Поэтическая лексика и патриотичность былин

Эстетическое освоение былин заставляет ощутить кровную связь людей новой России с людьми эпохи создания эпоса, с людьми тех эпох, в которые былины устно передавались от поколения к поколению. Известный славянист Фр. Миклошич выделил в былинах ряд приемов, не свойственных эпосу «искусственному», т.е. литературе: эпитеты, сравнения, повторения. Художественные функции глагола и его форм рассмотрены в работах В.Я..Проппа, А.П.Скафтымова, Д.С Лихачева. Особые явления поэтической лексики былин (тавтология, синонимия) проанализированы А.П.Евгеньевой. Каков же язык русских былин? В чем заключена его поэтика?

В сочетании прилагательных — эпитетов с существительным: белый — день, двор, береза, заря, лицо, лебедь, конь, паруса, полотенце, руки, свет; большой – бой, брат, богатырь, дочь, земля, сестра; быстрый — ноженьки, река, ручьи.

В сочетании существительных с прилагательными: богатырь — могучий, удалый, приудалый, русский, славный, младой, старый, седой.

В сочетании глаголов синонимов: было-жило, бити-грабити, биться-драться, бьются-рубятся, кормила-поила, зрел-смотрел,

В употреблении многообразных словосочетаний поэтизирующих русскую речь:

  • обозначающие предметы — белгорюч камень, белполотнянный шатер, злата казна, калена стрела, путь-дорога, богатырский конь, добрый конь, булатный меч, тугой лук, разрывчатый, палица во сорок пуд.
  • обозначающие действующие лица былин — Илья Муромец, Добрынюшка, Алешенька-поповский сын, батюшка-родитель, братцы-товарищи, волхи-волшебники, горькая сирота, красны девицы.
  • обозначающие части человеческого тела — богатырска буйна голова, бело лицо, головушка безвинная, жёлты кудри, могучи плечи, русы косы, речист язык, уста сахарные, ясны очи.
  • обозначающие мир животных — бела лебедь, добрый конь, змея подколодная, ясен сокол.
  • обозначающие являения природы — буйны ветры, береза покляпая, дерево стоячее, крут бережок, мать — сыра земля, мхи-болота, роса ранняя, туча грозная.
  • обозначающие отвлеченные чувства понятия — беда неминучая, большая невзгодушка, даль неведомая, дела добрые, слава великая, сила поганая, честь славушка.
  • обозначающая и называющая различные действия — гулять погуливать, туча подымается, во гусельцы поигрывает, мечет палицу тяжелую, служить верой правдою, речи говорил, ответ держал, горько прирасплакалась, слезами уливается.

Сочетаясь, переплетаясь, повторяясь, русские слова создают былину с ее неповторимой красотой и благозвучием. В былине повторяются эпизоды, отдельные слова и целые фразы. Но не механично, а всегда так, что это ведет к большей выразительности речи.

Чужой человек не просто чужой, а «чуж чуженин» — это уже совсем чужой. Удивляясь, говорят не «чудно», а «чудным-чудно» — в степени крайнего удивления. Постоянные эпитеты (скатный жемчуг, тутой лук); параллелизмы (одно солнышко на всем свете, один богатырь на святой Руси, не темны облака попадали, как летит ведь змея поганая); сравнения (неделя за неделей, как река бежит); преувеличение — гиперболизация (растёт не по дням, а по часам). Именно в этом заключена огромная художественная ценность былин. Именно былины своим поэтическим языком помогут донести детям все то лучшее и светлое, чем жил русский человек на протяжении долгих веков своей истории. Переходя из уст в уста, былины сохранили нам высокие примеры народного героизма, блиставшего в грозовые дни вражеских нашествий. Любовь к родной земле, сознание красоты и величия Отчизны, утверждение нравственных идеалов народа — все живет живой жизнью в русских былинах.

Приняв за основу исследования педагогов о процессе восприятия художественной литературы и особенностях понимания образа литературного героя, я заинтересовалась способностью детей понимать старорусский словарь фольклорных произведений. Слушая волшебные сказки, былины, дети старшего дошкольного возраста понимали общий смысл произведения: победу добра над злом, вслушивались в мелодику звучания слов, но не понимали значения, смысла отдельных фраз. Устранять этот пробел пришлось с помощью иллюстраций, дополнительных бесед, занятий. Дети охотно знакомились с новым. Многие впервые слышали слова: лапти, кольчуга, шлем, гусляр. Казалось, что детей зачаровывает волшебство звучания слов и радуют новые знания о них.

Начиная работу с младшей группой, мы можем гарантировать поэтапность, систематичность, познавательную активность занятий. Основная особенность этих занятий заключена в том, что все они служат следующим целям: усвоение старорусского, былинного словаря; приобщение детей к русским, народным традициям; воспитание патриотических чувств (прославление России, восхваление храбрости, отваги, доблести, чести, достоинства).

В младшей группе даются только названия предметов и показывается их функциональное использование: лошадка — на ней ездят; гусли — на них играют, звучит музыка; лапти — обувают на ноги.

В средней группе указываются различия в использовании предметов, расширяется словарный запас, затрагиваются морально-нравственные качества героев произведений, их социальный статус: лапти носили бедные люди, сапоги – богатые; кузнец работает в кузнице; крестьянин пашет землю.



После того, как в младшей и средней группах дети познакомились с малыми фольклорными жанрами (потешки, поговорки, загадки, сказки), в старшей группе можно начинать знакомство детей с былинами.

Былины о богатырях — один из наиболее древних фольклорных жанров. Сказочность повествования, поэтика языка, делают былину неисчерпаемым источником обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста. Обогащая и активизируя словарь за счет старорусских и устаревших слов, мы способствуем более глубокому пониманию былины. Именно поэтому предается такое большое значение словарной работе.

Морфологически и тематически можно выделить несколько групп слов за счет которых пополняется словарный актив детей.

Существительные.

  • предметы быта; печь (труба, устьице, лежанка, ступа, прялка, коса, соха, борона, ковш, чаша, горшок, скамья, лавка, еда, яства, балалайка, гусли, шатер, изба, хата;
  • одежда; рубаха, сарафан, портки, тулуп, лапти, сапоги, сума переметная, кольчуга, шлем, нагрудник, латы;
  • люди, звания: крестьянин,крестьянка, барин, барыня, кузнец. пахарь, пряха, князь, княгиня, попоподья, попович, нищие -странники — калики перехожие, гусляр — сказитель — былинник, богатырка, богатырь, дружина, витязь.
  • имена собственные: Малмефа. Добрыня, Ставер, Годин (Ставер Годинович) Микула Селянинович, Забава Путятишна, Василиса Микулишна, Садко.
  • конь, сбруя – упряжь, грива, хвост, шерсть, подкова, седло, уздечка, стремя., подпруга, плетка;
  • вооружение, доспехи: щит, меч, копье, палица, булава, кистень, лук (тетива, налуч), стрела, колчан, саадак.

Прилагательные

Богатырский, шелковая, золоченая, алая, лазоревый, недержалые (руки), нехожалые (ноги), покляпый (согнутый,кривой), ретивое сердце (пылкое, горячее), булатный(стальной), ратный(боевой), стародавняя (старая, давнишняя), могутный (могучий,сильный)

Глаголы

Ковать, косить, пахать, прясть, замуравела (заросла травой — муравой), биться — сражаться, обряжать (снаряжать, приводить в порядок), седлать, пировать.

Наречия

Видимо-невидимо, несчесть числа (много), кишмя кишат (очень много), супротив (напротив), стремя в стремя (рядом).

Читая былину, нельзя не заметить ее лексическое и синтаксическое своеобразие: эпитеты, сравнения, повторения предлогов, слов, словосочетаний и так далее. Слушая былины, дети развивают « чутье к звуковым красотам родного языка», учатся его тонкостям.

Активное владение былинным словарем, усвоение грамматического строя и своеобразия былин оказывают благотворное влияние на развитие связной речи детей. Нельзя также не отметить, что былины обогащают знания детей о деревне, русском быте, а это в свою очередь рождает интерес к России, ее истории.       

Былины выражают высокие общественные и нравственно этические идеалы русского народа. Богатырь и богатырство обладают силой влекущего жизненного примера. Тесно переплетая события реальной жизни, обогащая их фантастическим вымыслом, былина прославляет необыкновенных людей — богатырей и величественные события русской истории. Богатырь — человек патриот, носитель традиций и чаяний своего народа. Не случайно патриотизм, любовь к Родине, как малой, где ты родился, так и к стране в целом, красной нитью проходит практически через все формы устного народного творчества (былины, сказки, песни, пословицы, поговорки). Любовь к Родине выражается не только в описании героизма людей, но и в поэтических описаниях родной природы, прославлении своей Родины, осуждении предательства, трусости, уклонения от исполнения гражданского долга. Патриотизм всегда связывается с определенными качествами личности: храбростью, отвагой, доблестью, а также честью и достоинством, даже в отношениях с противником. Былинные герои: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и др. борются с различными чудищами, врагами — захватчиками за свободу и счастье своего народа, за независимость Родины. Дети остро реагируют на содержание былины, сопереживают богатырям, радуются их победам. В каждой былине дети отмечают цель, ради которой богатырь совершил подвиг, подчеркивают значение героического поступка: для русского народа победил Илья Муромец Соловья-разбойника, а не ради награды. Положительный конец былины, ясный, точный и понятный детям убеждает в силе богатырей и в благородстве их подвигов. Именно в этом заключена патриотичность былин. Героические подвиги легендарных богатырей воспитывают готовность защищать Родину.

Таким образом, знакомя детей с былинным фольклором, мы в начале решаем задачи словарной работы и постепенно подводим детей к более глубокому пониманию былин.




Следующий: