнего задания /рифма: зима — замела, дорожки – окошки/

  • Давайте проверим ваше творческое задание. Используя данные вам рифмы или свои подобранные, какие поэтические строки у вас получились?
  • Определите тему ваших стихотворений./ О зиме/

***
Наступила зима серебристая,
На деревьях снежинки пушистые.
На катке детвора развлекается.
Друг за другом мальчишки катаются.
Егор Б.

***
Белая красавица-зима,
Все дома, деревья замела.
Стали серебристыми дорожки,
И раскрашены узорами окошки.
Сергей Т.

***
Выпал снег – пришла зима,
Принесла нам холода.
Замела везде дорожки,
На окошках – кружева,
Все окошки расписные,
На дорожках серебро.
Замела метель поля,
Ах, ты, русская зима!
Максим К.

***
Зима, зимушка-зима.
Все дорожки замела.
Сто узоров на окне
Подарила она мне.
Виктор П.

***
Пришла холодная зима,
Дорожки, тропки замела.
Я зиму снежную люблю,
Кататься с горки я пойду.
Михаил С.

***
С неба падают пушинки,
Это белые снежинки.
В танце радостно кружась
На солнце красочно искрясь.
Засыпают всё вокруг
И поля, и лес, и луг.
Илья К.

***
По дороге стелется
Белая метелица.
Снег лежит, порхает,
Горки наметает.
Будем мы кататься,
Весело смеяться.
Диана Г.

***
Наступили зимние деньки.
Мы достали с полочки коньки.
Покатались на катке часок-другой,
Все устали и отправились домой.
Владимир П.

***
Зима бела, завьюжила.
Пришла ее пора.
Стучится в двери, окна,
Снежная пурга.
Полина Ч.

***
Рукодельница-зима,
Чудо-мастерица.
Наплела ты кружева
Все вокруг искрится.
Ненароком ты, зима,
Постаралась смело.
Все деревья и кусты
В кружева одела.
Александра Ш.

***
Зимушка-зима,
Много снега намела.
Заморозила окошки,
Замела кругом дорожки.
Очень холодно зимой.
Поскорее бы домой.
Ангелина К.

***
В зимнем лесу тишина.
Снегом покрыты деревья.
Кажутся мне иногда,
Будто из сказки, виденья.
Ели с мохнатыми лапами
Дружно ведут хоровод.
Ну, а зверята нарядные
Им подпевают и вот…
Деду Морозу понятно
Это пришёл Новый год.
Значит, пора за подарками,
К каждому надо успеть.
Ведь в каждом доме под елочкой
Место свободное есть.
Так каждый год и случается
Добрая сказка сбывается.
Александр Т.

Какие замечательные сочинения у вас получились. Лучшие из них будут опубликованы в нашей школьной газете «Виват, лицей!»

IV. Минутка отдыха.

V. Анализ произведения С.К. Есенина «Зима».

Обратимся сейчас к поэтическому произведению мастера слова Сергею Константиновичу Есенину. Сергей Есенин – удивительный поэт. Он обладал талантом так организовать речь, чтобы она звучала как музыка. Его произведения помогают нам открыть красоту, которая есть в мире. Давайте посмотрим, каким поэт увидел зимний пейзаж?

Чтение стихотворения «Зима» учителем наизусть.

Первичное восприятие текста. Дети выражают своё отношение к услышанному.

  • Перечитайте стихотворение и попробуйте объяснить выражения:

Словарно-лексическая работа.

Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка. /образ сильного мощного звона в сто колоколов/
Ковром шелковым стелется.
Озябли пташки малые /замените синонимом-замерзли/
Стучит по ставням свешенным /створки для прикрытия окна снаружи/

Самостоятельное чтение.

Анализ стихотворения.

  • Какие разные картины описывает поэт в стихотворении? Какие это картины? /зима в лесу, метелица во дворе, воробышки у окна, зимняя вьюга, сон воробышков/
  • Какую зиму описывает в стихотворении поэт? Докажите примерами из текста. /злая, красивая, суровая, снежная, жестокая, вьюжная, безжалостная, музыкальная, громкая, звонкая…/ Зима поёт, аукает, баюкает. Кто так действует? /приём олицетворения/
  • Как поэту удалось создать картину суровой зимы? /Обратите внимание на песню зимы – шипящие звуки [ш. ч], глухой [с], завывание вьюги [р]/
  • Как поэт описывает метель? Какие приемы при этом использует? /скрытое сравнение/
  • Какие картины противопоставляются в произведении: Холодная зима – Улыбающаяся весна.
  • В каких строках мы видим отношение поэта к изображаемому? /грусть, жалость, восхищение/

Работа над выразительностью стихотворения.

– Одинаково ли будем читать произведение? /восхищаясь красотой, с чувством жалости, сожаления, контрастно – о солнечной и теплой весне/

Выразительное чтение стихотворения /под музыку/. Оцени свое выступление.

Прозвучала музыка композитора Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года. Декабрь/. Почему? В чем она созвучна со стихотворением? Найдите перекликающиеся строчки.

VI. Итог.

  • Что можете сказать о поэте Сергее Александровиче Есенине?
  • Прочитайте эпиграф урока еще раз. Сделайте вывод по уроку. /С.А. Есенин – мастер художественного слова, очень чутко воспринимающий картины природы и передающий свои переживания в произведении./
  • Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.
  • Работа с иллюстрацией: подберите строки созвучные с произведением.

Приложение.

Следующий: