Поэтическая встреча Она ни в чем не виновата… Н. Н. Гончарова в творчестве Николая Доризо

Оборудование:

  • портреты Н.К. Доризо, А.С. Пушкина, Н.Н. Гончаровой;
  • мультимедиапрезентация: слайды с изображением обложки
    книги Н.К. Доризо «России первая любовь» (Доризо Н.К. России первая любовь:
    Стихотворения, поэмы, проза. /худож. Б. Лавров. – М.:Современник, 1986);
    первых страниц входящих в книгу произведений.

Школьный актовый зал, расставленные полукругом столы, на
столах – фрагменты произведений Н.К. Доризо.

Присутствуют учащиеся 9 – 11 классов, учителя разных
предметных областей, родители учащихся.

Слово учителя (в руках — книга «России первая любовь»)

Я
держу в руках удивительную книгу. Открываю эту книгу часто, на любой странице, и
начинаю читать. А еще я люблю рассматривать в ней очень красивые репродукции.
Возвращаться к этой книге придется наверняка еще много раз. Я советую это и вам.
Книга называется «России первая любовь», ее автор — мастер поэтической мысли
Николай Константинович Доризо, лауреат Государственной премии России. Кто не
знает его стихов и песен: «Огней так много золотых…», «Давно не бывал я в
Донбассе…», «На тот большак, на перекресток», «Почему ты мне не
встретилась?..» и многих других?! Но не всем известно, что путь поэта был
трудным и сложным – это тема другой нашей встречи. Сегодня же мы поговорим о
главном и современниками не оцененном труде поэта. Книга «России первая любовь»
вышла в разгар перестройки, в 1986 году. В нее вошли трагическая поэма «Третья
дуэль», полемические раздумья под названием «Жена поэта», сборник посвященных
пушкинской теме стихов – давший название всей книге, героическая поэма
«Берестяное слово» и драматическая «Место действия — Россия». Потом – снова
мысли о Пушкине, Лермонтове, Маяковском, Есенине…Любой поэтически мыслящий
россиянин не может не испытать потрясения, читая «Третью дуэль» — драму в стихах
о жизни Александра Сергеевича Пушкина и его жены, Натальи Николаевны Гончаровой.
В пушкиноведении появилось много новых документов, которые помогли автору
по-новому взглянуть на образ жены поэта, а, следовательно, и на трагические
обстоятельства гибели гения русской литературы – А.С. Пушкина. Эта женщина, по
свидетельству всех современников, была одарена божественной красотой, как
Прекрасная Елена, из-за которой началась Троянская война. Молоденькая
провинциальная барышня вышла замуж за бессмертие, на которое с минуты венчания
была обречена сама. Разобраться во всем поможет нам поэт Николай Константинович
Доризо (его роль сегодня будет играть ваш одноклассник) и его творчество.

Ученица.

Стихотворение «Наталья Пушкина» (стр. 236)

Как девочка,
тонка,
бледна,
Едва достигнув совершеннолетья,
В день свадьбы
знала ли она,
Что вышла замуж за бессмертье?
…………………………………
Одно мерило всех мерил,
Что он ей верил,
Верил свято
И перед смертью говорил, —
Она ни в чем не виновата.

Ученик

. Автор, Николай Константинович Доризо, говорит в
«Полемических раздумьях»: «Трудно найти не только в русской, но и во всей
мировой истории женщину, которая оставила бы такой неизгладимый след в людской
памяти, которая вызывала бы столь противоречивые толки, яростные споры, длящиеся
вот уже полтора столетия. Слишком много у нее было обвинителей и почти не было
адвокатов…»
Подобно Леониду Леонову, называвшему себя «следователем по особо
важным делам человечества», Николай Доризо в литературе, по собственному его
определению, адвокат по особо важным делам. Вот и взялся он за дело, которое не
так-то просто решить адвокатской конторе. Его произведения несут отблеск его
судьбы и адвокатской наследственности, хотя, конечно, без обличительных нот в
творчестве он не обходится. В последней поэтической и прозаической книге Николая
Константиновича, вышедшей в сентябре 2004-го в издательстве «Русская книга»,
много чисто криминальных историй, переработанных из разговоров с друзьями –
профессиональными защитниками.

Ученик.

Было два побуждения. Первое: «С Пушкиным я
словно родился на свет, прожил всю свою жизнь. Побудил сам факт моего рождения.
Во главе всего был Пушкин с его сказками и стихами. И вся жизнь, все творчество
связаны с Пушкиным. От него идет вся наша литература»
. И второе: «Когда
порою в наши дни ревнители «чистого Пушкина», без его жены, пытаются как бы
отодвинуть ее в сторону, они оказываются беспомощными по-настоящему понять жизнь
поэта… А для того чтобы понять, надо любить. Любить большой человеческой любовью
не только самого Пушкина, но и его многострадальную жену…»
За спиной у
России чуть не два века вымыслов и брани в адрес Натальи Николаевны. Но способны
ли простые – порою хуже воровства – истолкования ее образа как пустой и
недостойной гения не опорочить его самого? Это и тревожило Доризо как ничто
иное, это и лежало раной на душе у всей России. Вот и решился некогда поэт
уврачевать эту рану – развеять нелепые мифы и рассказать правду.

Н.К. Доризо

. Обвинители Натальи Николаевны не считаются с
очевидным. И до сих пор молва считает, что Пушкин в своей любви был наивен и
легковерен, что ослеплен был «голой» красотой. Это принижает великий пушкинский
ум. Многие ошибались, размышляя об отношениях Александра Сергеевича и Натальи
Николаевны. Ошибался Шеголев, написавший обстоятельную монографию «Дуэль и
смерть Пушкина». Ошибалась Цветаева: «Тяга Пушкина к Гончаровой… тяга гения –
переполненности к пустому месту. Он хотел нуль, ибо сам был все».
Анна
Ахматова не менее Цветаевой боготворила Пушкина и не менее Цветаевой ненавидела
его жену: «Мы имеем право смотреть на Наталью Николаевну как на сообщницу
Геккеренов в преддуэльной истории. Без ее активной помощи Геккерены были бы
бессильны».
Ошибался М.Булгаков, написавший «Последние дни». Да что там –
ошибались и современники Пушкина. Куда проще списать все на флирт, на любовную
интригу, чем воссоздать истинное существо вещей. Она же была для него и
верным другом, и матерью его детей, и женой-ребенком, ведь он был старше ее не
только на тринадцать лет, но и на свою гениальность.

Ученик.

Чтение стихотворения «Читая Пушкина» (стр. 259)

Ученик.

«Третья дуэль» (1963 – 1982) покоряет
прозрачностью стиха, динамикой рассказа, колоссальным владением историческим
материалом, но главное – раскрытием образов. И в этом поэт приближается к самому
Пушкину. Вот взволнованная беседа двух сестер: Натальи Николаевны и Александры
Николаевны (инсценирование)

Александра Николаевна

Друзья
Все
Знают:
Этот пасквиль – ложь.
Зачем же придавать
Пустым наветам
Значенье роковое?

Наталья Николаевна

Это так.
И все ж
Не забывай,
Он Пушкин.
Дело в том.
Ведь имя Пушкин
Не кружку друзей
С их мненьем,
Как и жизнь их,
Быстротечным, -
Оно
Принадлежит России всей
И потому
Должно быть
Безупречным.
Дантесу
Мненье тех
Важней всего,
Кого
Сегодня
Он встречает в свете,
А Пушкин так тревожен оттого,
Что знает Пушкин –
Каждый шаг его
Судить потомки будут.
Он в ответе
Пред ними.
Потому он так раним.
Как страшно жить
С бессмертием своим…

Ученик.

Усыновленный бароном Луи де Геккереном
кавалергард Жорж Дантес был не единственным обожателем Натальи Пушкиной. Сам
царь Николай I был ею очарован. Что еще обсуждать в свете как не влюбленности?
Такова, увы, природа великосветского общества. Тем и тяготило Пушкина его
камерпажество, его зависимость от сиятельных и влиятельных ничтожеств, от
беспечных повес и сибаритов.

Ученик.

…да он и сам был повесой… - всегда
упрекала его молва, — вот и список его донжуанский… и поделом ему… В этом
большая неправда: влюбленности Пушкина бывали безответны зачастую – и часто на
уровне восторга, который испытываешь перед прекрасным вообще. А в Наталье
Гончаровой он, видимо, разглядел одну из тех, в ком таилась готовность понять
всю неохватность его личности – и вместе жизненную правду всех его побуждений.

Ученик. Автор пишет: «Он увидел в ней не только
красавицу, достойную поклонения, но и верного друга, способного разделить его
нелегкую судьбу, судьбу поэта… Представьте себе робкую, застенчивую девушку, с
детства привыкшую во всем подчиняться властному характеру матери. И вдруг эта
девушка решительно встает на сторону жениха, идет против воли матери с
непримиримой смелостью (мать сопротивлялась браку дочери с Пушкиным)…Такие
решительные поступки людям, подобным Наталье Николаевне, людям мягкого
характера, даются нелегко. Их вызывает к жизни большое, благородное,
самоотверженное чувство. И поэтому у таких людей подобные поступки особенно
ценны. Со стороны Пушкина это не была тяга гения «к пустому месту», это была
великая пушкинская тяга к гармонии, гением которой он был… Вот как описывает
знакомая Натальи Николаевны Н.Еропкина ее портрет: «Глаза добрые, веселые, с
подзадоривающими огоньками из-под длинных бархатных ресниц. Но покров стыдливой
скромности всегда останавливал вовремя слишком резкие порывы».

Н. Доризо.

Наталья Гончарова затмила всех великосветских
красавиц своей красотой. И дело не только в правильности черт или тонкости
стана. Пресыщенное светское общество увидело в ней неподдельную молодость со
здоровым провинциальным румянцем на щеках, застенчивость, скромность. То, что в
этом обществе редко встречается…

Ученик. В вашей «пушкиниане» дана и новая версия
Дантеса. Это не охамевший ловелас, а запутавшийся в своих чувствах юноша –
любимая игрушка Геккерена. Да и тот у вас в поэме тоже не однозначен. Да, он
интриган, но движимый не столько коварством, сколько сложным чувством к Дантесу.
Интригу против Пушкина (нацеленную в сердце поэта) затевают иные люди – и они у
вас тоже в числе персонажей… Вот ваш Дантес выговаривает приемному отцу,
убеждающему его жениться на Екатерине, сестре Натальи Николаевны. Геккерен это
делает, чтобы спасти лицо и избежать дуэли Дантеса и Пушкина. Задача – усмирить
гнев Пушкина. Навязчивый интерес Дантеса к Наталье Николаевне теперь должен
показаться поэту как естественное стремление к общению с будущей родственницей.

Инсценирование.

Геккерен

…Катрин согласна,
я с ней говорил.

Дантес

(в бешенстве)

Катрин согласна.
Не согласен я.
Я не давал
Таких вам полномочий.
По-видимому, сударь,
Вы забыли,
Что вы не мой посланник,
А голландский.

Геккерен

Как раз об этом
Я не забывал,
Когда тебя
Почти что на коленях
Одуматься просил,
Унять любовный пыл.
Из-за тебя
Коварный этот пасквиль
Мне приписали,
Мне –
Посланнику голландского двора.
А в пасквиле,
Где Пушкин назван рогоносцем,
Намек
На связь его жены
С державным венценосцем.
Как отнесется царь
К подобному намеку?
В его глазах
Я гнусный лжец
И пасквилянт…

Но он же, Геккерен, и затеял когда-то эту интригу – предложив
Дантесу поволочиться за Натальей Пушкиной и тем обратить на себя внимание света…
Такова ваша версия.

Н. Доризо.

Дантес нравился Наталье Гончаровой. Сначала
она не могла разобраться в своих чувствах, не могла сразу осознать, что за тот
срок, который она прожила с мужем, она приняла его нравственное вероисповедание,
находясь под гипнотическим влиянием его гения. Для нее, едва достигшей
совершеннолетия в пору замужества, Пушкин был и мужем, и любящим отцом, и мудрым
наставником. Он понимал, что его юная, неопытная в светских кознях жена – первая
красавица Петербурга, молва о которой прошла по всей России — беззащитна и
нуждается в его мудрой опеке. Поэтому Пушкин и требовал от нее полной
откровенности. Но откровенности не может быть без доверия. Пушкин нежно и мудро
старался заслужить это доверие. Такая откровенность предполагает невозможность
измены. А самое главное – окруженный врагами Пушкин не мог оставить в их руках
по-юному доверчивую свою жену.

Ученик.

Звучит стихотворение «Дантес» (Нет, жив Дантес,
он жив опасно..) стр.238

Ученик

Николай Константинович, в своих полемических
раздумьях вы писали в этой связи, что это бережение и мудрая мужеская опека
происходили оттого, что Пушкин обладал гениальным умом психолога и даже
стратега. Но почему же он сам себя не смог защитить?

Н. Доризо.

Во многом поэт превзошел и опередил свой век –
и об этом прекрасно сказано и Гоголем, и многими другими. Но жить ему
приходилось в условиях общества, которые формально нельзя было не принимать. И
во многом он должен был подчиняться тому кодексу чести, который был принят.
Когда-то я получил письмо от женщины, доктора филологических наук. Она писала: «Если
бы Наталья Николаевна действительно была заботливой, любящей женой, то не ходила
бы по балам, а сама бы вместо нянек готовила семье обед и стирала пеленки, так
как семья поэта пребывала в нужде…»
Если бы жена потомственного аристократа,
принадлежавшего к высшему обществу, не ходила бы на балы, а сама стирала
пеленки, ее посадили бы в сумасшедший дом. Я об этом тоже писал.

Ученик. С условиями общества нельзя было не
считаться. Но представления о мужской чести слишком часто побуждали поэтов
браться за дуэльные пистолеты. Я говорю о Лермонтове, который сам сказал, что
значит гибель Пушкина для России.

Ученик.

Звучит стихотворение «…А если б не было дуэли?»
(стр. 242)

Н. Доризо. Юный Лермонтов (так случилось, что в
России почти одновременно родились два близнеца-гения), не признававший
авторитетов, гордый и своенравный, однажды пришел к дому Пушкина. Но постоял и
ушел. Он понимал подлинное величие Пушкина, и, видимо, то был единственный раз,
когда он оробел. Пушкин был единственным поэтом, перед которым он мог
преклоняться. Об этом можно прочитать в стихотворении «Погиб поэт, невольник
чести». А он еще не написал «Демона», «Мцыри», не написал свои гениальные стихи,
потому и не мог прийти к Пушкину. А вот если б он это написал уже, он мог бы с
Пушкиным разговаривать… Уезжая на Кавказ, Лермонтов встретился у Карамзиных с
Н.Н.Пушкиной. И весь вечер с ней проговорил. Это подтверждение того, что он
преклонялся перед ней как перед женой Пушкина, недоброжелателей у которой после
его гибели было много. О чем они могли говорить? Только о Пушкине. Он видел в
ней часть самого Пушкина, а не женщину, которая (вспомним Щеголева) «была так
красива, что могла позволить себе роскошь не иметь никаких других достоинств».

Ученик. Расскажите, как работалось с архивами, с
историческим материалом? Ведь столько поднято и понято… чувствуется, что автор
знает о своих героях все до мелочей.

Н. Доризо.

Потребность восстановить справедливость в
отношении чего-то оклеветанного, оболганного, непонятого чего-то в литературе –
мой самый главный долг, который и заставляет меня браться за перо, работать в
архивах. Кто говорит, что Наталья Николаевна была равнодушна к мужу, прежде
всего умаляют не ее достоинство, а достоинство самого Пушкина. Ведь это был
интереснейший, очень обаятельный человек, общению с которым радовались самым
искренним образом. А вспомним, что о нем писал Гоголь: «В последнее время
набрался он много русской жизни и говорил обо всем так метко и умно, что хоть
записывай всякое слово: оно стоило его лучших стихов; но еще замечательнее было
то, что строилось внутри самой души его и готовилось осветить перед ним еще
больше жизнь».

Ученик. Письма Натальи Николаевны, к сожалению,
утеряны, но в письмах Пушкина по отдельным фразам, репликам можно воссоздать ее
письма к нему. Наталья Николаевна пишет Пушкину: «…Теперь пойду отдохнуть, я
очень устала сегодня – эти образчики большого света заставляют меня с ужасом
думать о предстоящих выездах этой зимой…». «Если бы ты знал, как я была
счастлива вернуться домой; я разделась и села писать тебе. Мои так называемые
успехи нисколько мне не льстят. Я выслушала, как всегда, множество
комплиментов…». Пушкин обладал очень покладистым, неприхотливым, нежным и
веселым характером. Обожал своих детей, и заботы о них очень роднили его с
Натальей Николаевной. Если Пушкин родился на свет прежде всего поэтом, она
родилась на свет прежде всего матерью. Доктору Спасскому Пушкин сказал
пророческие слова: «Она, бедная, безвинно терпит и может еще потерпеть во мнении
людском». В последние минуты жизни Пушкина Наталья Николаевна лежала без памяти,
потрясенная горем. «несчастную жену с большим трудом спасли от безумия, в
которое ее, казалось, неудержимо влекло мрачное и глубокое отчаяние» (Д.Ф.
Фикельмон).

Ученик.

Дочь Дантеса Леони выучила русский и
возненавидела своего отца, осознав содеянное им… Неужели так оно и было? Вот эти
ваши строки:

И это так меня ошеломило –
Я не могла ни есть, ни спать.
Все время
Стоял передо мною
с укоризной
Печальный образ
гения-поэта,
……………..
Вот для чего
с таким упорством изучала
Я столько лет
его родной язык…

Н.Доризо

. Действительно, дочь Дантеса сошла с ума и
окончила жизнь в клинике, куда он ее и упрятал. Это не было в полном смысле
больницей – просто он как мог изолировал ее жизнь и круг ее общения…

Ученик.

Цитата:

Леони:

Пока живу, до смертного конца
В одном моей судьбы предназначенье -
Замаливать кровавый грех отца,
Так, видно, суждено мне от рожденья.
По силам ли нести мне эту ношу?…
Болит все тело. Голова в жару…

Учитель

. Все, что имеет конец, так кратко… — сокрушался
Августин Великий. Речь сегодня шла о вечном, о подлинном, о человеческом…Все
узнается, всему свое время. Ученик. Звучит стихотворение «Он, страх
внушавший знати и царю…», стр. 243-244

Следующий: